Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области, рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N 05-04/1-19,
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее \x{2212} Омское УФАС России) рассмотрены заявления <_> (далее - Заявитель) (вх. Омского УФАС России от 19.11.2018 N 10079э, от 21.11.2018 N 10187) на действия акционерного общества "Омская топливная компания" (далее - АО "ОТК", Заказчик) при осуществлении закупки на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования способом у единственного поставщика (извещение N 31807119775 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Закупка у единственного поставщика).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования о закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Из содержания части 3.2 статьи 3 Закона о закупках следует, что неконкурентной является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Процедура выбора поставщика и заключения с ним договора, определяется требованиями положения о закупке заказчика, в котором, в том числе, отражаются условия применения закупки у единственного поставщика.
Заказчик при проведении Закупки у единственного поставщика руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 7 положения о закупке товаров, работ и услуг акционерного общества "Омская топливная компания" (утверждено Советом директоров АО "Омская топливная компания" (далее - Положение о закупках). Согласно указанному пункту заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом о естественных монополиях.
По итогам проведенной Закупки у единственного поставщика между АО "Омская топливная компания" и ОАО "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения ЦФТО - филиала ОАО "РЖД" заключен договор N 83/193/18 от 14.11.2018, предметом которого является оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования.
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 29.12.2004 N 435-т "О включении (исключении) организаций в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий на транспорте" ОАО "РЖД" включено в реестр субъектов естественных монополий, как субъект, осуществляющий деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно извещению, размещенному в ЕИС, предметом Закупки у единственного поставщика являлось право на заключение договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования для нужд АО "ОТК".
В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно абзацу 6 статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте под железнодорожным подвижным составом понимается локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
Таким образом, услуга по предоставлению железнодорожного подвижного состава не отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий, поскольку железнодорожный подвижной состав не является инфраструктурой железнодорожного транспорта.
В связи с чем, при осуществлении Закупки у единственного поставщика Заказчик неправомерно руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 7 Положения о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, в действиях АО "ОТК", выразившихся в заключении договора по результатам закупки у единственного поставщика на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования с ОАО "РЖД", создании преимущества для данной организации, ограничении доступа иных хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные услуги, к участию в закупке, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного издан приказ Омского УФАС России от 21.01.2019 N 5 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения акционерным обществом "Омская тепловая компания" части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закон о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 05-04/1-19 к рассмотрению на 07.02.2019 в 11:00 часов по адресу: 644010. г. Омск. пр. К. Маркса. 12 А. каб. 203.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:
- заявителя: <_>;
- ответчика: акционерное общество "Омская топливная компания";
- заинтересованного лица: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания.
3. Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания представить на заседание Комиссии 07.02.2019 письменные пояснения по существу обстоятельств, указанных в мотивировочной части настоящего определения.
Заместитель руководителя управления,
председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 января 2019 г. N 05-04/1-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.01.2019