Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543, рассмотрев материалы, предоставленные письмами от 13.02.2018 N 03/03-532, от 27.03.2017 N 03/03-1027 по вопросу возможности пересмотра установленных тарифов на горячую воду (компонент на холодную воду) для теплоснабжающей организации ООО "Канашский завод технологической оснастки" на 2018 год путем прибавления к тарифу на холодную воду, установленного без дополнительного предъявления налога на добавленную стоимость (далее - НДС), ставки НДС в размере 18 %, а также выявленные нарушения в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере горячего водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
В отношении регулируемой организации ООО "Канашский завод технологической оснастки", осуществляющей деятельность по оказанию услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, постановлением от 11.12.2015 N 87-14-21/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016 - 2018 годы" были установлены долгосрочные тарифы на 2016 -2018 гг. Постановлением от 05.12.2017 N 76-23/гв "О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 года N 87-14-21/гв" скорректированы тарифы в том числе на услуги горячего водоснабжения для вышеуказанной регулируемой организацией на 2018 г.
Регулируемой организацией, оказывающей услуги в сфере холодного водоснабжения в г. Канаш Чувашской Республики и использующей упрощённую систему налогообложения является муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", которому постановлением Службы от 23.11.2017 N 63-21/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования город Канаш Чувашской Республики" утверждены тарифы на холодное водоснабжение на 2018-2020 гг. без дополнительного предъявления НДС, что предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации, поскольку частью 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Холодную воду, производимую вышеуказанной регулируемой организацией, приобретает теплоснабжающая организация ООО "Канашский завод технологической оснастки", которая осуществляет деятельность с использованием общей системы налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении) общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся горячее водоснабжение (в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения; транспортировка горячей воды) и подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
При этом частью 5 статьи 31 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что регулированию подлежат тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), тарифы на транспортировку горячей воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
Особенности установления тарифов на горячую воду регламентированы пунктами 88-93 раздела XI Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
Пунктом 88 Основ ценообразования предусмотрено установление органами регулирования двухкомпонентных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящих из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Расчет тарифов на горячую воду осуществляется в соответствии с разделом VIII.III Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 111 Методических указаний значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на питьевую воду (питьевое водоснабжение) по формуле (47) Методических указаний:
,
где:
- компонент на холодную воду i-той регулируемой организации, руб./куб. м.;
- тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), рассчитанный в соответствии с главами VIII, VIII.I Методических указаний, руб./куб. м.
Таким образом, для теплоснабжающей организации, осуществляющей горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду компонент на холодную воду принимается равным тарифу на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленному регулируемой организации - поставщику холодной воды.
При этом, в случае если регулируемая организация - поставщик холодной воды находится на упрощенной системе налогообложения, а теплоснабжающая организация, осуществляющее горячее водоснабжение, - на общей системе налогообложения, в решении по установлению тарифов на горячее водоснабжение компонент на холодную воду по категории потребителей "население" должен быть указан с учетом НДС в связи с тем, что теплоснабжающая организация является плательщиком налога на добавленную стоимость и в соответствии с пунктом 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации обязана при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) включать соответствующую сумму налога в указанные цены (тарифы).
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктом "а" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам нарушившей положения части 2 статьи 3 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.
2. Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере горячего водоснабжения, а именно:
- в срок до 01.07.2018 включительно принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на оказываемые услуги по горячему водоснабжению, утверждённых Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам для ООО "Канашский завод технологической оснастки" на 2018 год, указав в тарифе на горячее водоснабжение компонент на холодную воду по категории потребителей "население" с учетом НДС;
Об исполнении настоящего предписания Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам проинформировать ФАС России в течение 10 дней с момента принятия решения, предусмотренного в пункте 2 настоящего предписания, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенную копию протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение, принятие которого предписывается настоящим предписанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2018 г. по делу N 3
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.04.2018