Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в ходе осуществления государственного контроля в сфере соблюдения антимонопольного законодательства в действиях администрации муниципального образования "Городское поселение Звенигово" выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в заключении соглашения о передаче в аренду муниципального имущества: сети водоснабжения и водоотведения для оказания соответствующих услуг, без проведения процедуры торгов, в виду следующего.
В части 2 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) указано, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Марийским УФАС России установлено, что между администрацией и ООО "Звениговский водоканал" 27.12.2016 заключено соглашение о передаче на возмездной основе в аренду муниципальное имущество: сети водоснабжения и водоотведения для оказания соответствующих услуг, согласно приложению N 1, без проведения торгов.
Из перечня муниципального имущества переданного администрацией МО "Городское поселение Звенигово" в пользовании ООО "Звениговский водоканал" следует, что срок ввода в эксплуатацию всех объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, превышает пять лет.
Следовательно, при заключении соглашения от 27.12.2016 с ООО "Звениговский водоканал" администрация МО "Городское поселение Звенигово" должна была строго руководствоваться требованиями Закона от 21.07.2005 N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) и Закона о водоснабжении и водоотведения. Объекты водоснабжения, являющиеся предметом заключенного администрацией соглашения, могли быть переданы только на основании концессионного соглашения.
В соответствии с п. 4.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении полномочиями в сфере водоснабжения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Городское поселение Звенигово", утверждённого решением городского Собрания муниципального образования "Городское поселение Звенигово" от 27.12.2005 N 12, (далее - Устав), к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, администрация МО "Городское поселение Звенигово" является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области установления порядка передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Передача муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Таким образом, учитывая требования Закона о водоснабжении и водоотведении обязательность проведения торгов при передаче объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, администрацией муниципального образования "Городское поселение Звенигово" не совершены действия, направленные на соблюдение указанных норм права при передаче ООО "Звениговский водоканал" объектов водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Неправомерное предоставление администрацией ООО "Звениговский водоканал" в пользование находящихся в муниципальной собственности объектов водоснабжения и водоотведения ведет к ограничению конкуренции на рынке водоснабжения и водоотведения, предоставление преимущественного права одному хозяйствующему субъекту перед другими потенциальными участниками рынка.
На основании изложенного, Марийским УФАС России в действиях администрации МО "Городское поселение Звенигово" установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в совершении неправомерных действий по передаче без конкурсных процедур муниципального имущества, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения Звенигово.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает администрацию муниципального образования "Городское поселение Звенигово" о необходимости в тридцатидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем возврата арендуемого имущества (сети водоснабжения и водоотведения, указанные в приложении N 1 к соглашению от 27.12.2016, заключенного между администрацией МО "Городское поселение Звенигово" и ООО "Звениговский водоканал", для оказания соответствующих услуг) в муниципальную собственность.
Дополнительно сообщаем, что возврат арендуемого имущества не является препятствием для проведения конкурсных процедур в рамках действующего законодательства.
Администрация муниципального образования "Городское поселение Звенигово" обязана сообщить о выполнении предупреждения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней с момента его исполнения с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Руководитель "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 9 июля 2018 г. N 03-29/21-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.07.2018