Курским УФАС России рассмотрено заявление Б.Ю.П. с жалобой на действия ОБУ "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (далее - ОБУ "МФЦ"), выразившиеся в незаконном, по мнению заявителя, заключении ОБУ "МФЦ" агентских договоров (соглашений) с отдельными хозяйствующими субъектами Курской области, предоставляющими услуги в сфере технической инвентаризации объектов недвижимости, кадастровых и землеустроительных работ, оценочной деятельности, градостроительства и архитектуры.
Как установлено в ходе рассмотрения заявления, Приказом Комитета информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области от 06.04.2018 г. N46 в Устав ОБУ "МФЦ" внесен ряд изменений, в том числе в п.2.7, закрепляющий перечень видов деятельности, приносящей доход, но не относящейся к основным видам деятельности Учреждения.
Так, согласно п.2.7 Устава ОБУ "МФЦ", бюджетное учреждение вправе в соответствии с Порядком определения платы и локальными актами Бюджетного учреждения осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности, не относящиеся к его основным видам деятельности:
- предоставление услуг в сфере налогообложения, в том числе составление любых видов отчетности, планов и деклараций, заполнение бланков и заявлений )уведомлений, сообщений);
- предоставление услуг в сфере в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе подготовка и формирование необходимого пакета документов);
- предоставление услуг по подготовке проектов документов;
- юридическое сопровождение (в том числе подготовка различных видов документов, сбор необходимых документов, юридические услуги, представительство и защита интересов юридических и физических лиц в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и иных организациях);
- подготовка и доставка документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним к месту их рассмотрения уполномоченным органом власти в пределах Курской области;
- выезд работника Бюджетного учреждения к заявителю для приема заявлений и документов, необходимых для государственных и муниципальных услуг, а также доставку результатов предоставления государственных и муниципальных услуг;
- оказание услуг в рамках предоставления дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности;
- оказание информационных рекламных услуг и предоставление мест для размещения рекламы;
- оказание агентских услуг, необходимых для предоставления государственных, муниципальных услуг, и иных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Курской области по агентским договорам, заключенным на основании публичной оферты в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ;
- оказание иных посреднических, консультационных услуг и услуг правового характера физическим и юридическим лицам;
- ксерокопирование (копировально-множительные услуги);
- предоставление в аренду движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении Бюджетного учреждения.
Согласно п.1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N1376 (далее - Правила N 1376), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".
Частью 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Пунктами 1.1 и 1.2 Устава ОБУ "МФЦ" установлено, что данное Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, цель которой - организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти Курской области, органами местного самоуправления.
Согласно п.2 Правил N 1376 при организации предоставления государственных и муниципальных услуг дополнительная плата за оформление документов и заявлений по формам, установленным законодательством Российской Федерации, многофункциональным центром не взимается.
Таким образом, создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, к числу которых относится ОБУ "МФЦ", обусловлена необходимостью организации предоставления исключительно государственных и муниципальных услуг на безвозмездной основе.
При этом, действующим законодательством РФ четко определены услуги, предоставление которых возможно организовать на базе многофункционального центра.
Так, п.4(1) Правил N 1376 устанавливает возможность обеспечивать выезд работника многофункционального центра к заявителю для приема заявлений и документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также доставку результатов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе за плату, что соответствует абз.8 п.2.7 Устава ОБУ "МФЦ"; пп."е" п.4 Правил N 1376 - предоставление услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, необходимых для начала осуществления и развития предпринимательской деятельности (абз.9 п.2.7 Устава ОБУ "МФЦ"); пп."в" п.4 Правил N 1376 - предоставление дополнительных (сопутствующих) услуг (нотариальные услуги, услуги банка, копировально-множительные услуги, услуги местной, внутризоновой сети связи общего пользования, а также безвозмездные услуги доступа к справочным правовым системам) (абз.12 п.2.7 Устава ОБУ "МФЦ").
Возможность осуществление иных видов деятельности, указанных в абз.3-7, 10-12 п.2.7 Устава ОБУ "МФЦ", не предусмотрена действующим законодательством РФ, данные услуги не отнесены Федеральным законом от 27.07.2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" к государственным или муниципальным услугам, их осуществление производится на соответствующих товарных рынках в условиях конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Кроме того, услуга, указанная в абз.12 п.2.7 Устава ОБУ "МФЦ" - "оказание иных посреднических, консультационных услуг и услуг правового характера физическим и юридическим лицам" прямо противоречит п.2.2 Устава, согласно которого одной из целей, для которых создано данное бюджетное учреждение, является противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при представлении государственных и муниципальных услуг.
При этом, оказание ОБУ "МФЦ" непредусмотренных действующим законодательством РФ услуг, закрепленных в абз.3-7, 10-12 п.2.7 Устава, не только противоречит основам деятельности многофункциональных центров, но и создает необоснованные преимущества ОБУ "МФЦ" на соответствующих товарных рынках (рынок оказания юридических, бухгалтерских, рекламных, курьерских услуг и т.д.), позволяя оказывать юридические услуги непосредственно в том месте, где возникает потребность в этих услугах, и привлекая клиентов, изначально обратившихся в ОБУ "МФЦ" за получением государственных или муниципальных услуг.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах, положения абз.3-7, 10-12 п.2.7 Устава ОБУ "МФЦ", утвержденного Приказом Комитета информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области от 06.04.2018 г. N46, позволяющие бюджетному учреждению осуществлять обозначенные виды деятельности, приносящие доход, не относящееся к его основным видам деятельности, противоречат целям создания многофункционального центра, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что противоречит части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с вышеизложенным, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает Комитет информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области о необходимости в срок до 08 октября 2018 года внести изменения в Устав ОБУ "МФЦ", исключив из п.2.7 абз.3-7, 10-12, позволяющие бюджетному учреждению осуществлять деятельность, не предусмотренную действующим законодательством РФ в отношении многофункциональных центров.
О выполнении предупреждения Комитет информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.
Примечание: В соответствии с ч.7 ст.39.1 Федерального закона "О защите конкуренции", при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Руководитель Курского УФАС России,
государственный советник РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 6 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.09.2018