Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - комиссия) в составе:
Бабкин К.Е. - заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;
Грущакова Г.А. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
Сальникова Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
рассмотрев дело N 03-02/39-2018, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "КМ" (ОГРН: 1091031000026; ИНН/КПП: 1004014366/100401001; юридический адрес: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Советская, д.16; дата регистрации: 19.01.2009; далее - ООО "КМ") по признакам нарушения части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) в части превышения установленных законом объемов рекламы эфирного вещания на частоте 105,5 МГц в г. Костомукша двух радиоканалов "Fusion FM" (Слияние FM) и "Радио Шансон" за период с 06.08.2018 по 10.08.2018, 12.08.2018, в присутствии представителя ООО "КМ" - И.Г. Ефремовой (полномочия директора, подтверждены Приказом от 02.02.2009 N 1), в отсутствие представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (далее - Управление Роскомнадзора по РК), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
Определением от 02.11.2018 "О возбуждении дела N 03-02/39-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" рассмотрение дела N 03-02/39-2018 было назначено на 11 часов 00 минут 30.11.2018.
В ходе рассмотрения дела представители сторон изложили свои пояснения и доводы по делу N 03-02/39-2018.
На заседании комиссии между представителем Управление Роскомнадзора по РК "_" и директором Общества И.Г. Ефремовой возникли разногласия относительно обозначения блока регионального партнера "выходными данными".
В дополнение прочего директором ООО "КМ" И.Г. Ефремовой заявлено ходатайство о необходимости проведения совместной сверки расчетов объемов рекламы при вещании радиоканала "Fusion FM" с 06.08.2018 по 12.08.2018.
В связи с вышесказанным определением от 03.12.2018 "Об отложении рассмотрения дела N 03-02/39-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и продлении срока его рассмотрения" срок рассмотрения дела продлен до 04.02.2019, рассмотрение дела отложено до 15 часов 00 минут 17.01.2019.
19.12.2018 Управлением Роскомнадзора по РК с письмом N 6942-04/10 предоставлены пояснения по делу N 03-02/39-2018 (вх. N 6072), в которых указано следующее.
Согласно рекомендациям Роскомнадзора в целях выработки единого подхода к подсчету объемов вещания регионального радиоканала и сетевого партнера переход с вещания одного СМИ на другое оформляется только "выходными данными" радиоканала (полными или сокращенными). Сетевой партнер АО "Региональный радиоканал", учредитель радиоканала "Радио Шансон", также в адрес ООО "КМ" направлял рекомендации с напоминанием о необходимости расстановки в эфире "джинглов" с "выходными данными" радиоканала при наличии в лицензии на вещание собственного (местного) СМИ.
В ходе переписки с директором ООО "КМ" Ефремовой И.Г. были предоставлены рекомендаций сетевого партнера, где были даны определения рекламных окон и рекламного блока:
- рекламное окно - весь контент немузыкального фрагмента эфира на 19, 20, 39 и 53 минутах каждого часа, включая прогноз погоды, промо-ролики, рекламный блок и декрошаж;
- рекламный блок - непосредственное наполнение (ролики рекламодателей) от открывашки со словами "Реклама" до закрывашки с "телефоном рекламной службы" или без него. Т.е. рекламное окно может содержать в себе рекламный блок, а может не содержать.
Следовательно, в объем рекламного блока радиоканала "Fusion FM" включается открывашка со словами "Реклама", непосредственное наполнение (ролики рекламодателей) и закрывашка с "телефоном рекламной службы" или без него.
Анализируя справку о фактическом времени вещания радиоканала "Fusion FM" с 06.08.2018 по 12.08.2018 (далее - справка, которая была представлена 30.11.2018 на рассмотрении дела N 03-02/39-2018, составленная самим Обществом), установлено, что в общий объем вещания радиоканала "Fusion FM" с 06.08.2018 по 12.08.2018 не включались "выходные данные" радиоканала "Fusion FM" (полные и сокращенные) и открывашки со словом "Реклама" (в справке это Fusion - FM IN влет) и закрывашки с "телефоном рекламной службы" (в справке это Fusion - FM OUT вылет).
