Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Бугаев Д.В. |
Руководитель Управления, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Малышева О.С. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика: Захария С.В. (доверенность от 11.02.2019);
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
06 февраля 2019 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ИП Мотовилова Сергея Александровича (далее - Заявитель) на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения в городе Вельске в целях обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0124300024719000010).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 07.02.2019 N 01-54/398.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
30.01.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124300024719000010 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения в городе Вельске в целях обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 1 281 475,00 рублей.
Оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Заявитель считает, что Заказчикам разработана ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 11 разделе I документации об аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Описание объекта закупки, наименование и количество закупаемого товара указано в разделе II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе (далее - Техническое задание), а именно:
N п/п |
Наименование показателя |
Требование заказчика: функциональные, технические и качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки размещения заказа (материал) |
|
Назначение |
Жилое |
|
Допустимый износ |
Не должен превышать 35 % согласно технического паспорта, выпущенного не ранее 2014 года. |
|
Год ввода в эксплуатацию |
Год ввода в эксплуатацию кирпичного / панельного (бетонные, керамзито-бетонные) жилого дома должен быть не ранее 1960 года. Год ввода в эксплуатацию шлакоблочного (в том числе газобетонные блоки, газосиликатные блоки, арболитовые)/ брусового / деревянного жилого дома должен быть не ранее 1975 года. |
|
Количество комнат |
Не менее 1 (одной) |
|
Общая площадь |
Не менее 20 кв.м. |
|
Этаж квартиры |
Первый и выше |
|
Благоустройство |
Наличие обязательно. Должно быть электроснабжение, водоснабжение, водоотведение/канализация, отопление, газовая или электрическая плита, сантехника |
|
Наружные стены |
Кирпичные и/или панельные (бетонные, керамзито-бетонные) и/или брусовые и/или брусчатые и/или газобетонные блоки и/или газосиликатные блоки и/или арболитовые и/или шлакоблочные |
|
Перекрытия |
Не ниже чем: Деревянные отепленные и/или гипсолитовые |
|
Устройство полов |
Не ниже чем: В жилых комнатах - ДВП и/или дощатые с окраской и/или линолеум и/или паркет и/или ламинат. В кухне, санузле - ДВП и/или дощатые с окраской и/или линолеум и/или плитка. |
|
Окна |
Не ниже чем: деревянные двойные, глухие и створные |
|
Входная дверь |
Не ниже чем: филенчатая, с замком. |
|
Межкомнатные двери |
Наличие |
|
Внутренняя отделка |
Не ниже чем: Чистовая отделка стен и потолков. Стены должны быть окрашены/оклеены обоями. Потолки должны быть: покрашены/побелены и/или облицованы плиткой и/или оклеены обоями. |
|
Отопление |
Центральное или автономное газовое |
|
Канализация |
Центральная или автономная |
|
Водоснабжение |
Центральное или автономное холодное водоснабжение. Центральное или автономное горячее водоснабжение. |
|
Сантехническое оборудование |
Наличие унитаза, ванны и/или душевой кабины и/или душевого поддона, мойки со смесителем, умывальника со смесителем. |
|
Электроснабжение |
Централизованное. Закрытая проводка 220В должна быть в соответствии с требованиями электробезопасности в объеме и составе обеспечивающий уровень, определенный действующим законодательством |
|
Приборы учета |
Наличие приборов учета на электроэнергию, на воду (в случае центрального водоснабжения), на газ (при наличии газоснабжения). |
|
Отсутствие задолженности по услугам ЖКХ (коммунальным, в том числе техническое обслуживание, электроснабжение; жилищным, в том числе взносам за капремонт) |
Обязательно. |
|
Местонахождение |
Жилое помещение должно находиться в городе Вельске Вельского района Архангельской области. Необходимо указать адрес жилого помещения. |
|
Общие требования |
Право собственности на квартиру/дом должно быть зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством. |
Из анализа документации следует, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указана в пункте 12 разделе I документации об аукционе.
Однако, данная инструкция не содержит информации каким образом применяется показатель при использовании "и/или", "/", "не ниже чем", "не ранее".
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
Заявитель считает, что требования пунктов 24-29 Технического задания не позволяют определить потребность Заказчика.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В части 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из вышеизложенного, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к объекту закупки. Заказчик вправе при необходимость детализировать объект закупки, устанавливая такие характеристики товара, которые будут иметь существенное значение при приемке товара в соответствии с условиями государственного контракта. При этом, Заказчик не должен устанавливать требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России сообщил, что техническое задание составлено в соответствии с потребностью Заказчика, наименования показателей взяты из Технических паспортов на жилые помещения и указаны в документации об аукционе в виде их перечисления.
Заявитель считает, что требование в пункте 30 Технического задания об указании в первой части заявки адреса жилого помещения нарушает принцип описания объекта закупки и является избыточным требованием.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что адрес жилого помещения необходим для запроса в БТИ подтверждения информации об износе дома.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в данном случае адрес жилого помещения является конкретным показателем жилого помещения. Требования к конкретным показателям жилого помещения определяет Заказчик.
На основании вышеизложенного, описание объекта закупки сформировано Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, данные доводы Заявителя являются необоснованными.
Заявитель в своей жалобе указывает, что статьи 67, 69 ФЗ "О контрактной системе" не предполагают проведение Заказчиком обследования предлагаемого участником закупки товара, работы, услуги до выявления победителя аукциона.
В техническом задании после таблицы Заказчиком указано следующее: "Рассмотрение заявок на участие в аукционе производится после комиссионного обследования благоустроенной квартиры/дома, представленной Участником размещения закупки совместно с представителем органа опеки и попечительства МО "Вельский муниципальный район".
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что осмотр квартиры представителями Заказчика не влияет на результаты рассмотрения заявок, так как комиссия рассматривает заявки участников в соответствии с требованиями, указанными в документации об аукционе. Указанная фраза об осмотре жилого помещения означает, что победитель аукциона предоставляет жилое помещение для осмотра на объект отсутствия ущемления законных прав и интересов несовершеннолетних членов семьи, а также проживания третьих лиц (найм, поднайм), когда собственники сдают квартиру частным лицам, без оформления соответствующих документов
Частью 2 статьи 15 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N188-ФЗ определенно, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с абзацем 1 статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимого имущества на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 432 ГК РФ определено, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение в требуемой форме по всем существенным условиям договора. Таковыми являются условия о предмете договора, условия, которые в законе или иных правовых актах определены как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила статьи 475 ГК РФ, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору (статья 557 ГК РФ).
Указанные положения Федеральных законов позволяют сделать вывод о том, что при приобретении жилого помещения заказчикам необходимо проводить осмотр жилого помещения.
В случае возникновения вопроса о расторжении договора купли-продажи жилого помещения судами выясняются, в том числе:
- проявлена ли ответчиком разумная осмотрительность при заключении договора купли-продажи жилого помещения;
- осматривал ли ответчик жилое помещение до заключения договора купли-продажи.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик имеет право осматривать жилое помещение до момента подписания муниципального контракта.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Мотовилова Сергея Александровича обоснованной в части разработки Заказчиком ненадлежащей инструкции.
2. Признать Заказчика - Администрацию муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
3. Предписание не выдавать, так как данное нарушение не повлияло на определение поставщика.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Бугаев
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
О.С. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 13 февраля 2019 г. N 22мз-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.02.2019