Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_),
члены Комиссии: (_),
рассмотрев дело N 06-06/05-2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "Омские городские средства массовой информации", юридический адрес: 644007, г. Омск, ул. Булатова, д. 100, ИНН 5503253286, ОГРН 1145543042655 (далее - ООО "Омские городские СМИ", Общество) в газете "Вечерний Омск-Неделя" рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие представителя ООО "Омские городские СМИ", извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России из Управления Роскомнадзора по Омской области поступила (вх. N 11696 э от 28.12.2018) информация о проведении 27.12.2018 мониторинга печатного издания - газеты "Вечерний Омск-Неделя", в ходе которого был выявлен факт размещения рекламы спектаклей с указанием знака информационной продукции "4+".
В результате рассмотрения представленных материалов Омским УФАС России установлено, что в газете "Вечерний Омск-Неделя" (свидетельство о регистрации ПИ N ФС 12-1659, издатель: ООО "Омские городские СМИ") N 51 (574) от 26.12.2018 на странице 32 с указанием знака информационной продукции "4+" размещалась реклама спектаклей:
- "Как-то раз под Новый год" в БУК Омской области "Омский государственный драматический "Пятый театр";
- "Снегурушка" в ТОП-театре (Театральный Омский Проект).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По определению (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования -спектаклям учреждений культуры.
Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию") устанавливает следующие понятия:
- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Определением от 17.01.2019 Омским УФАС России в отношении рекламораспространителя - "Омские городские СМИ" было возбуждено дело N 06-06/05-2019 по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
информационная продукция для детей, достигших возрасти шести лет;
информационная продукция для детей, возраста двенадцати лет;
информационная продукция для детей, возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Таким образом, рекламораспространитель (ООО "Омские городские СМИ") зная о том, что к рекламе зрелищных мероприятий законодательством Российской Федерации установлено обязательное указание категории информационной продукции, должен был осуществить распространение рекламы со знаком информационной продукции в соответствии с требованиями части 1 статьи 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Однако в нарушение данной нормы размещенная реклама сопровождалась знаком информационной продукции "4+".
Изучив материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о необходимости переквалификации материалов дела, возбужденного по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "Омские городские СМИ", на нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку Обществом была обозначена категория информационной продукции, но с обозначением "4+", не предусмотренным Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Таким образом, ООО "Омские городские СМИ" нарушило требование части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы в газете "Вечерний Омск-Неделя" N 51 (574) от 26.12.2018.
Комиссия Омского УФАС России отмечает, что статья 38 Федерального закона "О рекламе" не устанавливает административной ответственность субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель) за нарушение требований части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая тот факт, что размещение вышеуказанной рекламы носило разовый характер, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО "Омские городские СМИ" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу информационной продукции, распространенную ООО "Омские городские СМИ" (ИНН 5503253286, ОГРН 1145543042655) в газете "Вечерний Омск-Неделя", ненадлежащей, нарушающей требования части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Омские городские СМИ" не выдавать.
Решение изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 февраля 2019 г. N 055/05/05-22/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.02.2019