На основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Карельского УФАС России (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - ***
членов комиссии: ***
в отсутствие представителя ООО "ПРЕДИКТОР" (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило),
в присутствии представителя Заказчика - Министерства социальной защиты Республики Карелия *** (копия доверенности в материалах дела),
УСТАНОВИЛА:
Министерство социальной защиты Республики Карелия (далее - Заказчик) представило в Карельское УФАС России (вх. от 01.02.2019 N 438) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, сведения в отношении ООО "ПРЕДИКТОР" (ИНН: 6670459961) (далее - Исполнитель), для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков были представлены копии следующих документов:
- сведения в отношении ООО "ПРЕДИКТОР" (ИНН: 6670459961), адрес: ул. Мира, д. 37, подвал. Екатеринбург, а/я 23, 620078;
- сведения в отношении директора и учредителя ООО "ПРЕДИКТОР" ***;
- сведения об аукционе в электронной форме: извещение
N 0106500000318000713; Заказчик - Министерство социальной защиты Республики Карелия; наименование аукциона: оказание услуг по изготовлению и поставке бланков удостоверений "Ветеран труда Республики Карелия" и "Многодетная семья"; электронная торговая площадка http://www.sberbank-ast.ru (далее - ЭТП).
Рассмотрение сведений назначено на 14.02.2019 в 10 час. 00 мин., состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении сведений объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 15.02.2019.
После перерыва рассмотрение сведений продолжилось Комиссией в прежнем составе, в присутствии представителя Заказчика, в отсутствие представителя ООО "ПРЕДИКТОР".
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее.
04.10.2018 Заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению и поставке бланков удостоверений "Ветеран труда Республики Карелия" и "Многодетная семья" (извещение
N 0106500000318000713).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 290 000,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.10.2018 N 0106500000318000713-1 в адрес Заказчика поступило 4 заявки, 3 заявки были допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.10.2018
N 0106500000318000713-3 победителем аукциона было признано ООО "ПРЕДИКТОР" с предложенной ценой контракта 215 500,00 руб.
01.11.2018 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт
N 0106500000318000713-0150347-01 на оказание услуг по изготовлению и поставке бланков удостоверений "Ветеран труда Республики Карелия" и "Многодетная семья" (реестровый номер контракта 2100101608318000031) (далее - Контракт).
В соответствии со статьей 1 Контракта:
1.1 Оказание услуг по изготовлению и поставке бланков удостоверений "Ветеран труда Республики Карелия" и "Многодетная семья" (далее - бланки удостоверений) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
1.2 Срок оказания услуг: не позднее 30 календарных дней с момента подписания настоящего Контракта.
1.3 Место доставки продукции: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6, к.213. Время доставки продукции с 9.00 по 17.00 в будние дни.
Пунктом 7.1 Контракта предусмотрено, что Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует по 31 декабря 2018 года, а в части взаимных расчетов до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно частям 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта предусмотрена пунктом 7.3 Контракта.
Из материалов обращения Заказчика следует, что Общество ненадлежащим образом исполнило обязательства по контракту.
Согласно пункту 4.2 Контракта и пункту 3 Спецификации Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта представляет Заказчику для согласования бланки удостоверений в виде сигнальных оригинал-макетов в натуральную величину, по отдельному образцу в каждом цвете и материале, в формате полиграфического качества и характеристик, указанных в пункте 1Технического задания, по адресу: 185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6, каб. 213. Образцы бланков удостоверений должны в полной мере соответствовать требованиям Заказчика, указанным в Техническом задании.
Образцы бланков удостоверений по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ленина, д. 6, каб. 213 не были представлены Обществом.
Согласно пункту 4.2 Спецификации, поставка продукции должна осуществляться одной партией в полном объеме. Данное условие Контракта нарушено, удостоверения "Многодетная семья" в количестве 1600 (одна тысяча шестьсот) экземпляров доставлены в адрес Заказчика 18.12.2018, удостоверения "Ветеран труда Республики Карелия" по состоянию на 27.12.2018 не были доставлены, что является просрочкой исполнения Исполнителем обязательства по Контракту и ненадлежащим исполнением Контракта.
