Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Городская клиническая больница N 6 (далее - МБУЗ ГКБ N 6) на действия АО "Уральская теплосетевая компания" (далее - АО "УТСК"), выразившиеся в выставлении платы за услуги поставки тепловой энергии на основании норматива без учета показаний прибора учета.
При рассмотрении представленных документов установлено следующее.
МБУЗ ГКБ N 6 (заказчик, потребитель) и АО "УТСК" (теплоснабжающая организация) находятся в процессе заключения контракта на теплоснабжение N Т-512747 (далее - контракт) на 2018 год.
Согласно пункту 12.1 контракта взаимоотношения сторон в период с 01.01.2018 до момента заключения контракта регулируются условиями настоящего контракта.
На основании контракта теплоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию на объект Потребителя - нежилое помещение (поликлиника) по адресу: г. Челябинск, ул. 50 лет ВЛКСМ, 29.
В силу пунктов 3.1.11 и 3.1.12 контракта заказчик обязуется обеспечить организацию коммерческого учета потребляемой тепловой энергии и теплоносителя; вести учет потребляемых тепловой энергии и объема невозвращенного теплоносителя приборным методом.
Согласно пункту 5.1 контракта определение количества тепловой энергии и теплоносителя, полученных заказчиком, осуществляются на основании показаний приборов учета заказчика, установленных в точке поставки у границы раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии.
При этом согласно пункта 5.11 контракта в случае если потребителем является собственник нежилого помещения в многоквартирном доме, определение количества тепловой энергии, полученной данным потребителем в нежилом помещении, осуществляется в порядке, установленном "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Нежилое помещение (поликлиника) по адресу: г. Челябинск, ул. 50 лет ВЛКСМ, 29, отапливается собственной (выделенной) системой отопления. Вместе с тем АО "УТСК" производит начисления МБУЗ ГКБ N 6 не на основании показаний прибора учета, а на основания норматива потребления тепловой энергии, что подтверждается актами приема-передачи и ведомостями отпуска тепловой энергии (платежными докуметами).
Согласно пояснениям АО "УТСК", размер платы за тепловую энергию для предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения в помещение МБУЗ ГКБ N 6 за расчетный период определяется в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе в соответствии с Правилами N 354:
- за тепловую энергию для предоставления отопления, учитывая, что многоквартирный дом по адресу: г. Челябинск, ул. 50-летия ВЛКСМ, 29, не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии - исходя из установленного норматива потребления и площади помещения;
- за тепловую энергию для предоставления горячего водоснабжения исходя из установленной контрактом величины тепловой нагрузки на горячее водоснабжение и времени потребления тепловой энергии в расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим в силу законодательства признается также положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.
АО "УТСК" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории г. Челябинска.
Следовательно, АО "УТСК" подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 44 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома, за исключением нежилого помещения, а в отношении нежилого помещения - владельцем такого помещения в соответствии с настоящими Правилами, и при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.
11.08.2016 нежилое помещение по адресу: г. Челябинск, ул. 50 лет ВЛКСМ, 29, оборудовано узлом учета тепловой энергии, о чем имеется акт первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, выданный МУП "ЧКТС". Согласно Акту, узел учета тепловой энергии МБУЗ ГКБ N 6 соответствует требованиям "Правил учета тепловой энергии".
Согласно пояснениям МБУЗ ГКБ N 6, поликлиника в указанном многоквартирном доме имеет выделенную систему отопления с отдельным выводом тепловой сети. Прибор учета, установленный в нежилом помещении, учитывает объем тепловой энергии, полученной по выделенной системе отопления, без учета тепловой энергии внутридомовых инженерных систем отопления многоквартирного дома.
Таким образом, прибор учета, установленный в нежилом помещении (поликлиника) по адресу: г. Челябинск, 50 лет ВЛКСМ, 29, учитывает объем тепловой энергии, полученной по выделенной системе отопления.
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В пунктах 7, 8 статьи 15 названного закона указано на публичность договора теплоснабжения, заключенного с единой теплоснабжающей организацией, и перечислены существенные условия такого договора. По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им тепловой энергии определяется в соответствии с данными учета ее фактического потребления. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ).
Судебная практика исходит из того, что в том случае, когда нежилое помещение имеет выделенную систему отопления с отдельным выводом тепловой сети, и прибор учета, установленный в нежилом помещении МКД, учитывает объем тепловой энергии, полученной по выделенной системе отопления помещения без учета тепловой энергии внутридомовых инженерных систем отопления МКД, порядок расчетов должен предусматривать оплату за фактически потребленную тепловую энергию (дело N А34-9763/2017).
Следовательно, условие контракта на теплоснабжение N Т-512747, предусматривающее определение количества тепловой энергии, полученной МБУЗ ГКБ N 6 в нежилом помещении (поликлинике), в соответствии с Правилами N 354 является необоснованным, противоречащим действующему законодательству.
Таким образом, действия АО "УТСК", выразившиеся в навязывании МБУЗ ГКБ N 6 условий контракта на теплоснабжение N Т-512747, не выгодных для него, содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с наличием в действиях ОА "УТСК" признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает АО "УТСК" о необходимости прекращения указанных действий, а именно:
- в срок до 22.11.2018 совершить действия, направленные на расчет платы за тепловую энергию и теплоноситель, полученных МБУЗ ГКБ N 6, на основании показаний прибора учета, в том числе на исключение из контракта на теплоснабжение N Т-512747 условия об определении количества тепловой энергии, полученной данным потребителем в нежилом помещении, в порядке, установленном Правилами N 354.
О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.
Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 октября 2018 г. N 8-03/18 (ключевые темы: тепловая энергия - нежилые помещения - многоквартирный дом - системы отопления - приборы учета)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.10.2018