Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (Карельское УФАС России) Бабкин К.Е., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 010/04/9.21-09/2019, возбужденного в отношении акционерного общества "Прионежская сетевая компания" (ОГРН: 1061001073242; ИНН: 1001013117, адрес: ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013, далее - АО "ПСК", сетевая организация, Общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
15.01.2019 в Управление поступило заявление "_" (далее также заявитель) (вх. N 142) с жалобой на действия АО "ПСК", выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.06.2018 N ПР0128-18 (далее - договор).
Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что АО "ПСК" нарушает сроки исполнения обязательств по договору.
Из представленных документов следует, что между АО "ПСК" и "_" заключен договор, в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: "_".
Согласно пункту 1.5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения настоящего договора.
Датой подписания договора является 07.06.2018 (согласно штампа вх. N 19197 в сетевую организацию), срок осуществления технологического присоединения истек 07.10.2018.
В соответствии с условиями пункта 1.4 договора срок действия технических условий составляет 2 года, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств составляет 550 руб. (пункт 3.1 договора).
Оплата произведена заявительницей 28.05.2018, что подтверждено чек-ордером.
Техническими условиями от 07.06.2018 N ПР0128-18 (далее - технические условия) предусмотрено, что сетевая организация осуществляет разработку проекта электроснабжения объекта; строительство ВЛИ-0,4 кВ от опоры N 16 ВЛИ-0,4 кВ ф. 3 от ТП-143 до границы участка заявителя; установить на границе балансовой принадлежности прибор, обеспечивающий контроль величины максимальной мощности с возможностью автоматического учета электрической энергии.
Заявитель со своей стороны выполняет следующие мероприятия: по проектированию; от точки присоединения, указанной в пункте 7 технических условий, до ЩУ объекта построить ВЛИ-0,4 кВ проводом СИП или проложить КЛ-0,4 кВ расчетного сечения; заземление и защиту от перенапряжений выполнить согласно требованиям нормативных документов, регулирующих правила эксплуатации электроустановок; установить на границе балансовой принадлежности щит учета с вводным автоматическим выключателем номиналом 25 А и прибором учета с возможностью опломбировки.
В пунктах 3, 7 технических условий указано, что точкой присоединения является ближайшая проектируемая опора АО "ПСК" ВЛИ-0,4 кВ ТП-143, максимальная мощность 15 кВт.
09.11.2018 заявительница обратилась в сетевую организацию (вх. N 47495) с просьбой в соответствии с заключенным договором предоставить схему расположения опорных столбов. В ответ АО "ПСК" направило в адрес "_" запрошенную схему с письмом от 15.11.2018 N 20134.
08.11.2018 "_" уведомила сетевую организацию (вх. АО "ПСК" от 09.11.2018 N 47496) о выполнении мероприятий, предусмотренных техническими условиями.
19.11.2018 сетевой организацией составлен перечень замечаний к электроустановке N ПР028-18: недостаточный запас провода.
03.12.2018 Фокина М.П. повторно уведомила сетевую организацию (вх. АО "ПСК" от 04.12.2018 N 52184) о выполнении мероприятий, предусмотренных техническими условиями.
Актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 06.12.2018 N 2278 прибор учета допущен в эксплуатацию.
В перечне замечаний к электроустановке от 06.12.2018 N ПР028-18 указано, что замечаний не выявлено.
Актом о выполнении технических условий от 07.12.2018 N ПР0356-18 подтвержден факт выполнения заявительницей мероприятий по технологическому присоединению.
07.12.2018 заявительница обратилась в сетевую организацию, поскольку АО "ПСК" нарушает сроки выполнение мероприятий по заключенному договору.
В письме от 29.12.2018 N 23602 АО "ПСК" сообщило заявительнице, что в силу пункта 10 технических условий сетевой организации необходимо разработать проект электроснабжения объекта; осуществить строительство ВЛИ-0,4кВ от опоры N 16 ВЛИ-0,4кВ ф. 3 от ТП-143 до границ земельного участка заявительницы; установить на границе балансовой принадлежности прибор, обеспечивающий контроль величины максимальной мощности с возможностью автоматического учета электрической энергии. Строительство объектов электросетевого хозяйства за счет заемных денежных средств запланировано в 1 квартале 2019 года.
По факту совершения административного правонарушения определением от 22.01.2019 "О возбуждении дела об административном правонарушении N 010/04/9.21-09/2019 и проведении административного расследования" (далее - определение) в отношении АО "ПСК" было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ "_" привлечена в качестве потерпевшей по делу об административном правонарушении N 010/04/9.21-09/2019.
