Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, <...>, рассмотрев материалы о распространении рекламы лекарственного препарата "Гексорал" в октябре 2018 года в эфире телеканалов ТВ-3, Первый канал, СТС,
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу лекарственного препарата "Гексорал", главным героем которого является "Снежный Король".
Реклама лекарственного препарата "Гексорал" распространялась в октябре 2018 года в эфире телеканалов ТВ-3, Первый канал, СТС.
В аудиоряде рекламного ролика хронометражем 30 секунд сообщается:
Снежный Король: "Цвет заражения синий. Болеть тебе и всей семье отныне. Болей. Заражай".
Диктор: "Боль в горле только начало. Болезнь может распространиться на всю семью".
Папа: "Пора тушить боль в горле".
Дочь: "Хорошо, что у нас есть болезнетушитель".
Снежный Король: "Хотел, чтобы все болели, но оказался Гексорал сильнее!"
Диктор: "Гексорал. Болезнетушитель N 1".
В видеоряде рекламного ролика демонстрируется семья, в которой у мамы и сына заболело горло (на их шее появился "наколдованный" "Снежным Королем" ледяной воротник). Мама и сын воспользовались принесенным им "Гексоралом".
В завершении рекламного ролика "Снежный король" растворяется под действием лекарственного препарата. И на последнем кадре с 28 по 30 секунду наряду с упаковками лекарственного препарата появляется утверждение "БОЛЕЗНЕТУШИТЕЛЬ* N 1".
С 27 секунды по 30 секунду последние кадры рекламного ролика сопровождаются дисклеймером, занимающим 2% площади всего кадра, в котором сообщается:
"Спрей "Гексорал". "В линейке Гексорал по продажам в шт., за 01-06.2018 г. по данным ООО "АЙКЬЮВИА Солюшнс".
В соответствии с регистрационным удостоверением П N014010/01 от 10.08.2010 аэрозоль для местного применения "Гексорал" зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.
Согласно инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата "Гексорал" одним из показаний к применению являются воспалительные и инфекционные заболевания полости рта и глотки.
В рекламе внимание потребителей фиксируется на том, что "Снежный Король" хочет, чтобы герои рекламы болели и заражали других. Из рекламы следует, что боль в горле, возникшая у матери и сына, может поспособствовать тому, что болезнь распространится на всю семью. Однако после применения лекарственного препарата заболевшими героями, "Снежный Король" говорит: "Хотел, чтобы все болели, но оказался Гексорал сильнее!". Следовательно остальные члены семьи не заболели, так как лекарственный препарат "Гексорал" оказался сильнее болезни.
Соответственно реклама лекарственного препарата заверяет потребителей в том, что действие лекарственного препарата "Гексорал" позволяет лицам, испытывающим симптомы болезни, не заразить других, тем самым гарантируя положительное действие препарата и его эффективность в устранении болезни.
Вместе с тем согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Таким образом, в рекламе лекарственного препарата "Гексорал", распространявшейся в октябре 2018 года в эфире телеканалов ТВ-3, Первый канал, СТС, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Использованное в рекламе утверждение "Гексорал. Болезнетушитель N 1" в отношении лекарственного препарата "Гексорал" указывает на превосходство данного препарата в сравнении с другими товарами, поскольку "N 1" подразумевает, что рекламируемый товар является первым из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.
При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей ("лучший", "N1" и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.
Текст сноски, в которой указывается критерий сравнения лекарственных препаратов для борьбы с простудными заболеваниями, выполнен мелким шрифтом, размещен на 2% площади кадра и демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 3 секунд.
Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с критериями, обосновывающими утверждение N 1, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации о первенстве лекарственного препарата "Гексорал", которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.
Формальное присутствие в рекламе критерия, по которому проводилось сравнение продукции на офтальмологическом рынке, не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.
Вместе с тем информация о критериях сравнения продукции является существенной для раскрытия смысла утверждения "Гексорал. Болезнетушитель N 1", однако форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.
Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве лекарственного препарата "Гексорал", над продукцией других производителей, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.
Использование сравнительной характеристики "Гексорал. Болезнетушитель N 1" в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
В рекламе отсутствуют критерии сравнения в виду невозможности восприятия поясняющей сноски, соответственно, невозможно установить обоснованность того, что лекарственный препарат "Гексорал" действительно является болезнетушителем N 1.
Так, согласно данным Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий Росздравнадзора на рынке существует ряд других лекарственных препаратов, направленных на борьбу с простудными заболеваниями.
Так, например, показанием к применению лекарственного препарата "Кагоцел" (регистрационное удостоверение N Р N002027/01 от 19.11.2007) является профилактическое и лечебное средство при гриппе и других острых респираторных вирусных инфекциях.
Показанием к применению лекарственного препарата "Стрепсилс" (регистрационное удостоверение N П N015151/02 от 15.07.2009) является лечение инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта и глотки.
Соответственно лекарственный препарат "Гексорал" не является единственным препаратом на рынке, направленным на борьбу с простудными заболеваниями.
При данных обстоятельствах указание на превосходство лекарственного препарата "Гексорал" над иными находящейся в обороте лекарственными препаратами является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, в рекламе лекарственного препарата "Гексорал", распространявшейся в октябре 2018 года в эфире телеканалов ТВ-3, Первый канал, СТС, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 7 статьи 5, частью 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем является ООО "Джонсон & Джонсон" (юридический адрес: ул.Крылатская, д.17, корп.2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН/КПП 7725216105/773101001, дата регистрации 23.12.2002).
На основании пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 3-24-5/00-08-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Джонсон & Джонсон" (юридический адрес: ул.Крылатская, д.17, корп.2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН/КПП 7725216105/773101001, дата регистрации 23.12.2002).
3. Назначить дело N 3-24-5/00-08-19 к рассмотрению на " 04 " марта 2019 года в " 14 " часов " 00 " минут по адресу: г. Москва, Уланский пер., д. 16/1, переговорная N 2 (третий этаж) т. 8(499) 755-23-23 (вн. <...>).
4. ООО "Джонсон & Джонсон" надлежит в срок до 28 февраля 2019 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:
копии учредительных документов ООО "Джонсон & Джонсон" (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;
копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;
копии разрешительных документов (регистрационного удостоверения, лицензии на производство и пр.) на лекарственный препарат "Гексорал";
копии инструкции по применению лекарственного препарата "Гексорал";
копии (образцы, макеты, записи на CD- дисках и пр.) рекламы лекарственного препарата "Гексорал", распространявшейся в октябре 2018 года в эфире телеканалов ТВ-3, Первый канал, СТС,
копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама лекарственного препарата "Гексорал" в октябре 2018 года в эфире телеканалов ТВ-3, Первый канал, СТС,
письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.
Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ООО "Джонсон & Джонсон".
Явка представителей ООО "Джонсон & Джонсон", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций - подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу N 3-24-5/00-08-19).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии и паспортные данные представителей необходимо в обязательном порядке сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день (по телефону 8(499) 755-23-23 (вн. <...>).
Председатель комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 30 января 2019 г. N 3-24-5/00-08-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.01.2019