Согласно пункту 2.3 Спецификации на бланках не должно быть следов механических повреждений: отмарывания, непропечатки, смазывания краски, трения, выщипывания волокон бумаги, масляных пятен, следов рук и других загрязнений, разрывов материалов, морщин, складок, загнутых углов и кромок, а также иных несоответствий официальному описанию объекта закупки.
Согласно разделу 4 Контракта Заказчик после оказания услуг и получения счёта (счета-фактуры) для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказанных услуг в части их соответствия условиям Контракта и Спецификации в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты поставки бланков удостоверений и представления документов, указанных в пункте 2.1.6 Контракта, проводит экспертизу. В случае выявления несоответствия результатов оказания услуг условиям настоящего Контракта Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней в письменной форме направляет Исполнителю мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг (далее - мотивированный отказ) с указанием перечня выявленных недостатков с указанием сроков их исправления.
При приемке бланков удостоверений "Многодетная семья" Заказчиком своими силами проведена экспертиза бланков удостоверений на соответствие условиям Контракта. 320 экземпляров удостоверений "Многодетная семья" имеют нарушения требований Контракта и Спецификации, о чем Заказчиком составлено заключение по результатам проведения экспертизы от 19.12.2018, в котором указано, что присутствуют следы пятен, загрязнений, разрывов материалов, вмятин, скрепки не спрятаны под обложку, разрывы обложки в местах крепления скрепок, криво прикреплены вкладыши.
При этом бланки удостоверений "Ветеран труда Республики Карелия" на момент проведения экспертизы не были поставлены.
21.12.2018 Заказчик направил в адрес Исполнителя мотивированный отказ
N 9149/11-22/МСЗ-и, в котором подтверждается установленное в результате экспертизы несоответствие изготовленных и поставленных бланков удостоверений "Многодетная семья" условиям Контракта.
Заказчик выставил штраф и пени в размере 20 285,73 руб.
28.12.2018 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанного Контракта.
29.12.2018 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе в сфере закупок и направлено в адрес Исполнителя посредством электронной почты, а также заказным письмом с уведомлением о вручении.
Комиссия Карельского УФАС России установила, что согласно почтовому уведомлению о вручении, заказное письмо не было получено Обществом (с 03.02.2018 ожидает адресата в месте вручения)
В силу вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления поставщика в данном случае является дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе-28.01.2019.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Вместе с тем, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 08.02.2019.
Согласно представленным сведениям, Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru не размещены сведения о дате надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и расторжения контракта указана Заказчиком - 29.01.2019.
При таких обстоятельствах, дата расторжения контракта и дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта указаны Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru неверно, с нарушением требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность Заказчика направить в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Карельского УФАС России 01.02.2019.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.
Таким образом, допущенное заказчиком нарушение при размещении на официальном сайте информации не является основанием для не включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение Исполнителем (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведении, совершении им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
ООО "Предиктор" представило письменные пояснения, их которых следует, что "Обществом были закуплены материалы для изготовления удостоверений - бумвинил необходимых цветов, картон, фольга для тиснения, клеше для тиснения удостоверений. Процесс изготовления удостоверений состоит из трех технологических блоков: 1) склейка корок удостоверений (ручной труд); 2) вклейка внутреннего блока (ручной труд); 3) нанесение тиснения (термотиснение по средствам пресса). Всего было оттеснено 1800 удостоверений. После этого пресс для тиснения был сломан и не подлежал восстановлению. Обществом были произведены ремонтные работы, которые не принесли необходимого результата. В связи со сложившейся ситуацией, Обществом было принято решение о произведении частичной отгрузки заказчику 1 позиции товара в объеме 1600 штук. Далее была составлена заявка на приобретения нового пресса для тиснения. В связи с тем, что данное оборудование не производится на территории Российской федерации, пресс был закуплен в Китае, но сроки поставки его составляют от 30-60 дней, сроки по контракту были уже нарушены, Общество дополнительно направило в адрес Заказчика 200 изготовленных удостоверений отдельной партией".