При включении в общий объем вещания радиоканала "Fusion FM" с 06.08.2018 по 12.08.2018 "выходных данных" радиоканала "Fusion FM", открывашек со словом "Реклама" и закрывашек с "телефоном рекламной службы", а в объем рекламы открывашек со словом "Реклама" и закрывашек с "телефоном рекламной службы" следует:
06.08.2018 - Объем вещания 10796сек+44сек+8минЗсек=11323, реклама 2015сек+8минЗсек = 2498, продолжительность рекламы составляет 22,06%;
07.08.2018 - Объем вещания 10813сек+44сек+8мин3сек=11340, реклама 2106сек+8минЗ сек = 2589, продолжительность рекламы составляет 22,83%;
08.08.2018 - Объем вещания 10842сек+44сек+8мин3сек=11369, реклама 2120сек+8минЗ сек = 2603, продолжительность рекламы составляет 22,89%;
09.08.2018 - Объем вещания 10817сек+44сек+8мин3сек=11344, реклама 2112сек+8минЗсек = 2595, продолжительность рекламы составляет 22,87%;
10.08.2018 - Объем вещания 10778сек+44сек+8минЗсек=11305, реклама 2086сек+8минЗсек = 2569, продолжительность рекламы составляет 22,72%;
11.08.2018 - Объем вещания 5415сек+44сек+5мин57сек=5816, реклама 1080сек+5мин57сек =1437, продолжительность рекламы составляет 24,71%;
12.08.2018 - Объем вещания 5412сек+44сек+6мин18сек=5834, реклама 1079сек+6 мин 18сек =1457, продолжительность рекламы составляет 24,97%.
Таким образом, в результате проведенного анализа эфирного времени вещания радиоканала "Fusion FM" за период с 06.08.2018 по 12.08.2018 установлено превышение продолжительности рекламы вещания в течение суток в нарушение требований к объемам рекламы, предусмотренных частью 2 статьи 15 ФЗ "О рекламе".
С письмом от 17.01.2019 N 244-04/10 Управление Роскомнадзора по РК ходатайствовало о рассмотрении настоящего дела, назначенного на 15 часов 00 минут 17.01.2019, в отсутствие своего представителя, в связи с невозможностью его прибытия.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
Директор ООО "КМ" Ефремова И.Г. изложила позицию аналогичную предоставленному на рассмотрение дела отзыву.
Так, доводы лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, сводятся к следующему.
Изучив справку расчета времени трансляции передач по направлениям вещания радиоканала "Fusion FM" (Слияние FM) за период с 06.08.2018 по 10.08.2018, 12.08.2018, предоставленную Управлением Роскомнадзора по РК с обращением в Карельское УФАС России 03.09.2018 (вх. N 4128), ООО "КМ" сделало вывод, что данные таблицы расчетов содержат программную ошибку. Время суток разбито на три 8-мичасовых отрезка, каждый из которых начинается с ноля часов и заканчивается в 7:59. В результате этого произошло некорректное отображение времени выхода и длительности радиопрограмм, рекламных блоков, как в целом по времени суток, так и по принадлежности того или иного продукта "Радио Шансон" или "FusionFM".
Общество полагает, что Управление Роскомнадзора по РК в приложениях к пояснениям от 19.12.2018 N 6942-04/10, подтвердило расчетом в них, что объем рекламы "Fusion FM" не превышает 20% лицензионного времени и составляет от 18,66 % до 19,94 %. Объем программ находится в пределах 80%. Что касается выходных данных, то в рекомендациях Роскомнадзора от 05.06.2014 записано: "...при проведении лицензирующим органом проверки соблюдения объемов вещания радиоканала учитывается, что общий объем вещания СМИ включает в себя рекламу в объеме, установленном законодательством о рекламе, и передачи, распространяемые в рамках радиоканала". "Выходные данные" в этом документе не упоминаются. Очевидно, потому что "выходные данные", как сокращенные, так и полные являются частью требований ФЗ "О рекламе" - статья 27.
Кроме того, Общество, со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" полагает, что вывод Управления Роскомнадзора по РК о "превышении продолжительности рекламы вещания в течение суток" является ошибочным, поскольку необходимо из in-out (вход - выход) каждого рекламного блока вычитать полные и сокращенные "выходные данные", "джинглы" сетевого партнера, точки DTMF, представленные сетевым партнёром, обозначение возрастных ограничений, телефон "FusionFM", данные о лицензии. Одна только фраза "Реклама в Костомукше" внутри каждого рекламного блока занимает около 50 секунд в день или 350 секунд в неделю. Хотя это не более чем идентификатор указания элемента программы, не несущий в себе потребительской или конкурентной мотивации (купить, воспользоваться услугой), что и прописано в вышеуказанном Постановлении Пленума ВАС РФ. Объявление о начале рекламного блока в программе радиоканала это и есть прямой аналог так называемого "коммерческого обозначения в месте продаж".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, комиссия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Рассмотрение дела N 03-02/39-2018 отложить.
Назначить рассмотрение дела N 03-02/39-2018 на 01.02.2019 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1А, каб. 518.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 17 января 2019 г. N 03-02/39-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.01.2019