Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Организатор торгов); от ООО СО "Верна" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 30.01.2019 вх. N 2715-ЭП/19) ООО СО "Верна" на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N 31807376282), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 декабря 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31807376282 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Закупка), включая Документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Положение о закупках) в редакции от 12.10.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
41 521 735 ,44 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
27.12.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
16.01.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
23.01.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
195197, г. Санкт-Петербург, пр. Полюстровский, 39 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31807376282 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО СО "Верна" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО СО "Верна" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/3340/19 от 01.02.2019 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/3340/19 от 01.02.2019 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов Закупки в электронной форме N ЭК-18/5.2 от 25.01.2019 заявка ООО СО "Верна" была отклонена по следующим основаниям: "Не соответствует требованиям, установленным в конкурсной документации, к наличию и оформлению документов, входящих в состав заявки в соответствии с пп. 3.1. п. 3 раздела 23 Конкурсной документации".
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 2.2 извещения о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение) Открытый конкурс проводится в соответствии с регламентом электронной торговой площадки СПб ГУП "Пассажиравтотранс" на сайте http://www.rts-tender.ru (далее - ЭТП). Для участия в открытом конкурсе участник должен быть аккредитован на ЭТП в качестве участника данной ЭТП, т.е. должен заключить соответствующий договор с оператором ЭТП.
Как следует из п. 2.7 Извещения, правила проведения процедуры открытого конкурса в электронной форме на ЭТП и порядок участия определяются регламентом ЭТП, размещенным по адресу: http://www.rts-tender.ru и конкурсной документацией.
Согласно пп. 2 п. 7 раздела 2 тома 1 Документации Заявка должна состоять из двух частей.
Первая часть заявки, предусмотренная п.п 7.1 п.7 Тома 2 (Специальная часть), должна содержать форму "Конкурсное предложение", с информацией о цене заявки, условиях исполнения договора, являющихся критериями оценки, и будет доступна всем участникам зарегистрированным на ЭТП, с момента открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам участников.
Вторая часть заявки, доступна только организатору конкурса и должна содержать сведения, предусмотренные п.п. 7.2 п.7 Тома 2 (Специальная часть).
Пунктом 8.1 раздела 2 тома 1 Документации установлено, что правила подачи заявок посредством ЭТП определяются регламентом ЭТП и соглашением участника с оператором ЭТП.
Заявка направляется участником посредством ЭТП в форме двух частей, содержащие документы, предусмотренные п.7 Тома 2 (Специальная часть). Указанные электронные документы подаются одновременно.
Подача участниками своих заявок, осуществляется в соответствии с Инструкциями, размещенными на ЭТП.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме подается участником закупки одновременно в форме двух частей. Каждая часть заявки должна быть подписана ЭП, обе части заявки подаются, и подписываются ЭП одновременно. Подтверждение подачи заявки подписывается действующим сертификатом ЭП лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки.
В соответствии с п. 7.1 тома 2 Документации первая часть заявки, должна содержать Форму "Конкурсное предложение (по форме приложения N 1 к тому 2).
На основании п. 7.2 тома 2 Документации вторая часть заявки, должна содержать следующие документы:
Форма "Опись документов и форм, представляемых для участия в конкурсе" (по форме приложения N 2 к тому 2);
Документы, подтверждающие правовой статус участника, полномочия лица на осуществление действий от имени участника, предусмотренные пунктами 12-18 Тома 1;
При участии в конкурсе коллективных участников - документы, установленные п.6.1 Тома 1(Общая часть);
Документ или копия документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки;
Копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным пунктом 4 тома 2;
Форма "Предложение о качестве работ (услуг)" (по форме приложения N 4 к тому 2)";
Форма "Письмо на возврат обеспечения заявки" (по форме приложения N 5 к тому 2);
Форма "План распределения выполнения объемов поставок, работ (услуг) между партнерами коллективного участника" (по форме приложения N 6 к тому 2);
Форма N 0420125 "Бухгалтерский баланс страховой организации" за 2017 год;
Форма N 0420126 "Отчет о финансовых результатах страховой организации" за 2017 год.