В свою очередь, представитель Заказчика пояснил, что данные объяснения причин неисполнения Обществом государственного контракта, а именно трудоемкость и затратность технологии процесса изготовления удостоверений, поломка пресса для тиснения удостоверений, принятие решения о заказе нового пресса для теснения, с приложенными фотографиями изготовленных удостоверений "Ветеран труда Республики Карелия", Заказчику не были известны и не предоставлялись ранее в адрес Заказчика.
В ходе переговоров Заказчика с Исполнителем по выяснению вопросов отправки партии удостоверений "Ветеран труда Республики Карелия" ООО "Предиктор" на протяжении декабря сообщало, что партия бланков удостоверений "Ветеран труда Республики Карелия" в количестве, соответствующим условиям контракта, направлена в адрес Заказчика.
Заказчик пытался запросить контактные данные транспортной компании и номер накладной для того, чтобы самостоятельно проверить отправку удостоверений, на что Исполнитель ответил отказом.
По мнению Заказчика, "Предиктор" сознательно вводило в заблуждение заказчика.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
При подготовке заявки на участие в данном аукционе, подаче ценовых предложений в ходе аукциона ООО "Предиктор" было ознакомлено с техническим заданием и условиями контракта, в том числе со сроками осуществления поставки. ООО "Предиктор" не обжаловало аукционную документацию в установленном законом порядке. Следовательно, Общество должно было обеспечить своевременное исполнение контракта в полном соответствии с условиями контракта и требованиями действующего законодательства.
Направив заявку и подписав контракт, фактически согласилось на поставку товара на заявленных аукционной документацией условиях.
Из письменных пояснений Общества следует, что Заказчик обоснованно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
Участие в закупках для потенциальных участников является добровольным, вместе с тем, налагающим на него определенную ответственность, в том числе ответственность за недобросовестные действия, в частности, в виде включения информации о таких лицах, не исполняющих контракт, в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "ПРЕДИКТОР" должно было осознавать юридические последствия неисполнения принятых на себя обязательств по контракту.
Обществом не были предприняты все необходимые и возможные меры в данной ситуации по надлежащему исполнению контракта.
Кроме того, Заказчик настаивал на включении ООО "ПРЕДИКТОР" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Общество ненадлежащим образом исполнило обязательства по контракту, цель закупки не достигнута.
Гарантированная социальная поддержка отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда Республики Карелия, проживающих на территории Республики Карелия, осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 17.12.2004 N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", иными нормативными правовыми актами Республики Карелия, при предъявлении этими гражданами соответствующего удостоверения.
Действующим законодательством Республики Карелия четко определены сроки выдачи удостоверения. Отсутствие бланков удостоверений приводит к нарушению сроков выдачи удостоверений, вследствие чего, к нарушению прав граждан на меры социальной поддержки.
Представленные в материалах документы свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ООО "ПРЕДИКТОР" условий контракта. Общество не представило документы, подтверждающие невозможность исполнения Контракта в установленный срок.
Комиссия Карельского УФАС России в данном случае усматривает недобросовестное поведение Общества.
Таким образом, в соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе ООО "ПРЕДИКТОР" включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия
РЕШИЛА:
Включить сведения в отношении ООО "ПРЕДИКТОР" (ИНН: 6670459961), адрес: ул. Мира, д. 37, подвал. Екатеринбург, а/я 23, 620078 в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта сроком на 2 (два) года.
Включить сведения в отношении директора и учредителя ООО "ПРЕДИКТОР" Конева Тимофея Михайловича (ИНН: 381207959940) в Реестр недобросовестных поставщиков.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о закупках настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Заместитель Председателя Комиссии ___________ ***
Члены Комиссии ___________ ***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 15 февраля 2019 г. N 010/06/104-36/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2019