Председатель комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Бабкин Константин Евгеньевич - заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения на территории Республики Карелия рекламных видеороликов об аппарате "Алмаг-01" в эфире СМИ "Телеканал "Россия" (Россия -1) в 2018 году, содержащих признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В адрес Карельского УФАС России поступило обращение <> от 06.11.2018 (вх. от 06.11.2018 N5168) о несоответствии, по ее мнению, рекламы аппарата "Алмаг -01", распространяемой на территории Республики Карелия в 2018 году в эфире СМИ "Телеканал "Россия" (Россия -1), требованиям Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), поскольку она вводит потребителей в заблуждение.
Так, из заявления следует, что <>, посмотрев рекламный ролик про аппарат "Алмаг" с участием известного тренера по фигурному катанию Тарасовой Т., по причине варикоза и отеков ног к вечеру, приобрела аппарат "Алмаг-01". Однако, по словам заявительницы, после его применения ей стало плохо, пришлось вызывать скорую помощь. При этом заявительница отмечает, что в инструкции к приобретенному ею аппарату отсутствует, в числе прочих противопоказаний, такое заболевание как варикоз. Кроме того, заявительница ссылается на статью, обнаруженную в сети Интернет о применении магнитотерапии в домашних условиях, из которой следует, что различные органы, благодаря разным физическим характеристикам, воспринимают магнитное поле совсем неодинаково. Сильнее всего на воздействие магнитного поля отвечают нервные окончания, немного меньше железы внутренней секреции, затем глаза, уши и нос. Кроме того, магнитные поля сильно влияют на состав крови, например, ухудшаются показатели свертываемости, на какие-то периоды может даже снизиться скорость движения крови, после чего она увеличивается выше средней. В связи с чем, из статьи следует, что если потребитель собрался приобрести аппарат магнитотерапии для домашнего использования, то он должен понимать, что есть люди, которым категорически запрещено лечиться таким прибором, а есть такие категории больных, которые должны проводить магнитотерапию под контролем врачей. Так, если у человека проблемы со свертываемостью крови, какие-либо нарушения с кровообращением, тромбоз в фазе обострения, то магнитотерапия таким больным не подходит.
В связи с вышеизложенным заявительница считает недопустимым рекламу бесконтрольного лечения.
По имеющейся у Карельского УФАС России информации согласно контракту, заключенному между ФГУП ВГТРК и ЗАО "Агентство "ВИ-Приоритет" от 12.12.2014 N17/121214/2080/АП-342/2014, о реализации услуг по размещению региональной рекламы (в том числе спонсорской, социальной рекламы) в основных и дополнительных рекламных блоках в эфире СМИ "Телеканала "Россия" (Россия-1) осуществляется через Агентство "ВИ-Приоритет". Указанное агентство реализует данные услуги в пределах отдельных территорий РФ через уполномоченных им лиц, на территории Республики Карелия таким уполномоченным лицом выступает ООО "Рекламное агентство "Промо" (далее - ООО "РА "Промо").
В свою очередь, отвечая на запросы Карельского УФАС России (от 12.11.2018 N03-01/238/4473 и от 05.12.2018 N03-01/238/4857) ООО "РА "Промо" с письмами от 21.11.2018 N79 (вх. от 21.11.2018 N5480) и от 18.12.2018 N90 (вх. от 18.12.2018 N6026) предоставило рекламные ролики прибора "Алмаг-01", демонстрируемые на телеканале "Россия-1" с января по сентябрь 2018 года, в количестве 31 шт., копию договора, заключенного между ООО "РА "Промо" и АО "Елатомский приборный завод" от 01.01.2018 N7-01012018, на изготовление рекламным агентством и размещение в эфире электронных СМИ рекламных и информационных материалов завода на возмездной основе. Согласно подпунктам 2.1.1 и 2.1.2 данного договора ООО "РА "Промо" обязуется изготавливать и обеспечивать прокат изготовленных или предоставленных Заказчиком рекламно-информационных материалов в эфире электронных СМИ.
При этом ООО "РА "Промо" сообщило, что все рекламные материалы по прибору "Алмаг -01" предоставлены заказчиком АО "Елатомский приборный завод". Что касается рекламного ролика с участием в нем Тарасовой Т., ООО "РА "Промо" отметило, что ролик заказчиком в адрес рекламного агентства не предоставлялся, и в указанном ролике рекламируется не "Алмаг-01", а новый прибор "Алмаг+".
Исследовав материалы расследования, можно сделать следующие выводы.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация:
- публично распространена в электронном СМИ, в частности в эфире СМИ "Телеканал "Россия" (Россия -1);
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- преследует цели информирования: обращение внимания на товары, реализуемые АО "Елатомский приборный завод" - "Алмаг -01" и "Алмаг+";
- направлена на продвижение данных товаров на рынке.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ "О рекламе", поэтому является рекламой.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, регламентируются статьей 24 ФЗ "О рекламе".
