Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)
УСТАНОВИЛА:
17.07.2018 <_> обратилась в ОАО "МРСК Урала" с заявлением о заключении договора энергоснабжения в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Городок 11-А, д. 82А.
В подтверждение технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства к заявлению о заключении договора энергоснабжения был приложен акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности N 4-10-5651 от 25.11.2010, составленный ранее между ОАО "МРСК Урала" и <_> в отношении вышеуказанного объекта.
01.09.2018 между ОАО "МРСК Урала" и Заявителем заключен договор энергоснабжения.
соответствии с пунктом 1.1. договора энергоснабжения ОАО "МРСК Урала" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно и (или) через привлеченных третьих лиц оказывать Потребителю услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, а Потребитель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию и услуги по передаче электрической энергии, а также иные услуги, в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренные настоящим договором.
В соответствии с пунктом 2.1 договора энергоснабжения ОАО "МРСК Урала" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Потребителю в точках поставки, а также урегулировать для надлежащего исполнения настоящего договора отношения, связанные с передачей электрической энергии Потребителю, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
Согласно письменным пояснениям ОАО "МРСК Урала" установлено, что после заключения указанного договора энергоснабжения от Производственного отделения "Челябинские городские электрические сети" филиала ОАО "МРСК Урала" - "Челябэнерго", непосредственно отвечающего за подключение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, поступило письмо от 18.09.2018 ЧЭ/ЧГЭС/01-/8875 (прилагается) о том, что расположенная на объекте трансформаторная подстанция КТПН-4100 была предназначена для временного электроснабжения в рамках исполнения мероприятий по договору N0136-Дтп от 03.09.2010 на технологическое присоединение к электрическим сетям, заключенному между ОАО "МРСК Урала" и <_>, который расторгнут 04.05.2016 по соглашению сторон.
В связи с изложенным, ОАО "МРСК Урала" направило в адрес <_> письмо от 28.09.2018 NЧЭС/ЧО/08-1174 о расторжении договора энергоснабжения.
В силу пункта 32 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами присоединения, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Однако в соответствии с пунктом 47 Правил N 442 в случае если в соответствии с пунктом 37 настоящего документа гарантирующий поставщик заключил договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств потребителя в отсутствие документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности, то при установлении гарантирующим поставщиком факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств он сообщает сетевой организации, с которой заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств, а при отсутствии такого договора - сетевой организации (лицу, не оказывающему услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены такие энергопринимающие устройства, о необходимости совершения действий по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в отношении таких энергопринимающих устройств вплоть до момента отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением указанных обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии. О выявленном факте ненадлежащего технологического присоединения гарантирующий поставщик также уведомляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного энергетического надзора, способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления.
В пункте 53 Правил N 442 установлено, что в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном разделом II настоящего документа порядке.
Доказательств того, что <_> не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате договора энергоснабжения ОАО "МРСК Урала" не представлено. Более того, Челябинское УФАС России отмечает, что в письменных пояснениях ОАО "МРСК Урала" сообщает, что как до, так и после заключения договора энергоснабжения электроснабжение объекта не осуществлялось.
На основании изложенного Челябинское УФАС России пришло к выводу о том, что у ОАО "МРСК Урала" не имелось оснований для направления письма от 28.09.2018 NЧЭС/ЧО/08-1174 о расторжении договора энергоснабжения.
образом, ОАО "МРСК Урала" необоснованно расторгло договор энергоснабжения с <_> в одностороннем порядке в связи с чем, указанными действиями, нарушило пункты 47, 53 Правил N 442.
Учитывая, что для квалификации рассматриваемых действий ОАО "МРСК Урала" как нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие (или угрозу наступления) недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, Комиссия отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25.06.2018 N 497 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации", в соответствии с которым ОАО "МРСК Урала" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО "Челябэнергосбыт" с 01.07.2018 до даты вступления в силу решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса в отношении указанной зоны деятельности гарантирующего поставщика, но не более чем на 12 месяцев.
Согласно предварительному анализу состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Челябинской области с 01.07.2018 ОАО "МРСК Урала" занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.
Продуктовыми границами товарного рынка следует признать розничную реализацию электроэнергии, код вида экономической деятельности по ОКВЭД - 35.14.
Географическими границами деятельности ОАО "МРСК Урала", являются административные границы Челябинской области за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО "МРСК Урала" занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (без её передачи и распределения) на территории Челябинской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков).
Таким образом, в силу своего доминирующего положения ОАО "МРСК Урала" обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО "МРСК Урала" на данном товарном рынке признается доминирующим.
Таким образом, в силу своего доминирующего положения ОАО "МРСК Урала" обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 и пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
образом, в действиях ОАО "МРСК Урала" выразившиеся в необоснованном расторжении договора энергоснабжения с <_> в одностороннем порядке содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
24.12.2018 издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области N 180 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "МРСК Урала" части 1 статьи 10, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Назначить дело N 9-04/18 к рассмотрению на 12 февраля 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, кабинет 318;
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика - ОАО "МРСК Урала"
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя - <_.>;
4. <_> представить в адрес Челябинского УФАС России в срок до 25.01.2019 информацию о том, повлекли или могли ли повлечь действия ОАО "МРСК Урала", выразившиеся в необоснованном расторжении договора энергоснабжения от 01.09.2018 N 2410, ущемление Ваших интересов в сфере предпринимательской деятельности, с указанием конкретных последствий.
Документы (информацию) просьба представить в оригиналах или копиях, в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения, заверить печатью и подписью представившего их лица и/или органа.
Все объяснения должны быть представлены со ссылками на документы и нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 декабря 2018 г. N 9-04/18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.12.2018