Курским УФАС России рассмотрено заявление Б.Ю.П. с жалобой на действия ОБУ "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (далее - ОБУ "МФЦ"), выразившиеся в незаконном, по мнению заявителя, заключении ОБУ "МФЦ" агентских договоров (соглашений) с отдельными хозяйствующими субъектами Курской области, предоставляющими услуги в сфере технической инвентаризации объектов недвижимости, кадастровых и землеустроительных работ, оценочной деятельности, градостроительства и архитектуры.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как установлено в ходе рассмотрения заявления, 19.07.2017 г. Администрацией Курской области принято Постановление N586-па "Об организации предоставления государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в областном бюджетном учреждении "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (далее - Постановление N586-па), согласно которому отбор организаций, предоставляющих услуги, указанные в пунктах 47 - 55, осуществляется посредством публичной оферты, с возможным заключением агентских договоров на базе ОБУ "МФЦ", с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
В пунктах 47-48 Постановления N586-па указаны услуги финансово-кредитных учреждений (открытие расчетного счета индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также лицам, планирующим начать предпринимательскую деятельность, прием заявок на получение иных банковских услуг для субъектов предпринимательства), в пунктах 49-55 - иные услуги, необходимые для начала и развития предпринимательской деятельности (прием заявок на предоставление права использования в предпринимательской деятельности исключительных прав правообладателей, в том числе при заключении договора коммерческой концессии; прием заявок на организацию и проведение кадастровых (землеустроительных) работ; прием заявок на организацию и проведение оценочных работ; прием заявок на изготовление технических планов, чертежей, проектной документации; прием заявок на оказание услуг страхования; прием заявок на организацию, проведение и участие в обучающих семинарах, тренингах, направленных на поддержку проектов в сфере малого и среднего бизнеса; подбор по заданным параметрам недвижимого имущества, информация о котором содержится в реестре коммерческой недвижимости).
Согласно п.1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N1376 (далее - Правила N 1376), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пп."е" п.4 Правил N 1376 в многофункциональном центре может быть также организовано предоставление услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, необходимых для начала осуществления и развития предпринимательской деятельности.
Услуги, указанные в п.47-55 Постановления N586-па не отнесены Федеральным законом от 27.07.2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" к государственным или муниципальным услугам.
Частью 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с вышеуказанной нормой Постановления N586-па ОБУ "МФЦ" были заключены агентские договоры с рядом хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги в сфере технической инвентаризации объектов недвижимости, кадастровых и землеустроительных работ, оценочной деятельности, градостроительства и архитектуры, согласно п.1.1 которых Агент (ОБУ "МФЦ") обязуется за вознаграждение по поручению Принципала (хозяйствующие субъекты) совершить от имени и за счет Принципала юридические и иные действия, которые указаны в Приложении к договору.
Согласно п.4.2 указанных агентских договоров размер агентского вознаграждения по Договору составляет 10%, но не менее 500 рублей 00 копеек на каждый принятый пакет документов по общей стоимости услуг, указанных в приложениях к договорам.
Таким образом, из анализа положений данных агентских договоров следует, что ОБУ "МФЦ" выступает посредником между лицами, обратившимися за услугой по выполнению вышеуказанных работ, и хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.
Пунктом 3(1) Правил N1376 установлено, что при реализации настоящих Правил многофункциональный центр может выступать в качестве платежного агента, банковского платежного агента или банковского платежного субагента в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, единственный вид агентских услуг, которые ОБУ "МФЦ" в соответствии с регулирующим деятельность многофункциональных центров законодательством РФ, вправе осуществлять, закреплен в п.3(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N1376.
При таких обстоятельствах, ОБУ "МФЦ" вправе оказывать только те агентские услуги, возможность оказания которых прямо установлена законодательством РФ, и лишь в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
Соответственно, оказание ОБУ "МФЦ" агентских услуг в пользу отдельных хозяйствующих субъектов с целью обеспечения возможности получения обратившимися в Учреждение лицами, в том числе, услуг в сфере технической инвентаризации объектов недвижимости, кадастровых и землеустроительных работ, оценочной деятельности, градостроительства и архитектуры, не предусмотрено законодательством РФ.
При этом, заключение и исполнение ОБУ "МФЦ" агентских договоров, предусмотренных Постановлением N586-па, создает преимущества хозяйствующим субъектам - принципалам по данным договорам на рынке услуг по проведению технической инвентаризации объектов недвижимости, кадастровых и землеустроительных работ, оценочной деятельности, градостроительства и архитектуры, поскольку обеспечивает им дополнительные доходы вследствие привлечения клиентов, изначально обратившихся в ОБУ "МФЦ".
При таких обстоятельствах, положение Постановления N586-па, принятого Администрацией Курской области 19.07.2017 г., предоставляющее ОБУ "МФЦ" возможность заключать агентские договоры с организациями, предоставляющими услуги в сфере технической инвентаризации объектов недвижимости, кадастровых и землеустроительных работ, оценочной деятельности, градостроительства и архитектуры, по результатам проведения отбора посредством публичной оферты, противоречат целям создания многофункционального центра, закрепление указанного положения в Постановления N586-па может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что противоречит части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с вышеизложенным, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает Администрацию Курской области о необходимости в срок до 26 сентября 2018 г. внести изменения в Постановление N586-па "Об организации предоставления государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в областном бюджетном учреждении "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг", принятое Администрацией Курской области 19.07.2017 г., путем исключения из указанного нормативно правового акта положения, позволяющего ОБУ "МФЦ" заключение агентских договоров с организациями, предоставляющих услуги, указанные в пунктах 47 - 55 настоящего Постановления, прошедших отбор посредством публичной оферты.
О выполнении предупреждения Администрации Курской области необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.
Примечание: В соответствии с ч.7 ст.39.1 Федерального закона "О защите конкуренции", при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Руководитель Курского УФАС России,
государственный советник РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 6 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.09.2018