В соответствии с п. 8.9.1 регламента работы электронной площадки "РТС-Тендер" для корпоративных закупок (далее - Регламент работы ЭТП) при заполнении экранной формы Заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе в конкурентных закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательств (за исключением аукционов), Клиенту ЭП следует обеспечить раздельное от остальных документов прикрепление документов с ценовым предложением (при необходимости прикрепления таких документов), для чего документы с ценовым предложением прикреплять в соответствующий раздел формы Заявки "Ценовое предложение", учитывая при этом, что документы, прикрепленные в соответствующий раздел формы Заявки "Ценовое предложение", не будут доступны Заказчику до формирования итогового протокола по Закупке, в силу п. 2 ч. 10 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ, в соответствии с которым Оператор обязан обеспечить конфиденциальность информации о содержании ценовых предложений Участников закупки и предоставлять Заказчику сведения о ценовых предложениях только при формировании итогового протокола по Закупке. Клиенту ЭП следует учитывать, что Заказчиком может быть отклонена Заявка на участие, если Клиент ЭП прикрепит документы в составе Заявки, которые должны быть представлены Заказчику до формирования итогового протокола, в раздел формы Заявки "Ценовое предложение", поскольку Заказчик получит доступ к этим документам только при формировании итогового протокола.
Согласно пп. 3.1 п. 23 раздела 3 тома 1 Документации при рассмотрении заявок участник не допускается закупочной комиссией к участию в конкурсе в случае нарушения требований конкурсной документации к форме и составу заявки (части 1, 2 пункта 7 Тома 1 (Общая часть)).
Представители Организатора торгов пояснили, что Закупочная комиссия Организатора торгов посчитала, что Заявителем ООО СО "Верна" при подаче заявки на сайте ЭТП был нарушен порядок подачи документов, входящих в состав заявки, вследствие чего заявка ООО СО "Верна" была признана несоответствующей требованиям Документации.
Представители Заявителя ООО СО "Верна" в заседание Комиссии СПб УФАС России указали, что заявка ООО СО "Верна" была сформирована и подана через электронную торговую площадку "РТС-Тендер" в полном соответствии с требованиями Документации и Регламента работы ЭТП, а также в соответствии с инструкциями, всплывающими при заполнении заявки на сайте ЭТП.
В подтверждение данной позиции со стороны Заявителя в заседание Комиссии СПб УФАС России были представлены скриншоты карточки заявки, которая доступна участникам на этапе ее подачи с всплывающими подсказками, содержащими указание на состав прикрепляемых документов.
При этом со стороны Организатора торгов не было представлено документов или сведений, свидетельствующих о нарушении Заявителем ООО СО "Верна" установленного порядка формирования и подачи документов на участие в Закупке, входящих в состав заявки на ЭТП.
Комиссия СПб УФАС России с учетом представленных со стороны Заявителя ООО СО "Верна" сведений, установила, что форма заявки, представленная на сайте ЭТП для заполнения участниками Закупки, сформирована одним неразделенным на части блоком, содержащим разделы "Сведения о закупке", "Сведения о лоте", "Общие сведения", а также разделы, заполняемые участником: "Сведения о товаре", "Ценовое предложение", "Сведения об участнике закупки" и "Иные документы". При этом возможность для прикрепления участником Закупки документов, необходимых для предоставления в составе заявки, имеется только в следующих разделах: "Сведения о товаре", "Ценовое предложение" и "Иные документы".
Комиссией СПБ УФАС России согласно представленным сведениям также установлено, что Заявитель ООО СО "Верна" в составе заявки на участие в Закупке представил документ "Сведения о товаре.pdf", который был прикреплен в разделе "Сведения о товаре", также в разделе "Ценовое предложение" Заявителем были прикреплены документы "02 Конкурсное предложение.pdf", "03 Приложение 1 к Конкурсному предложению.pdf", а в разделе "Иные документы" Заявителем были прикреплены все остальные документы, требуемые в составе заявки в соответствии с требованиями Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявитель ООО СО "Верна" сформировал и подал заявку на участие в Закупке в соответствии с требованиями Документации, формой заявки, представленной на сайте ЭТП для заполнения участниками Закупки, а также в соответствии с инструкциями по заполнению заявки, размещенными на ЭТП, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО СО "Верна" от участия в процедуре Закупки является неправомерным, как принятым в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО СО "Верна" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 30.01.2019 вх. N 2715-ЭП/19) ООО СО "Верна" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (ИНН: 7830001758, ОГРН: 1027809247300) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N 31807376282) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (ИНН: 7830001758, ОГРН: 1027809247300) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО СО "Верна" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Выдать Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (ИНН: 7830001758, ОГРН: 1027809247300) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N 31807376282) путем отмены протокола рассмотрения заявок и подведения итогов Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
07 февраля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 07.02.2019 N Т02-77/19 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N 31807376282, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (ИНН: 7830001758, ОГРН: 1027809247300) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N 31807376282), путем отмены протокола рассмотрения заявок и подведения итогов Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 1 марта 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 февраля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.02.2019