Я, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России ***, рассмотрев заявление "_" от 24 января 2019 года (вх. N 298),
УСТАНОВИЛА:
24 января 2019 года в Управление поступило заявление "_" (далее также заявитель) (вх. N 298) с жалобой на действия ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада" "Карелэнерго" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", сетевая организация, Общество), выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02 ноября 2018 года N 34-00639П/18 (далее - договор).
Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что ПАО "МРСК Северо-Запада" нарушает сроки исполнения обязательств по договору.
Заявитель просит провести проверку действий (бездействий) сетевой организации и привлечь виновных лиц к ответственности.
Необходимо отметить, что ранее в Карельское ФАС России поступало аналогичное заявление "_" от 26 декабря 2018 года (вх. от 28 декабря 2018 года N 6242) с жалобой на действия ПАО "МРСК Северо-Запада", выразившиеся в отказе в осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: "_", с максимальной мощностью 15 кВт.
Заявительница в своем обращении сообщала, что 14 апреля 2018 года через портал электросетевых услуг ПАО "Россети" ею была подана заявка на подключение энергопринимающих устройств, находящихся в пределах земельного участка на стене жилого дома, принадлежащего "_" на праве собственности, для дальнейшего его подключения к воздушной линии электросетей.
16 апреля 2018 года ПАО "МРСК Северо-Запада" приняло заявку "_" в работу.
03 мая 2018 года не предоставив проект договора ПАО "МРСК Северо-Запада" заявку аннулировало.
Заявительница обратилась в суд с иском к ПАО "МРСК Северо-Запада" о признании незаключенным договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01 сентября 2017 года N 34-01636П/17 и технических условий от 28 августа 2017 года N 34-01636П/17-001, а также об обязании сетевой организации заключить соответствующий договор и технические условия к нему в редакции "_".
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 23 июля 2018 года заявительнице было отказано в исковых требованиях.
Указанное решение оспорено "_" в апелляционном порядке.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия от 02 ноября 2018 года, вынесенным по результатам рассмотрения иска, исковые требования "_" удовлетворены.
Суд признал договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01 сентября 2017 года N 34-01636П/17 с техническими условиями от 28 августа 2017 года N 34-01636П/17-001, незаключенным, обязал ПАО "МРСК Северо-Запада" заключить с "_" договор о технологическом присоединении в редакции, изложенной в резолютивной части определения.
13 августа 2018 года "_" была внесена плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей по договору N 34-01636П/17.
Из приложенных к заявлению писем ПАО "МРСК Северо-Запада", адресованных заявительнице, установлено следующее.
В письме от 02 октября 2018 года N МР2/3-52/135-13/4397 сетевая организация сообщала заявительнице о том, что между ПАО "МРСК Северо-Запада" и "_" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01 сентября 2017 года N 34-01636П/17. По заключенному договору завершен комплекс работ по исполнению обязательств, предусмотренных условиями договора и техническими условиями от 28 августа 2017 года N 34-01636П/17-001 для сетевой организации.
В том же письме ПАО "МРСК Северо-Запада" поясняло "_" о необходимости направить уведомление о выполнении технических условий со своей стороны, после чего будет завершено исполнение договора в полном объеме, то есть осуществление фактического присоединения энергопринимающих устройств заявительницы.
03 декабря 2018 года "_" известила ПАО "МРСК Северо-Запада" о выполнении с ее стороны технических условий по технологическому присоединению.
Во исполнение определения Верховного суда Республики Карелия ПАО "МРСК Северо-Запада" с сопроводительным письмом от 04 декабря 2018 года N МР2/3-52/135-35/5893 отправило в адрес "_" договор от 02 ноября 2018 года N 34-00639П/18 ( в редакции суда) с просьбой его подписания и направления одного экземпляра в адрес Производственного отделения Южно-Карельских электрических сетей (185035, г. Петрозаводск, ул. Кирова, 47В) для организации его дальнейшего исполнения, с приложением в том числе квитанции на оплату договора.
"_" ссылается в своей жалобе на невыполнение обязательств ПАО "МРСК Северо-Запада" по фактическому присоединению жилого дома.
По результатам рассмотрения заявления "_" определением от 15 января 2018 года N 03-15/09-2018/81 "Об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении" последней, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада", предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из повторного заявления заявителя следует, что "_" не согласна с вынесенным определением, в силу следующего.
Со ссылкой на пункт 4 статьи 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявительница полагает, что договор заключен с момента вступления апелляционного определения Верховного суда Республики Карелия от 02 ноября 2018 года в законную силу, то есть 02 ноября 2018 года.
Основания для направления договора у сетевой организации отсутствовали. Проверка о выполнении технических условий от 03 декабря 2018 года не осуществлена. Помимо прочего, сетевой организацией повторно выставлена квитанция для внесения платы за технологическое присоединение.
Заявительница повторно просит возбудить дело об административном правонарушении в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада".
Из заявления следует, что по состоянию на 24 января 2019 года технологическое присоединение не осуществлено.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения определяется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Пунктом 15 Правил технологического присоединения установлена процедура заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Пунктом 16 Правил технологического присоединения определены существенные условия договора
Таким образом, процедура технологического присоединения, предусматривает заключение договора, содержащего помимо его предмета, ряд других условий, признаваемых существенными, является необходимой частью этой процедуры.
Пунктом 4 статьи 445 ГК РФ определено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Пунктом 1 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.
В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Из имеющихся документов следует, что договор о технологическом присоединении заключен 02 ноября 2018 года.
Согласно пункту 90 Правил технологического присоединения срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанных со стороны сетевой организации акта осмотра (обследования) электроустановки и акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Согласно указанной норме в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 года N 542, начало действия редакции 31 июля 2017 года) срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
03 декабря 2018 года "_" известила ПАО "МРСК Северо-Запада" о выполнении с ее стороны технических условий по технологическому присоединению. Проверка выполнения заявительницей технических условий сетевой организацией не осуществлена.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.
На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года N 191-э "О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ПАО "МРСК Северо-Запада", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.
Указанные данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" дело об административном правонарушении N 010/04/9.21-27/2019 по факту нарушения Правил технологического присоединения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ПАО "МРСК Северо-Запада" надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС объяснения по факту невыполнения обязательств; копии заявок "_" и приложенных к ним документов; все договоры, в том числе копии писем с которыми они направлены в адрес заявительницы, а также доказательства их направления по почте и вручения заявительнице нарочным; все технические условия "_" (со штампами вх. в сетевую организацию); копию всей переписки между ПАО "МРСК Северо-Запада" и "_" по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения, со всеми разногласиями, в том числе урегулирование их в судебном порядке (с приложением копии решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от 23 июля 2018 года); правовые основания направления проекта договора и технических условий к нему, а также требования от заявительницы повторной оплаты за технологическое присоединение после вынесения апелляционного определения Верховного суда Республики Карелия от 02 ноября 2018 года; правовые основания не осуществления проверки выполнения заявительницей технических условий по уведомлению от 03 декабря 2018; процедура, регламентирующая прекращение всех мероприятий, произведенных по договору до его изменения в судебном порядке (с учетом внесенной заявительницей платы от 13 августа 2018 года, письма сетевой организации от 02 октября 2018 года о выполнении мероприятий с ее стороны); иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.
4. В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ привлечь в качестве потерпевшей "_" ("_").
5. Законному представителю ПАО "МРСК Северо-Запада" явиться 28 февраля 2019 года в 15 часов 30 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1 а, каб. 520 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу 010/04/9.21-27/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
При себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, удостоверяющий служебное положение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 5 февраля 2019 г. N 010/04/9.21-27/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.02.2019