Так, в силу частей 1 и 4 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама медицинских изделий не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Мобильный терапевтический аппарат "Алмаг" (аппарат магнитотерапевтический бегущим полем малогабаритный "Алмаг-01" в двух исполнениях: "Алмаг-01" П и "Алмаг-01" Н; аппарат магнитотерапевтический бегущим импульсным полем малогабаритный "Алмаг-01" по ТУ 9444-004-40279992-99 в следующих исполнениях: "Алмаг-01" - с источником питания переносного варианта исполнения; "Алмаг-01" Н - с источником питания настольного варианта исполнения; "Алмаг-01" (экспортное исполнение) - с источником питания переносного варианта исполнения) в соответствии с регистрационным удостоверением, размещенным на Интернет-сайте Федеральной службы по надзору за здравоохранением http://www.roszdravnadzor.ru/services/misearch, является медицинским изделием, в связи с чем, в его рекламе должно быть указание на предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию указанного аппарата, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Все предоставленные ООО "РА "Промо" рекламные ролики об аппарате "Алмаг-01", демонстрируемые в период с января по сентябрь 2018 года включительно и об "Алмаг+", демонстрируемые в ноябре 2018 года в эфире СМИ "Телеканал "Россия" (Россия -1) на территории Республики Карелия содержат предупреждение о наличии предупреждения и необходимости получения консультации специалистов.
Помимо указанного необходимо отметить, что Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России рассмотрел обращение о разъяснениях касательно безопасности применения рекламируемых лекарственных средств и медицинских изделий в письме от 25.03.2014 N25-3/3011657-1339 обращает внимание, что возможность самостоятельного применения медицинских изделий в домашних условиях не означает допустимость их применения пациентами по собственному усмотрению, без назначения, установленного медицинским специалистом.
Для адекватной терапии заболеваний по медицинским показаниям вопросы выбора средств и методов лечения входят в компетенцию лечащего врача. Зарегистрированные в установленном порядке медицинские изделия следует применять согласно рекомендациям и под наблюдением лечащего врача.
Приобретая и применяя медицинское изделие на основании информации, полученной из рекламных сообщений и материалов, а также устных и телефонных рекомендаций консультантов торговых организаций, без предварительной консультации с лечащим врачом, пациент принимает на себя ответственность за результаты самолечения.
Вместе с тем как уже отмечено выше, согласно пункту 6 части 1 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама медицинских изделий не должна способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования, однако ряд рекламных видеороликов аппарата "Алмаг-01" содержат такую информацию, а именно.
1. В рекламных видеороликах "Алмаг-01", демонстрируемых согласно информации ООО "РА Промо" в эфире Телеканала "Россия" (Россия -1) на территории Республики Карелия в июле и сентябре 2018 года, заслуженный артист РФ Колесников С., находясь в домашней обстановке, сообщает потребителям, что "с возрастом нагрузки по дому даются все тяжелее, а это создает риск появления артрита, артроза, остеохандроза. Восстановить подвижность суставов, снять боль может помочь "Алмаг-01". Далее появляется картинка с упаковкой аппарата "Алмаг-01", надписью компания "Еламед" с указанием бесплатного номера телефона для звонка 8-800-200-01-13, наименованиями аптек "Невис", Социальные, Карелфарм, "Сердце Карелии" в г. Петрозаводске и голос за кадром сообщает: "Алмаг-01" в аптеках "Невис", Социальные, Карелфарм, "Сердце Карелии". В видеоролике, демонстрируемом в июле 2018 года, голос за кадром помимо перечисления аптек, в которых продается аппарат говорит "щедрый июль".
Кроме того, в видеоролике, также демонстрируемом в июле 2018 года, заслуженный артист РФ Колесников С. в кадре, показывая работу по дому (работает с шуруповертом, поднимает какую-то часть мебели) сообщает, что "для него собственный дом - это не только отдых, но и заботы, хлопоты. Если Вы как и я дома без дела не сидите, то стоит задуматься, чтобы приобрести аппарат "Алмаг-01". Почти любая нагрузка по дому, как правило, задействует все суставы нашего тела, в том числе и позвоночник, из-за этого хрящевая ткань может изнашиваться остановить развитие суставных заболеваний, снять воспаление и отек может помочь "Алмаг-01". В среднем по дому мы тратим сотни часов на работу по дому в год, а делать это с заболеваниями суставов становиться все сложнее. Благодаря усилению кровообращения, насыщению клеток кислородом и глубокому воздействию на проблемную область аппарат дает возможность справиться с болью и улучшить подвижность. "Алмаг-01" работает, проверено." Далее появляется картинка с упаковкой аппарата "Алмаг-01", надписью компания "Еламед", с указанием бесплатного номера телефона для звонка 8-800-200-01-13, наименованиями аптек "Невис", Социальные, Карелфарм, "Сердце Карелии" в г. Петрозаводске и голос за кадром сообщает: "Алмаг-01" в аптеках "Невис", "Социальная", "Карелфарм", "Сердце Карелии".
