Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в ходе осуществления государственного контроля в сфере соблюдения законодательства о рекламе установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в бездействии администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" по демонтажу рекламной конструкций, расположенной возле жилого дома по адресу: ул. Мира, д. 73, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, виду следующего.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 07.12.2016 N 1754, утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Йошкар-Ола". Проанализировав содержание указанного постановления, Марийским УФАС России установлено, что рекламная конструкция, расположенная по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира, д. 73 возле жилого дома, в реестре предполагаемых мест установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" не включена.
В соответствии с ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования "Город Йошкар-Ола" утверждённого решением городского Собрания муниципального образования "Город Йошкар-Ола" от 29 июня 2005 г. N 101-I, (далее - Устав) к вопросам местного значения поселения относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
В силу п. 54 ст. 51 Устава на администрацию возложены полномочия по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Таким образом, администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - администрация) является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области выдачи разрешения на установку рекламной конструкции и демонтажа самовольно установленных рекламных конструкций.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются согласно ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе. При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения - такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия, которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания
В силу ч. 21.1 ст. 19 Закона о рекламе если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в ч. 21 указанной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в ч. 21 названной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. Таким образом, Законом о рекламе установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета. Марийским УФАС России 09.02.2018 направлен в адрес администрации запрос о предоставлении информации по факту согласования администрацией рекламной конструкции "Частный кредитор" на территории указанного муниципального образования. Согласно письму администрации от 14.02.2018 N028-29/01-228-18 следует, что разрешение на установку рекламной конструкции "Частный кредитор" по указанному адресу на 15.02.2018 не выдавалось.
Администрацией не установлен рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Также указано, что во исполнении требований абзаца 3 и 4 пункта 8.1. Правил благоустройства территории городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденных Решением Собрания депутатов от 22.11.2017 N 569-VI (далее - Правила благоустройства территории городского округа "Город Йошкар-Ола) и п. 21 ст. 19 Закона о рекламе администрацией будет выполнен демонтаж рекламной конструкции "Частный кредитор", самовольно установленной на земельном участке муниципальной собственности при участии специалистов муниципальных унитарных предприятий администрации городского округа "Город Йошкар-Ола". Вместе с тем, Марийским УФАС России при проведении контрольных мероприятий в сфере соблюдении законодательства о рекламе установлено, что в период с 15.02.2018 по настоящее время администрацией не принято мер о принудительном демонтаже рекламной конструкции по вышеуказанному адресу. Кроме того, указанная рекламная конструкция продолжает эксплуатироваться без установленных законом оснований. Учитывая изложенное, бездействие органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Закона о рекламе содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке. В связи с тем, что администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" не предприняла всех необходимых и своевременных мер для демонтажа спорной рекламной конструкции лицо, эксплуатирующее данную конструкцию без уплаты государственной пошлины за выдачу такого разрешения, без участия в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном недвижимом имуществе, без заключения такого договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, и соответственно без осуществления оплаты по такому договору, находится в преимущественном положении перед другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые несут затраты, сопряженные с законным способом установки и эксплуатации рекламной конструкции. Кроме того, хозяйствующие субъекты, имеющие намерение легально осуществлять рекламную деятельность на соответствующем рекламном месте после участия в конкурсных отборах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, лишены данного права.
Таким образом Марийским УФАС России, в бездействии администрации по демонтажу рекламной конструкций, расположенной возле жилого дома по адресу: ул. Мира, д. 73, г. Йощкар-Ола, Республика Марий Эл, усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" о необходимости в тридцатидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем осуществления действий, направленных на демонтаж рекламной конструкции "Частный кредитор 8 (902)102-45-57, расположенной возле жилого дома по адресу: ул. Мира, д. 73, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, установленной и эксплуатируемой без действующего разрешения и заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" обязана сообщить о выполнении предупреждения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней с момента его исполнения с приложением подтверждающих документов. В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. Руководитель "_."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 18 июля 2018 г. N 03-29/18-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.07.2018