Я, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России Ковалева Ольга Владимировна, рассмотрев заявление Д. (далее - заявитель) от 12 февраля 2019 года (вх. от 12 февраля 2019 года N613) с жалобой на действия садоводческого некоммерческого товарищества "Онежец-2" (юридический адрес: ул. Березовая аллея, 24 - 44, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185014; почтовый адрес: пр. Первомайский, 15 - 18, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185001; председатель В.; далее - СНТ "Онежец-2)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Карельского УФАС России 12 февраля 2019 года (вх. N613) поступило заявление Д. (далее - заявитель) с жалобой на действия СНТ "Онежец-2", выразившиеся в отключении принадлежащего ей жилого дома от электроснабжения, а также неправомерном установлении стоимости электрической энергии в размере 3 руб. 00 коп. за 1 кВт/ч.
Заявление и приложенные к нему документы подтверждают, что Д. действительно является собственником земельного участка по генплану N9, расположенного в северной части кадастрового квартала 10:20:05 14 01 СНТ "Онежец-2" (свидетельство о государственной регистрации права 10-10/001-10/001/041/2015-613/2 от 07 октября 2015 года).
13 декабря 2018 года Д. получила копию выписки из Протокола общего собрания членов СНТ "Онежец-2" от 26 мая 2018 года, согласно которой было решено ограничить ее в праве пользования инфраструктурой общего пользования (электроэнергия) из-за нарушения Устава СНТ "Онежец-2" (неоплата членских взносов). При этом Д. отмечает, что должником по оплате электрической энергии не является (что подтверждается копией извещения от 25 сентября 2016 года и квитанцией к приходному кассовому ордеру N1232 от 25 сентября 2016 года).
Вместе с тем здесь следует отметить, что протоколом общего собрания членов СНТ "Онежец-2" от 27 мая 2017 года предусмотрена возможность "отключать от электрической энергии участки, имеющие просроченные электросчетчики, а также должников по оплате электрической энергии"; в протоколе от 26 мая 2018 года - "отключать в том числе должников по оплате членских и целевых взносов". Непосредственно стоимость 1 кВт/ч электрической энергии установлена в размере 3 руб. 00 коп. Задолженность Д. по уплате членских взносов составляет 6500 руб.
Проанализировав нормативно-правовую базу установлено, что отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулируются Федеральным законом от 29 июля 2017 года N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "О ведении гражданами садоводства").
Согласно статье 7 названного закона товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:
1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);
2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;
3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Из смысла ФЗ "О ведении гражданами садоводства" следует, что садоводческое объединение вправе заключать договоры в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N442 утверждены в том числе Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила). Правилами предусмотрен перечень оснований для введения ограничения потребителю режима потребления электрической энергии, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (пункт 2); субъекты, имеющие право выступать инициаторами введения ограничения режима потребления электрической энергии, а также непосредственно сам порядок введения такого ограничения.
Так, одним из таких оснований согласно абзацу 6 подпункта "б" пункта 2 Правил (в редакции, действовавшей с 22 ноября 2017 года по 01 января 2019 года) является возникновение у членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению.
При этом согласно пункту 4 названных Правил, ограничение режима потребления может вводится по инициативе в том числе садоводческого объединения в связи с наступлением обстоятельств, указанных в вышеобозначенном абзаце 6 подпункт "б" пункта 2 Правил. Таким образом, СНТ "Онежец-2" хотя формально и могло выступать инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии на объект Д, однако должно было соблюсти порядок, предусмотренный Правилами (в том числе убедиться в наличии задолженности по оплате потребленной электроэнергии; уведомить потребителя, составить соответствующие акты).
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861; далее - Правила недискриминационного доступа) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
С учетом изложенного, СНТ "Онежец-2"" не вправе препятствовать перетоку электроэнергии по своим сетям членам товарищества; СНТ "Онежец-2" является лицом, на которого распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Указанные данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении СНТ "Онежец-2" дело об административном правонарушении N010/04/9.21-75/2019 по факту нарушения Правил недискриминационного доступа, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ СНТ "Онежец-2" надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС России следующие документы и сведения:
- копию устава СНТ "Онежец-2";
- копию протокола от 28 мая 2018 года;
- объяснения и правовые обоснования препятствования перетоку электрической энергии на объект, принадлежащий Д.;
- сведения о способе введения ограничения режима потребления электрической энергии на объект Д.;
- сведения о задолженности (отсутствии) Д. по оплате стоимости потребленной электрической энергии (с приложением копий подтверждающих документов);
-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.
4. В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ привлечь в качестве потерпевшего Д.
5. Д. в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в Карельское УФАС России письменные пояснения о размере имущественного и/или морального вреда, причиненного вследствие препятствования перетоку электрической энергии на принадлежащий Вам объект.
Законному представителю СНТ "Онежец-2" явиться 06 марта 2019 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1 а, каб. 520 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении, либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу N010/04/9.21-75/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
При себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, удостоверяющий служебное положение.
Главный специалист-эксперт отдела
антимонопольного контроля хозяйствующих
субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы О.В. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 15 февраля 2019 г. N 010/04/9.21-75/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.02.2019