2. В июне 2018 года в эфире Телеканала "Россия" (Россия -1) на территории Республики Карелия демонстрировался рекламный видеоролик под названием "Классик". Так, в ролике голос за кадром сообщает "классика в переводе с латинского - образцовый. Именно так воспринимают люди искусство". Далее в кадре появляется женщина в шляпе, которая сообщает: "Литература, театр - это наша общая страсть" и в кадре показывают мужчину, который говорит: "трехчасовой спектакль с одним антрактом выдержать довольно тяжело по коленям проходит тягучая боль". Далее в кадре показаны люди (только их ноги), которые поднимаются с кресел и голос за кадром сообщает: "с возрастом у большинства жителей могут возникать проблемы с суставами. Для профилактики и лечения артроза, артрита, остеохандроза можно воспользоваться медицинским аппаратом "Алмаг-01", который применяется более 15 лет. "Алмаг-01" воздействует на очаг заболевания импульсным магнитным компонентом". В кадре вновь появляется женщина средних лет в шляпе сообщая: "Алмаг-01" позволяет поддерживать наши суставы в хорошей форме". Изображение на экране меняется и голос за кадром продолжает: "применение "Алмаг-01" способствует снятию боли, воспаления и оттека, усиливает действие лекарственных препаратов и улучшает подвижность суставов". После в кадре появляется пара в возрасте (демонстрируемые на протяжении данной рекламы) держащиеся под руку и мужчина говорит: "А трость у меня только для театра". Далее голос за кадром: "Алмаг-01" классика магнитотерапии. Лето без боли "Алмаг-01" в аптеках "Невис", "Социальная", "Карелфарм", "Сердце Карелии".
Таким образом, в перечисленных видеороликах до потребителей доводится информация о том, что большинство из них могут с возрастом начать страдать от болезней суставов (артроза, артрита, остеохондроза) в связи с чем, им необходимо начать использовать для профилактики "Алмаг-01".
Такая форма и содержание рекламы может способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по данному вопросу, а, следовательно, вводить в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 6 части 1 статьи 24 ФЗ "О рекламе.
Кроме того, необходимо обратить внимание на рекламные видеоролики "Камни", демонстрируемые в эфире телеканала "Россия" (Россия -1) на территории Республики Карелия в марте и мае 2018 года. Так, в указанных видеороликах на экране появляется кирпичная стена, из которой выходит человек. Голос за кадром сообщает: "Артроз, артрит, спину сковало, колено болит, чтобы движение вернуть человеку "Алмаг-01" скорее в аптеку. Март скидкам старт. В аптеках: "Невис", "Социальная", "Карелфарм"." В указанных рекламных роликах также имеется информация об АО "Елатомский приборный завод" (адрес, ОГРН и номер лицензии) и обязательная для данной рекламы информация с предупреждением об имеющихся противопоказаниях и о необходимости проконсультироваться со специалистом.
Однако, как отмечено выше в силу пункта 7 части 1 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама, в том числе медицинских аппаратов не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу, а в вышеуказанных видеороликах потребителей призывают в случае возникновения проблемы со здоровьем (артрит, артроз, колени болят_) обращаться в аптеку и приобретать "Алмаг-01", что может создавать впечатление у потребителей о ненужности обращения к врачу, и, свидетельствовать, о наличии признаков нарушения вышеуказанной нормы ФЗ "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 6, 7 части 1 статьи 24 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
С учетом вышеизложенного и в понимании пункта 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" " АО "Елатомский приборный завод" является рекламодателем вышеуказанных рекламных роликов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N03-02/01-2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
заявитель: <>,
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- АО "Елатомский приборный завод" (ИНН 6204001412; ОГРН 1026200861620; адрес регистрации: ул. Янина, д.25, г. Елатьма, Касимовский район, Рязанская область, 391351).
3. Назначить дело N03-02/01-2019 к рассмотрению на 08.02.2019 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.
4. АО "Елатомский приборный завод" до 30.01.2019 (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):
- копию договора (или иные документы), заключенного с третьими лицами на оказание услуг по изготовлению/разработке перечисленных в настоящем определении рекламных видеороликов об аппарате "Алмаг-01", размещаемых в 2018 году в эфире СМИ "Телеканал "Россия" (Россия-1) на территории Республики Карелия либо указание на то, что ее изготовление/разработка осуществлялось собственными;
- письменную правовую позицию по доводам, изложенным в данном определении о выявленных признаках нарушения ФЗ "О рекламе" в видеороликах об аппарате "Алмаг-01", со ссылками на нормативные акты и с приложением подтверждающих документов;
- любые иные сведения (информация), способные оказать влияние на результат рассматриваемого дела.
Явка представителя АО "Елатомский приборный завод" для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность, документ, подтверждающий право представлять интересы лица в антимонопольном органе.
Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).
Председатель Комиссии К.Е. Бабкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 9 января 2019 г. N 03-02/01-2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.02.2019