Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Куриков И.А. - заместитель руководителя Новгородского УФАС России, рассмотрев заявление физического лица С. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении Акционерным обществом "Торговый дом "Перекресток" (ИНН 7728029110; юридический адрес: 109029, г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 4; фактический адрес: 196128, г. Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 23, к. 4) в период с 04.12.2018 по 10.12.2018 в магазине "Перекресток", расположенном по адресу: г. Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А, в каталоге цен на продукты питания "Перекресток" недостоверной информации о стоимости товара "язык говяжий охлажденный".
УСТАНОВИЛ:
14.01.2019 в Новгородское УФАС России из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области поступило заявление физического лица С. (вх. N 111 Новгородского УФАС России) о нарушении Акционерным обществом "Торговый дом "Перекресток" (далее - АО "Торговый дом "Перекресток") законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в г. Великий Новгород каталога цен на продукты питания "Перекресток" с 4 по 10 декабря 2018 года, содержащего недостоверную информацию о стоимости товара - "язык говяжий охлажденный" стоимостью 399 рублей 90 копеек за 1 кг. (далее - Заявление).
24.01.2019 вх. N 280 от физического лица С. в Новгородское УФАС России поступило дополнение к Заявлению.
По мнению заявителя, данная реклама не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, поскольку содержит недостоверные сведения относительно стоимости товара. Содержащаяся в рассматриваемой рекламе информация вводит потребителей в заблуждение.
Так, 04.12.2018 заявитель, находясь в магазине "Перекресток", расположенному по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, дом 21, литер А, ознакомился с содержанием указанного каталога, экземпляры которого были размещены на отдельной стойке в магазине. 05.12.2018 заявитель решил купить продукт по объявленной в рекламе цене, однако, обнаружив несоответствие информации о цене на товар в каталоге и на ценнике в магазине, отказался от его приобретения и сделал запись в книгу жалоб и предложений магазина.
В результате рассмотрения заявления установлено следующее.
Из содержания данного каталога АО "Торговый дом "Перекресток" следует, что в период с 04.12.2018 по 10.12.2018 в магазине "Перекресток", расположенном по адресу: г. Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А проходила акция, в рамках которой реализовались товары, в том числе язык говяжий охлажденный по цене 399 рублей 90 копеек.
При этом в действительности в магазине "Перекресток", расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А цена на указанный товар составляла 599 рублей 90 копеек за 1 кг, что подтверждается фотографией ценника на "язык говяжий", приложенный к Заявлению.
Из объяснений АО "Торговый дом "Перекресток", направленных в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, следует, что в каталоге "Перекресток", действующем с 04.12.2018 по 10.12.2018 года, была допущена техническая ошибка в указании цены на язык говяжий охлажденный.
В магазине, расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А был размещен информационный плакат о том, что в каталоге допущена опечатка в указании цены на язык говяжий охлажденный. Около товара в торговом зале был ценник, на котором также была указана цена 599 рублей 90 копеек за 1 кг.
Тем самым, потенциальные покупатели были осведомлены о действующей цене на язык говяжий охлажденный в самом магазине перед совершением покупки.
К отношениям, возникающим в сфере рекламы на территории Российской Федерации применяется Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.
При этом исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.
В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.
Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Анализируя содержание каталога "Перекресток", можно прийти к выводу, что содержащаяся в нем информация обладает всеми признаками рекламы, поскольку была распространена посредством рекламных каталогов непосредственно в местах продажи соответствующего товара (без ограничения по территории и аудитории распространения), из текста информационного сообщения не представляется возможным установить, для кого именно создано данное сообщение и на восприятие кого оно направлено, а сама информация направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей к определенным товарам (в том числе к товару - "язык говяжий охлажденный") и к реализующему их лицу (АО "Торговый дом "Перекресток").
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, в рассматриваемом рекламном каталоге АО "Торговый дом "Перекресток" размещена недостоверная информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения о цене рекламируемого товара - "языка говяжьего охлажденного", что содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о контрактной системе.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является АО "Торговый дом "Перекресток".
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу N Р-4/19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Признать лицами, участвующими в деле:
заявитель - физическое лицо С.;
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Акционерное общество "Торговый дом "Перекресток" (ИНН 7728029110; 109029, г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 4; 196128, г. Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 23, к. 4).
3. Назначить дело N Р-4/19 к рассмотрению на 26 февраля 2019 года в 10 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 202.
4. Акционерном обществу "Торговый дом "Перекресток", в срок до 21 февраля 2019 года представить:
- письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
- копии страниц книги жалоб и предложений магазина "Перекресток", расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Мира, д. 21, литер А, с записями с 04.12.18 г. по 10.12.2018 г.
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Акционерному обществу "Торговый дом "Перекресток" (в лице его представителей с надлежащим образом оформленными доверенностями) на заседание Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
В соответствии с пунктом 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе: знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 4 февраля 2019 г. N Р-4/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.02.2019