Я, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России Ковалева Ольга Владимировна, рассмотрев заявление К. (далее - заявитель) от 07 февраля 2019 года (вх. от 07 февраля 2019 года N539) с жалобой на действия ПАО Межрегиональная распределительная компания сетевая компания "Северо-Запада" (ОГРН - 1047855175785; ИНН - 7802312751; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера А, г. Санкт-Петербург, 196247; адрес места нахождения: ул. Соборная, д.31, г. Гатчина, Ленинградская обл., 188300; далее - ПАО "МРСК Северо-Запада"; филиал ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" "Карелэнерго" - почтовый адрес: ул. Кирова, д.45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", сетевая компания),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Карельского УФАС России 07 февраля 2019 года (вх. N539) поступило заявление К. с жалобой на действия ПАО "МРСК Северо-Запада", выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 06 июля 2018 года N34-01206П/18 (далее - договор).
Проанализировав поступившее заявление и приложенные к нему документы, установлено, что между заявителем и сетевой организацией заключен договор от 06 июля 2018 года N34-01206П/18 об осуществлении технологического присоединения для энергоснабжения жилого дома по адресу: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, д. Ахпойла, кадастровый номер ЗУ 10:21:0040701:26.
Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения. Исходя из того, что датой подписания сторонами договора является 18 июля 2018 года, срок осуществления технологического присоединения истек 18 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 4 договора технические условия являются неотъемлемой частью договора; срок их действия составляет 2 года со дня заключения договора. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств установлена в размере 550 руб.
Квитанцией ПАО "Сбербанк России" подтверждается внесение К. 18 июля 2018 года платы по договору в полном объеме.
Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от 05 июля 2018 года N34-01206П/18-001 (далее - технические условия) предусмотрено, что сетевая организация осуществляет замену трансформатора на ТП 10/0,4 кВ N3303 на трансформатор расчетной мощности; строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от существующей опоры N7 ВЛ-0,4 кВ от ТП-3303 Л-1 до границы земельного участка.
Заявитель в свою очередь обязан выполнить следующие мероприятия: монтаж ввода 0,23 кВ от точки присоединения до энергопринимающего устройства; прибор расчетного учета электроэнергии установить на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и филиала "Карелэнерго" ПАО "МРСК Северо-Запада"; расчетный учет электроэнергии выполнить прибором учета активной электроэнергии класса точности 2.0 и выше. При этом рекомендуется организовать удаленный доступ к устанавливаемому прибору учета из существующей системы АИИС КУЭ филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" для удаленного сбора данных учета; устройства защиты, устанавливаемые в сетях заявителя, должны автоматически отключать защищаемую цепь при ненормальных режимах в сетях заявителя; номинальный ток устройств контроля величины максимальной мощности должен соответствовать величине заявляемой максимальной мощности.
Пунктом 8 технических условий предусмотрено, что точкой присоединения является проектируемая опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-3303 Л-1 Ахпойла.
В силу подпункта 8.2 договора заявитель обязан после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ своего участка, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию об их выполнении. Исполнение заявителем указанной обязанности, а также исполнение им технических условий подтверждает составленный Перечень замечаний, выявленных в ходе проверки выполнения заявителем мероприятий по ТУ от 01 августа 2018 года N34-01206П/18-001.
Отвечая на обращение К., сетевая организация письмом от 25 января 2019 года NМР2/3-52/135/377 сообщила, что во исполнение заключенного с заявителем договора технологического присоединения реализует инвестиционный проект: "Реконструкция распределительной сети ВЛ-10/0,4 кВ с устройством линейных ответвлений ВЛ-10/0,4 кВ, заменой опор и провода, установкой ТП-10/0,4 кВ в Пряжинском районе (технологическое присоединение N34-00640П/18 от 07 мая 2018 года Р., N34-00707П/18 от 11 мая 2018 года Б., N34-00841П/18 от 01 июня 2018 М. и др.)".
Сооружение новых линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Северо-Запада" должно производить в соответствии с инвестиционной программой, которая утверждается органом государственной власти в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 года N977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", которым введены в действие Правила утверждения инвестиционных программ. Сетевая организация самостоятельно не имеет права изменять перечень объектов строительства в инвестиционной программе. Источником реализации инвестиционной программы являются средства, учитываемые Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам в тарифной выручке при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на конкретный период регулирования.
Выполнение мероприятий по договору со стороны сетевой организации возможно за счет средств инвестиционной программы в 4 квартале 2019 года.
Проанализировав нормативно-паровую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N861 (далее - Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Сроки технологического присоединения установлены подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности не может превышать 6 месяцев.
Анализ имеющихся материалов показывает, что в установленный срок, а именно до 18 января 2019 года мероприятия по технологическому присоединению сетевой организацией выполнены не были.
В силу пункта 90 Правил технологического присоединения срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний. Акт о выполнении технических условий заявителем-физическим лицом подписывается непосредственно в день проведения осмотра (пункт 88 Правил технологического присоединения).
Аналогичные условия предусмотрены и заключенным между заявителем и сетевой организацией договором. Имеющийся в материалах Перечень замечаний, выявленных в ходе проверки выполнения заявителем мероприятий по ТУ от 01 августа 2018 года, свидетельствует о выполнении заявителем технических условий и их невыполнении сетевой организацией. Вместе с тем в нарушение вышеобозначенной нормы Правил технологического присоединения акт о выполнении заявителем технических условий не оформлен.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года N191-э "О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ПАО "МРСК Северо-Запада", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.
Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению является неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО "МРСК Северо-Запада" является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В связи с тем, что ПАО "МРСК Северо-Запада" неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.
Указанные данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" дело об административном правонарушении N010/04/9.21-64/2019 по факту нарушения Правил технологического присоединения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ПАО "МРСК Северо-Запада" надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС России следующие сведения (информацию) и документы в копиях:
- заявку К. и приложенных к ней документов;
- договор (с отметкой о регистрации) и технические условия к нему;
-уведомление К. о выполнении ТУ;
-документы, составленные сетевой организацией по результатам осмотра электроустановок и проверки выполнения заявителем ТУ, или указания причин не составления таковых;
-переписку сетевой организации с К. по вопросу технологического присоединения ее заявителя;
-письменные пояснения о причинах невыполнения ПАО "МРСК Северо-Запада" в установленный договором срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств;
-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.
4. В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ привлечь в качестве потерпевшего К.
5. К. в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в Карельское УФАС России письменные пояснения о размере имущественного и/или морального вреда, причиненного вследствие бездействия ПАО "МРСК Северо-Запада" в процессе исполнения договора технологического присоединения, с приложением подтверждающих документов (при наличии).
Законному представителю ПАО "МРСК Северо-Запада" явиться 05 марта 2019 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1 а, каб. 520 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении, либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу N010/04/9.21-64/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
При себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, удостоверяющий служебное положение.
Главный специалист-эксперт отдела
антимонопольного контроля хозяйствующих
субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы О.В. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 11 февраля 2019 г. N 010/04/9.21-64/2019/427
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.02.2019