В соответствии с указанным определением АО "ПСК" надлежало в трехдневный срок со дня получения определения представить запрашиваемые документы:
копию заявки на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: "_";
копию уведомления, направленного заявителем в адрес сетевой организации о выполнении технических условий;
копии договора и технических условий к нему (с датой регистрации подписанного договора заявителем);
копию квитанции о внесении заявителем платы за технологическое присоединение;
копию переписки между АО "ПСК" и "_" по вопросу осуществления технологического присоединения по договору (при наличии);
копии документов, составленных сетевой организацией по результатам проверки выполнения заявителем технических условий;
письменные пояснения о причинах невыполнения АО "ПСК" в установленный договором срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, с приложением соответствующих документов;
любые иные пояснения и документы необходимые для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.
Запрошенная информация АО "ПСК" предоставлена с письмом от 07.02.2019 N 2531, в котором сообщалось о выполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта заявительницы не позднее 15.02.2019.
18.02.2019 сетевой организацией предоставлено ходатайство о приобщении документов к материалам дела письма от 14.02.2019 N 3177, акта N ПР0356-18, свидетельствующих о выполнении со стороны АО "ПСК" обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявительницы.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер
Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет действие правил на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Сроки технологического присоединения установлены подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики не может превышать 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и осуществить сетевой организации фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности.
Как указано выше, из документов, полученных в ходе рассмотрения заявления следует, что в соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения договора составляет 4 месяца, договор подписан сторонами и вступил в законную силу.
Из полученных в ходе расследования документов следует, что к установленному Правилами технологического присоединения, а также договором сроку (07.10.2018) сторонами не выполнены мероприятия, и, как следствие, не осуществлено технологическое присоединение объекта заявительницы к электрическим сетям АО "ПСК".
Пи этом АО "ПСК" в материалы дела не представило документы, свидетельствующие о невозможности выполнения обязательств по технологическому присоединению в установленный договором срок, по независящим от общества обстоятельствам.
В силу норм Правил технологического присоединения, с учетом подачи заявительницей уведомления об исполнении обязательств за пределами установленного договором срока, и отсутствие в Правилах технологического присоединения конкретного срока, по истечении которого с момента проведения осмотра выполнения заявителем технических условий сетевой организации надлежит осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности с составлением соответствующих документов, АО "ПСК" надлежало совершить вышеуказанные действия не позднее 07.12.2018 (дата составления акта о выполнении технических условий).
Однако, АО "ПСК" после получения информации об исполнении заявительницей обязательств по договору не осуществило фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявительницы к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности и не составило документы о технологическом присоединении.
В силу пункта 19 Правил технологического присоединения стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
Таким образом, АО "ПСК" к установленному Правилами технологического присоединения сроку не выполнило мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями, а также не осуществило фактическое присоединение энегопринимающих устройств заявительницы, соответственно не составило акт об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных, в том числе пунктом 14 (физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику) настоящих Правил, должны быть указаны: а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства; б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Точка присоединения к электрической сети - это место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861).
Распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил технологического присоединения.
Как указано в пункте 19 Правил, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами.
В соответствии с частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.
Должностным лицом Карельского УФАС России, установлена необходимость запросить дополнительные документы и письменные пояснения у сетевой организации.
Основанием для продления срока проведения административного расследования является необходимость получения дополнительной информации.
Руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России К.Е. Бабкин, рассмотрев 18.02.2019 ходатайство должностного лица, в производстве которого находится дело,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Продлить срок административного расследования по делу об административном правонарушении N 010/04/9.21-09/2019 до 18.03.2019.
2. Законному представителю АО "ПСК" явиться 15.03.2019 в 11 часов 30 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1 а, каб. 520 для составления и подписания протокола об административном правонарушении либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу N 010/04/9.21-09/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ АО "ПСК" надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС России копию схемы технологического присоединения объекта заявительницы; правовые основания указания в перечне замечаний к электроустановке от 19.11.2018 N ПР0128-18 - недостаточность запаса провода (со ссылками на нормы Правил технологического присоединения, в том числе с учетом пункта 25 (1)); правовую позицию по признакам нарушения подпункта "д" пункта 7, подпункта "б" пункта 16, пункта 19 Правил технологического присоединения усмотренных антимонопольным органом в действиях АО "ПСК"; иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения (за исключением ранее предоставленных).
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
При себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, удостоверяющий служебное положение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 18 февраля 2019 г. N 010/04/9.21-09/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.02.2019