Я, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России ***, рассмотрев заявление "_" от 24.12.2018 (вх. N 6122; далее также заявительница),
УСТАНОВИЛА:
24.12.2018 в Управление поступило заявление "_" (вх. N 6122), с жалобой на действия публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН: 1047855175785; ИНН: 7802312751; площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург; дата регистрации - 23.12.2004; ПАО "Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада" "Карелэнерго" ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", сетевая организация, Общество), выразившиеся в необоснованном навязывании заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения)
Из предоставленного "_" обращения следует, что ею в адрес ПАО "МРСК Северо-Запада" была направлена заявка (не представлена в материалы расследования) на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "МРСК Северо-Запада" своего объекта - земельный участок, расположенный по адресу: "_".
С письмом от 06.09.2018 N МР2/3-52/135/4093 сетевой организацией в адрес заявительницы были направлены проект договора от 06.09.2018 N 34-01604П/18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор) и проект технических условий от 29.08.2018 N 34-01604П/18-001 (далее - ТУ) к нему.
В ответ заявительница с письмом от 05.10.2018 (вх. сетевой организации от 05.10.2018 без N) направила в адрес Общества мотивированный отказ от подписания договора и ТУ.
Мотивированным отказом "_" обосновав и предоставив ссылки на законодательство и судебную практику, предложило изменить проект договора и технические условия (далее - ТУ) и представить их в редакции заявителя.
Так, "_" указала на необходимость внести изменения в пункты 1, 14 договора, а также в пункты 1, 9, 10, 13, 14 ТУ.
По факту мотивированного отказа заявительницы ПАО "МРСК Северо-Запада" в адрес "_" направлено письмо от 12.10.2018 N МР2/3-52/135-13/4699 с измененным текстом договора и ТУ к нему указанной сетевой организации запрашиваемого заявителем объекта.
При рассмотрении проекта в новой, измененной редакции договора и ТУ для присоединения к электрическим сетям ПАО "МРСК Северо-Запада" установлено, что замечания заявительницы, в частности относительно пунктов 9, 10, 13 ТУ не устранены.
В ответ заявительница повторно с письмом от 13.11.2018 (вх. сетевой организации от 13.11.2018 без N) направила в адрес Общества мотивированный отказ от подписания договора и ТУ.
Мотивированным отказом "_" обосновав и предоставив ссылки на законодательство и судебную практику, предложило изменить проект договора и ТУ и представить их в редакции заявителя.
Так, "_" указала на необходимость внести изменения в пункты 9, 10, 13 ТУ.
По факту мотивированного отказа заявительницы ПАО "МРСК Северо-Запада" в адрес "_" направлено письмо от 15.11.2018 N МР2/3-52/135-13/5334 со следующими разъяснениями.
На Ваш мотивированный отказ от подписания договора направляет проект договора в редакции, ранее направленной в Ваш адрес письмом от 12.10.2018 N МР2/3/135-13/4699 "О направлении для подписания договора, технических условий в новой редакции".
Согласно пункту 16(3) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) сетевая организация выполняет мероприятия по технологическому присоединению до границ Вашего земельного участка. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности устанавливается на контактных соединениях проводов на проектируемой опоре ВЛ-0,4 кВ, которая будет установлена на границе Вашего земельного участка с кадастровым номером 10:03:0111401:102.
Указанное свидетельствует, что замечания заявительницы, относительно пунктов 9, 10, 13 ТУ не устранены.
Таблица (ТУ).
