Председатель Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Бабкин Константин Евгеньевич, заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения наружной рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
УСТАНОВИЛ:
В Карельское УФАС России поступило заявление ООО "Авторитет" (вх. от 20.11.2018 N5428) с жалобой на нарушение ФЗ "О рекламе" в рекламе следующего содержания: "Лучшая автошкола Всё по-белому! Честные цены ДОСААФ г. Кеми пр. Пролетарский 38а", размещенной на странице "ВКонтакте" в сети "Интернет" по адресу: https://vk.com/club150304569.
В ходе изучения и анализа собранной информации установлено следующее.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к услугам автошколы ДОСААФ и его продвижение на рынке и, в силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе", является рекламой.
По определению пункта 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрены общие требования к рекламе, в соответствии с которыми недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
В нарушение указанных требований в вышеуказанной рекламе отсутствуют конкретные критерии, по которым осуществлялось сравнение и объективное подтверждение, что автошкола ДОСААФ лучшая по сравнению с другими автошколами.
Кроме того, деятельность по обучению вождения на автомобиле, согласно Заключению Управления ГИБДД МВД по Республике Карелия от 14.11.2018 N10-170, в г. Кемь может осуществлять также ООО "Авторитет".
Согласно статье 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований пункта 3 статьи 5 и статьи 8 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем, согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из вышеизложенного, в силу пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодателем указанной рекламы является ПОУ "Кемский Районный СТЦ РО ООГО ДОСААФ России РК".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 010/05/5-01/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
заявитель:
- ООО "Авторитет" (<_>);
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ПОУ "Кемский Районный СТЦ РО ООГО ДОСААФ России РК" (ИНН 1001000209, ОГРН 1021000842961, <_>);
3. Назначить дело N 010/05/5-01/2019 к рассмотрению на 06.02.2019 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.
4. ПОУ "Кемский Районный СТЦ РО ООГО ДОСААФ России РК" до 01.02.2019 (включительно) представить следующие сведения (в надлежаще заверенных копиях):
- письменные пояснения по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативно-правовые акты;
- иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.
Явка лиц для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия на представление интересов юридического лица в органах государственной власти по данному делу.
Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 18 января 2018 г. N 010/05/5-01/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.01.2019