Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от ИП <...> - <...> (по доверенности от 15.01.2019 N 2),
от АО "Расчет" - <...> (по доверенности от 15.01.2019 N 3),
в отсутствие представителей: ООО "ЭТП" (извещены надлежащим образом
о дате, времени и месте рассмотрения жалобы письмом Московского УФАС России от 14.01.2019 N ИГ/696/19),
рассмотрев жалобу ИП <...> (далее - Заявитель, Индивидуальный предприниматель) на действия заказчика - АО "Расчет" (далее также - Заказчик)
при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг доступа Интернет (реестровый N 31807336721) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отклонил его заявку.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено
на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
20.12.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение
о проведении Закупки.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно Протоколу подведения итогов от 27.12.2018 N 5 (далее - Итоговый протокол) заявку Индивидуального предпринимателя отклонили из-за нарушения пункта 12.8.5 Положения о закупках, а именно: не предоставлении участником выписки из ЕГРИП заверенной электронной цифровой подписью Федеральной налоговой службы.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках,
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Обязательные требования к участникам Закупки содержатся в приложении N 3 к Информационной карте.
Согласно подпункту Б пункта 1 Требований к участникам Закупки Закупочной документации, заявка на участие в Закупке должна содержать полученную не ранее чем за три месяца до дня официального размещения извещения копию выписки
из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с пунктом 12.9.1 Закупочной документацией, Заказчик отклоняет заявку участника процедуры закупки на основании непредставления
в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением N 3
к Информационной карте.
С учетом изложенного следует, что в составе заявки на участие в Закупке участнику необходимо представить копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
На заседании Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя представлена выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 14.12.2018 N ИЭ9965-18-2965738.
Данная выписка была сформирована с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", размещенного на официальном сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: www.egrul.nalog.ru (далее - Сервис). Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
На представленной Обществом в составе заявки выписке также имеется информация о том, что данная выписка равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового орган.
Как указывает Заказчик, данная выписка не может быть принята в качестве исполнения Заявителем требования, предусмотренного подпунктом Б пункта
1 Закупочной документации, так как является лишь отсканированной версией выписки, заверенной самим участником Закупки.
Таким образом выписка, без возможности ее проверки на момент предоставления не может считаться соответствующей требованиям, установленным Заказчиком в Закупочной документации. По его мнению выписка должна быть представлена в неизменном виде, в том, в котором его направила Федеральная налоговая служба.
Между тем, при рассмотрении жалобы Заявителя Комиссия исходила, прежде всего, из следующего.
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлены пределы осуществления гражданских прав.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Оценивая поведение Заказчика, в том числе в ходе допуска заявок, антимонопольный орган исходит из того, что в допустимых ли пределах Заказчиком осуществляются его полномочия, либо имеют место необоснованные и неразумные ограничения или условия реализации участниками их прав.
Отклонение заявки участника на основании представления им выписки
из ЕГРИП в виде отсканированной копии, противоречит обычаям делового оборота
и является злоупотреблением правом.
Действующим налоговым законодательством и законодательством о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен порядок получения соответствующей выписки с официального сайта налоговой службы любым заинтересованным лицом.
Наличие той или иной информации в открытых источниках в принципе исключает необходимость представления выписки из ЕГРИП.
Исходя из презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (часть 5 статьи 10 ГК РФ), каких-либо оснований сомневаться
в достоверности представленной Заявителем выписки у Заказчика не имелось.
Заказчиком не доказано, что представленная Заявителем выписка являлась нелегитимной и содержала недостоверные сведения.
При этом, АО "Расчет" не посчитало возможным самостоятельно обратиться
к сайту Федеральной налоговой службы.
Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Комиссия пришла к выводу о том, что выписка из ЕГРИП, полученная
с использованием Сервиса в электронном виде, исходит от уполномоченного государственного органа, что свидетельствует о достоверности и легитимности содержащихся в ней сведений.
В рассматриваемом случае Заявитель действовал добросовестно, учитывая обычаи делового оборота, и ожидал встречного добросовестного поведения
со стороны Заказчика.
Между тем, АО "Расчет посчитало возможным лишить Заявителя права полноценно участвовать в закупке на основании непредставления документа
в соответствии в Закупочной документацией, однако размещенного в свободном доступе в сети "Интернет".
При таких данных Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заявителя нарушений требований Закупочной документации и считает неправомерным отклонение заявки Индивидуального предпринимателя на основании, указанном в Итоговом протоколе.
При этом, указанное основание являлось единственным основанием для отклонения заявки Заявителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
Учитывая изложенное, действия Заказчика признаются неправомерными, не соответствующими пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
С учетом изложенного и руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <...> (ИНН: 772489068953, ОГРНИП: 315774600160533) на действия АО "Расчет" (ИНН: 7724817897, ОГРН: 5117746059350) при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении
выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-62/77-19 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.01.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 06.11.2018 по делу N 1-00-62/77-19,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО "Расчет" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг доступа Интернет (реестровый N 31807336721) устранить допущенные нарушения, а именно:
Заказчику отменить протокол, составленный в ходе проведения конкурентной процедуры.
Заказчику рассмотреть поданную заявку на участие в Закупке с учетом решения Комиссии от 15.01.2019 по делу N 1-00-62/77-19.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях
в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 20.02.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 22.02.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 января 2019 г. N 1-00-62/77-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.02.2019