N пункта ТУ |
Первая и вторая редакция ТУ сетевой организацией
|
Предлагаемая Бомбиной Л.Н. редакция ТУ |
Результат: принята/не принята сетевой организацией редакция ТУ, предложенная заявителем |
п. 9 ТУ |
Первая редакция: "Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности предварительно устанавливаются: на контактных соединениях проводов на проектируемой опоре BЛ-0,4 кВ от ТП-3473 JI-1"; Вторая редакция: "Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности предварительно устанавливаются: на контактных соединениях проводов на проектируемой опоре BЛ-0,4 кВ от ТП-3473 JI-1, установленной на границе земельного участка"; |
"Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности предварительно устанавливаются: на контактных соединениях наконечников вводной питающей линии от проектируемой опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП-3473 Л-1к клеммам вводного коммутационного аппарата в щите учета (для подключения ЗУ с кад. N10:03:0111401:102)" |
Изложен в следующей редакции (третья): "Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности предварительно устанавливаются: на контактных соединениях проводов на проектируемой опоре BЛ-0,4 кВ от ТП-3473 JI-1, установленной на границе земельного участка" |
п. 10 ТУ |
Первая редакция: Табл. колонка 3. Описание точки присоединения: Опора-4-1 ВЛ-0,4 кВ от ТП-3473 Л-1, Подгорная - СОТ Карелия (для подключения ЗУ с кад. N 10:03:0111401:102; Вторая редакция: Табл. колонка 3. Описание точки присоединения: Проектируемая опора BЛ-0,4 кВ от ТП-3473 Л-1, установленная на границе земельного участка (для подключения ЗУ с кад. N 10:03:0111401:102) |
Табл. конка 3. Описание точки присоединения: на контактных соединениях наконечников вводной питающей линии к клеммам вводного коммутационного аппарата в щите учета от проектируемой опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП-3473 Л-1 (для подключения ЗУ с кад. N 10:03:0111401:102) |
Изложен в следующей редакции (третья): Табл. колонка 3. Описание точки присоединения: Проектируемая опора BЛ-0,4 кВ от ТП-3473 Л-1, установленная на границе земельного участка (для подключения ЗУ с кад. N 10:03:0111401:102) |
п. 13 ТУ |
Первая редакция: Усиление существующей электрической сети не требуется. Вторая редакция: Сетевая организация осуществляет: Строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от существующей опоры N4-1 ВЛ-0,4 кВ от ТП-3473 Л-1 до границы земельного участка |
Сетевая организация осуществляет: - строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от существующей опоры N4-1 ВЛ-0,4 кВ от ТП-3473 Л-1 до границы земельного участка; - монтаж ввода 0,23 кВ СИП-4 2*16 от проводов проектируемой опоры линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ до контактов вводного коммутационного аппарата в ш:ите учета (для подключения ЗУ с кад. N10:03:0111401:102) расположенный не далее 25 метров от границы в глубь участка. |
Изложен в следующей редакции (третья): Сетевая организация осуществляет: Строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от существующей опоры N4-1 ВЛ-0,4 кВ от ТП-3473 Л-1 до границы земельного участка |
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер
Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств (пункт 2 Правил технологического присоединения).
Согласно абзацу 1 пункта 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 14 пункта 15 Правил технологического присоединения заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами (абзац 15 пункта 15 Правил технологического присоединения).
Согласно абзацу 17 пункта 15 Правил технологического присоединения в случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
В силу пункта 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
По мнению заявительницы, ПАО "МРСК Северо-Запада" навязывает заявительнице услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
При таких обстоятельствах, в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" установлены признаки нарушения статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
При этом ПАО "МРСК Северо-Запада" уже привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с чем применению подлежит часть 2 указанной нормы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.
На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 N 191-э "О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ПАО "МРСК Северо-Запада", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.
Указанные данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" (ОГРН: 1047855175785; ИНН: 7802312751) дело об административном правонарушении N 03-17/132-2018 по факту нарушения Правил технологического присоединения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ АО "ПСК" надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС следующую информацию:
копию заявки "_" и приложенных к ней документов;
копию всей переписки между ПАО "МРСК Северо-Запада" и "_" по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения объекта заявительницы (с приложением всех проектов договора и ТУ);
письменные правовые основания включения в договор и ТУ обязательств по которым "_" заявлены возражения, со ссылкой на нормы действующего законодательства по каждому из пунктов договора и ТУ, с которыми не согласен заявитель;
иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.
4. В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ привлечь в качестве потерпевшей "_" ("_").
5. "_" в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в Карельское УФАС России:
копию Вашей заявки в сетевую организацию и приложенных к ней документов;
копию всей переписки между ПАО "МРСК Северо-Запада" по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя (за исключением ранее представленной);
письменные пояснения, о том какой имущественный и/или моральный вред причинен предприятию вследствие бездействия ПАО "МРСК Северо-Запада" в процессе заключения договора об осуществлении технологического присоединения, с приложением подтверждающих документов (при наличии).
6. Законному представителю ПАО "МРСК Северо-Запада" явиться 28.01.2019 в 14 часов 15 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1 а, каб. 520 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу N 03-17/132-2018, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
При себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, удостоверяющий служебное положение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 29 декабря 2018 г. N 03-17/132-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.12.2018