Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от АО "ГСР ТЭЦ" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "ИК "ГЕФЕСТ" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. N 2558-ЭП/19 от 29.01.2019) ООО "ИК "ГЕФЕСТ" на действия Организатора торгов АО "ГСР ТЭЦ" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на испытания и измерения в электроустановках до и выше 1000В, а также испытания защитных средств (извещение N31907458493), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
28 января 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907458493 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на испытания и измерения в электроустановках до и выше 1000В, а также испытания защитных средств (далее - Закупка), включая Документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "ГСР ТЭЦ" (далее - Положение о закупках) в редакции от 24.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 292 616 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
28.01.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
12.02.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
13.02.2019 в 11:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196653, г. Санкт-Петербург, Колпино, ул. Финляндская, д.5 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907458493 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном неустановлении в Документации критериев и порядка оценки заявок на участие в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "ГСР ТЭЦ" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ИК "ГЕФЕСТ" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/2904/19 от 30.01.2019 был представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/2904/19 от 30.01.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с пп. 2 п. 8.1.1.3 Положения о закупках оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Для определения лучших условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе, тендерная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
цена договора;
функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;
расходы на эксплуатацию товара;
расходы на техническое обслуживание;
сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
деловая репутация участника;
наличие у участника опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
наличие у участника производственных мощностей, технологического оборудования, транспорта, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
иные критерии оценки заявок в соответствии с документацией.
Пунктом 1.1.15 Документации установлен перечень критериев оценки заявок на участие в Закупке:
качество работ (товаров, услуг), стоимость (при проведении оценки и сопоставлении заявок тендерная комиссия производит оценку по цене, предложенной участниками закупки, но без учета НДС (иных налогов, в том числе ЕНВД), сроки выполнения работ (поставки) и гарантийные обязательства, в соответствии с пунктами, указанными в Конкурсном предложении (Приложение N 6);
наличие положительных отзывов по аналогичным проделанным работам за последние 3 года;
наличие комплекта разрешительной документации;
наличие собственного аттестованного персонала и оборудования;
посещение объекта проведения работ в период подготовки Заявки на участие в Закупке (График, Смета и т.д.);
При этом порядок расчета баллов по указанным в п. 1.1.15 Документации критериям оценки заявок на участие в Закупке в Документации отсутствует.
Как следует из пп. 2 п. 8.1.1.3 Положения о закупках, порядок сопоставления и оценки заявок (рейтинг) по каждому критерию (подкритерию) устанавливается в документации. Если заказчиком (Организатором закупки) в закупочной Документации не определен индивидуальный для конкретной закупки порядок проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, тогда тендерная комиссия оценивает и сопоставляет заявки участников закупки, допущенных к участию в процедуре закупки, по критериям и в порядке, указанным в Приложении N1 настоящего Положения.
В соответствии с п. 3 приложения N 1 Положения о закупках для оценки заявок могут использоваться следующие критерии, если точная значимость критерия не установлена заказчиком в закупочной документации:
N критерия |
Критерии оценки заявок |
Для проведения оценки в документации необходимо установить: |
Значимость критериев в процентах.
|
1. |
Цена договора |
Начальную цену Договора |
30% |
2. |
Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)/качество товара |
1.Конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ). 2. Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника). 3. Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи- приемки) |
30% |
3. |
Условия оплаты |
Авансовый платеж, рассрочка и её размер, оплата по факту поставки (выполнения работ, оказания услуг) и срок такой оплаты |
10% |
4. |
Срок поставки (выполнения работ, оказания услуг) |
Максимальный приемлемый срок и минимальный приемлемый срок. Минимальный срок можно не устанавливать и тогда считать его равным 0 для расчета по формуле оценки |
10% |
5. |
Срок гарантии на товар (результат работ/услуг) |
Минимальный приемлемый срок |
20% |
Согласно пп. "f" п. 4 приложения N 1 Положения о закупках для получения рейтинга заявок по критериям "Квалификация участника", "Качество товара", "Наличие производственных мощностей" каждой заявке по каждому из критериев комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов.
Таким образом, с учетом перечня критериев оценки заявок, указанного в п. 1.1.15 Документации, а также критериев и порядка оценки заявок, указанных в приложении N 1 Положения о закупках, не представляется возможным определить удельный вес (значимость критерия в %) и порядок начисления баллов по критериям: "качество работ (товаров, услуг)"; "наличие положительных отзывов по аналогичным проделанным работам за последние 3 года"; "наличие комплекта разрешительной документации"; "наличие собственного аттестованного персонала и оборудования"; "посещение объекта проведения работ в период подготовки Заявки на участие в Закупке (График, Смета и т.д.)".
Комиссией СПб УФАС России установлено, что Документация о Закупке, а также Положение о закупках АО "ГСР ТЭЦ" не содержат надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке по критериям, указанным в п. 1.1.15 Документации. Документацией и Положением о закупках не установлено градаций или формул, определяющих степень соответствия участника Закупки по показателям всех установленных в Документации критериев оценки, а также не определена весомость указанных критериев оценки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному неустановлению в Документации и Положении о закупках надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке по критериям, указанным в п. 1.1.15 Документации, нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (вх. N 2558-ЭП/19 от 29.01.2019) ООО "ИК "ГЕФЕСТ" на действия Организатора торгов АО "ГСР ТЭЦ" (ИНН: 7817312063, ОГРН: 1079847150954) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на испытания и измерения в электроустановках до и выше 1000В, а также испытания защитных средств (извещение N31907458493) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов АО "ГСР ТЭЦ" (ИНН: 7817312063, ОГРН: 1079847150954) нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные путем неустановления в Документации и Положении о закупках надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке по критериям, указанным в п. 1.1.15 Документации;
3) Выдать Организатору торгов АО "ГСР ТЭЦ" (ИНН: 7817312063, ОГРН: 1079847150954) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора на испытания и измерения в электроустановках до и выше 1000В, а также испытания защитных средств (извещение N31907458493) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
07 февраля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 07.02.2019 N Т02-76/19 по жалобе на действия организатора торгов АО "ГСР ТЭЦ" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на испытания и измерения в электроустановках до и выше 1000В, а также испытания защитных средств (извещение N31907458493, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов АО "ГСР ТЭЦ" (ИНН: 7817312063, ОГРН: 1079847150954) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на испытания и измерения в электроустановках до и выше 1000В, а также испытания защитных средств (извещение N31907458493), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 марта 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 февраля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.02.2019