Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы презервативов "Durex", в эфире федеральных телеканалов в 2017 году,
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступили многочисленные обращения граждан о факте распространения в эфире федеральных телеканалов рекламы презервативов "Durex", под условными наименованиями "Social-STI Kate" и "Social-STI Tom" (далее- "Ролик 1" и "Ролик 2"), в 2017 году.
Данная реклама представляет собой два видео ролика в которых сообщается:
Ролик 1: "Хочешь познакомиться с девушкой? Как тебе Вика? Очаровательная. Романтичная. Весёлая. И у неё сифилис...Она не знает об этом... Когда тебе нравится девушка, ты об этом не думаешь. Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Ходи на свидание с Дюрекс".
Ролик 2: ""Хочешь познакомиться с парнем? Как тебе Руслан? Спортивный. Харизматичный. Уверен в себе. И у него гонорея...Он не знает об этом... Когда тебе нравится парень, ты об этом не думаешь. Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Ходи на свидание с Дюрекс".
При этом утверждение "Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией" сопровождается сноской: "*Методические рекомендации N 33 "Как родить здорового ребёнка"/Департамент здравоохранения г. Москвы. - М.:2014.-С.9".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 11 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
Из смысла рекламы презервативов "Durex" вытекает, что примерно 50% населения России было заражено заболеванием, передающимся половым путем, что противоречит официальной статистике Минздрава России.
В обоснование содержащейся в рекламе информации ООО "Рекитт бенкизер Хэскэр" представлены "Методические рекомендации N 33 "Как родить здорового ребёнка"/Департамент здравоохранения г. Москвы", которые не содержат статистических данных о заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации показатель первичной заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем (далее - ЗППП) имеет стойкую тенденцию к снижению. По данным федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения за 2007 г. указанный показатель составлял 649 952 случая (457,3 на 100 тыс. населения), в 2017 г. - 206 963 случая (141,0 на 100 тыс. населения) или 0,1% населения Российской Федерации (вх.N70326/18 от 07.05.2018).
Таким образом, отсутствуют статистические данные о заболеваемости населения, передаваемыми преимущественно половым путем, обосновывающие утверждение "Практически каждый второй россиянин был заражен половой инфекцией", содержащееся в рекламе презервативов "Durex".
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или сведениях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые факты/сведения.
Таким образом реклама презервативов "Durex", размещенная в эфире федеральных каналов, содержит признаки нарушения п.11 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", в части содержания не соответствующих действительности сведений о результатах исследований и испытаний.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
В поступивших в ФАС России многочисленных обращениях граждане возмущены информацией, содержащейся в рекламе презервативов "Durex", и указывают, что она оскорбляет и уничижает их достоинство, как граждан Российской Федерации, поскольку из рекламы презервативов "Durex" можно сделать вывод, что в России отсутствует система медицинского обслуживания населения, пропаганда здорового образа жизни, что россияне безответственно относятся к здоровью своему и окружающих, что в России низкая система организации здравоохранения.
Таким образом, реклама презервативов "Durex", размещенная в эфире федеральных телеканалов в 2017 году, содержит признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", выразившиеся в недобросовестной рекламе, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 данного закона.
Рекламодателем рекламы презервативов "Durex", распространявшейся в эфире федеральных телеканалов, является ООО "Рекитт Бенкизер Хэлскэр" (адрес: 115114, г.Москва, Шлюзовая наб., 4, ИНН 7710463461, КПП 770501001, ОГРН 1037710036540).
На основании пункта 2 части 2 и пункта 11 части 3 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 3-5-6/00-08-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицом, участвующим в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Рекитт Бенкизер Хэлскэр" (адрес: 115114, г. Москва, Шлюзовая наб., д.4, ИНН 7710463461, КПП 770501001, ОГРН 1037710036540).
3. Назначить дело N 3-5-6/00-08-18 к рассмотрению на " 05 " июля 2018 года в "15" часов "00" минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 413, т. 8(499) 755-23-23 (вн. 674).
ООО "Рекитт Бенкизер Хэлскэр" надлежит в срок до 03 июля 2018 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:
копии учредительных документов ООО "Рекитт Бенкизер Хэлскэр" (устав, свидетельство о постановке на налоговый учёт, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;
копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;
копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама презерватива "Durex" в 2017 году в эфирах федеральных телеканалов;
период распространения рекламы презерватива "Durex" на федеральных каналах;
копии рекламы (макеты, образцы и пр.) презерватива "Durex", распространявшейся в 2017 году в эфирах федеральных телеканалов;
письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.
Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ООО "Рекитт Бенкизер Хэлскэр".
Явка представителей ООО "Рекитт Бенкизер Хэлскэр", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций - подлинная доверенность на представление интересов организации по делу N 3-5-6/00-08-18).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. N 3-5-6/00-08-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.06.2018