По результатам осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области установлено следующее:
14.06.2018 администрацией Анжеро-Судженского городского округа проведено заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Анжеро-Судженского городского округа.
Согласно протоколу N 15 заседания на повестке дня обсуждалась угроза жизнеобеспечения населения Анжеро-Судженского городского округа.
По результатам проведенного заседания, а также учитывая отсутствие материально-технической базы и финансовую несостоятельность, в целях обеспечения бесперебойного водоснабжения и теплоснабжения на территории Анжеро-Судженского городского округа, приняты решения:
- о расторжении всех концессионных соглашений и договоров, заключенных с ООО "Вода", ООО "Теплоснабжение", ООО "Анжерский водоканал";
- о заключении договоров безвозмездного пользования на объекты теплоснабжения с ООО "ТеплоРесурс", на объекты водоснабжения и водоотведения с ООО "Водоканал" в связи с прекращением производственной деятельности гарантирующих организаций ООО "Вода" и ООО "Теплоснабжение", а также ООО "Анжерский водоканал".
29.06.2018 между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа (далее - КУМИ г. Анжеро-Судженска) и ООО "ТеплоРесурс" был заключен договор о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора КУМИ г. Анжеро-Судженска передает ООО "ТеплоРесурс" муниципальное имущество согласно приложению N 1.
Пунктом 1.2 договора установлено целевое назначение: теплоснабжение.
Согласно пункту 1.3 срок действия договора составляет 1,5 года с 01.07.2018 по 31.12.2019.
В соответствии с приложением N 1 к вышеуказанному договору ООО "ТеплоРесурс" было передано помещение котельной, в т.ч. оборудование, расположенные по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Станционная, 41, котельная, в т.ч. оборудование, расположенные по адресу: г. Анжеро-Судженск ул. Коминтерна, 6.
29.06.2018 между КУМИ г. Анжеро-Судженска и ООО "Водоканал" было заключено 2 договора о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 1.1 указанных договоров КУМИ г. Анжеро-Судженска передает ООО "Водоканал" муниципальное имущество согласно приложениям N 1 к данным договорам.
Пунктом 1.2 вышеуказанных договоров установлено целевое значение: водоснабжение.
Согласно пункту 1.3 срок действия договоров составляет 1,5 года с 01.07.2018 по 31.12.2019.
В соответствии с приложениями N 1 к вышеуказанным договорам ООО "Водоканал" были переданы объекты водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
08.05.2013 Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - закон о концессионных соглашениях), от 27.10.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Так, частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
При этом частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры (часть 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).
Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.
При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
С учетом изложенного, с 08.05.2013 передача органом местного самоуправления прав владения и (или) пользования централизованными системами теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, возможна только по договорам аренды или концессионным соглашениям, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
При передаче объектов централизованных системам теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения необходимо учитывать специальные нормы, которыми регламентирован порядок распоряжения такими объектами, а именно положения главы 6.1 Закона о теплоснабжении и главы 7.1 Закона о водоснабжении и водоотведении. Передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем заключения договора безвозмездного пользования действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, передача прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры - объектами централизованных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых превышает 5 лет, с момента ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем до момента опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, должны осуществляться путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены все потенциальные желающие для заключения концессионного соглашения.
Признаками ограничения конкуренции являются, в числе прочего, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 ФЗ N 135-ФЗ).
КУМИ г. Анжеро-Судженска в нарушение действующего законодательства, а именно: Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" передал по договорам о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключенным 29.06.2018 с ООО "ТеплоРесурс", ООО "Водоканал", объекты коммунальной инфраструктуры без проведения процедур, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях, тем самым предоставил указанным хозяйствующим субъектам преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам, что привело (могло привести) к нарушению прав и законных интересов иных участников рынка оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, ограничению конкуренции, исключению возможности соперничества хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на данном рынке.
С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры Анжеро-Судженского городского округа, переданного по спорным договорам о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключенным 29.06.2018 с ООО "ТеплоРесурс", ООО "Водоканал", превышает 5 лет, действия КУМИ г. Анжеро-Судженска по передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основании договоров безвозмездного пользования без проведения соответствующих конкурсных процедур содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ N 135-ФЗ.
В связи с наличием в действиях КУМИ г. Анжеро-Судженска (652470, г. Анжеро-Судженск, ул. Ленина 6) признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области предупреждает о необходимости прекращения в срок до 01.10.2018 указанных действий, а именно: необходимо совершить действия, направленные на возврат муниципального имущества, переданного ООО "ТеплоРесурс", ООО "Водоканал", по договорам о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключенным 29.06.2018.
О выполнении предупреждения необходимо сообщить в Кемеровское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 6 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.08.2018