Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 03-17/123-2018, возбужденного в отношении акционерного общества "Прионежская сетевая компания" (ОГРН: 1061001073242; ИНН: 1001013117; адрес: ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013, дата регистрации - 01.11.2016; далее - АО "ПСК", сетевая организация, Общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела законного представителя АО "ПСК", потерпевшего,
УСТАНОВИЛ:
28.11.2018 в Управление поступило заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Радиотелевизионный передающий центр Республики Карелия" (далее - филиал РТРС "РТПЦ Республика Карелия") с жалобой на действия АО "ПСК", выразившиеся в отказе в заключении с филиалом РТРС "РТПЦ Республика Карелия" договора на технологическое присоединение в целях перевода объекта цифрового телевидения по адресу, расположенному в "..." с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения.
Из предоставленного филиалом РТРС "РТПЦ Республика Карелия" обращения следует, что им 27.03.2018 в адрес АО "ПСК" направлено письмо с заявками на технологическое присоединение по второй категории надежности ряда объектов, в том числе "ретранслятора наземного эфирного цифрового телерадиовещания "...".
В письме от 08.06.2018 N 10148 сетевая организация сообщила заявителю об отсутствии у АО "ПСК" технической возможности обеспечения энергоснабжения объекта заявителя по второй категории надежности, в связи с чем, Общество не имеет возможности удовлетворить заявку филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия".
С письмом от 03.10.2018 N 12-02/1178 заявитель обратился в Министерство строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство) о содействии в рамках компетенции, по вопросу заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям АО "ПСК", объект "...".
В ответ Министерство в письме от 16.10.2018 N 15518/05,2-04/МСЖКХиЭ-и сообщило филиалу РТРС "РТПЦ Республика Карелия" о наличии в действиях сетевой организации по обозначенному вопросу признаков нарушения антимонопольного законодательства.
По факту совершения административного правонарушения определением от 07.12.2018 "О возбуждении дела об административном правонарушении N 03-17/123-2018 и проведении административного расследования" (далее - определение) в отношении АО "ПСК" было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ филиал РТРС "РТПЦ Республика Карелия" привлечен в качестве потерпевшего по делу об административном правонарушении N 03-17/123-2018.
В соответствии с указанным определением АО "ПСК" надлежало в трехдневный срок со дня получения определения представить следующие документы:
копии заявок филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия" и приложенных к ним документов;
копию всей переписки между АО "ПСК" и филиалом РТРС "РТПЦ Республика Карелия" по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения на объект "...";
письменные правовые основания уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с заявителем и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.
Потерпевшей стороне надлежало предоставить:
копии договоров и технических условий к ним, заключенных ранее на объекты филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия", поименованных в письме от 27.03.2018 N 12-02/388;
копии договоров и технических условий к ним, заключенных на объекты филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия", поименованных в письме от 27.03.2018 N 12-02/388;
письменные пояснения, о том, какой имущественный и/или моральный вред причинен предприятию вследствие бездействия АО "ПСК" в процессе исполнения договора технологического присоединения, с приложением подтверждающих документов (при наличии).
Запрошенную информацию АО "ПСК" предоставило с сопроводительным письмом от 17.12.2018 N 22411 (вх. N 6005), за исключением заявок филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия" и приложенных к ним документов по объектам, расположенным в "...".
Из документов, предоставленных сетевой организацией, следует, что 28.03.2018 в адрес АО "ПСК" была направлена заявка филиалом РТРС "РТПЦ Республика Карелия" на заключение договора об осуществлении технологического присоединения в целях перевода объекта "...", расположенного по адресу: "..." с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения.
В письме от 30.03.2018 N 5685 АО "ПСК" уведомило филиал РТРС "РТПЦ Республика Карелия" об отсутствии необходимых сведений и документов при обращении с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта "..." и предложило направить недостающие документы.
Заявитель устранил имеющиеся замечания к заявке, представив недостающие документы 06.04.2018 (вх. сетевой организации N 10791).
О результатах рассмотрения вышеуказанной заявки АО "ПСК" сообщило в письме от 08.06.2018 N 10148, в котором сославшись на пункт 14 (1) Правил технологического присоединения указало на отсутствие технической возможности обеспечения объекта РТС Софпорог по второй категории надежности.
В представленных в материалы дела пояснениях сетевая организация также сообщила, что в "..." АО "ПСК" принадлежат следующие объекты электросетевого хозяйства (далее - ОЭХ): ТП N 3/22 и отпайка ВЛ-10 кВ Л-59-07 от опоры N 73 до ТП N 3/22.
BJI-10 кВ Л-59-07 принадлежит публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада") (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 13.02.2008 N А-866 приложен). Категория надежности электроснабжения объектов определена как третья.
Ближайшие объекты ОЭХ, принадлежащие АО "ПСК", расположены, в "...". Ориентировочное расстояние по прямой линии 4 км.
АО "ПСК" принадлежат ТП N 3/24 и отпайка ВЛ-10 кВ Л-59-07 от опоры N 13.
Таким образом, к настоящему моменту, объект заявителя технологически присоединен к электрическим сетям АО "ПСК" по третьей категории надежности с использованием одного источника питания - ТП-3/22. Для обеспечения энергоснабжения энергопринимающих устройств заявителя по второй категории надежности АО "ПСК" необходимо иметь второй независимый источник питания.
В письме от 19.12.2018 потерпевшей стороной было сообщено следующее.
На объекте цифрового эфирного наземного телевещания (ЦЭНТВ) систематически происходят многочасовые отключения энергоснабжения, при этом качество электроэнергии в часы, когда подача осуществляется, не соответствует ГОСТ (график входных напряжений и переписка прилагаются).
Данный объект был построен в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы". После отключения аналогового телевещания в 2019 году сигнал будет подаваться для местного населения только через объекты ЦЭНТВ.
Таким образом, отключение объектов ЦЭНТВ от энергоснабжения приводит к невозможности пользования гражданами своим правом на бесплатное телевещание. Кроме того, такие объекты задействованы в системе оповещения ГО и ЧС, и в случае введения ЧП или наступления иных неблагоприятных условий граждане, проживающие в зоне вещания объекта "...", не будут предупреждены, что может привести к человеческим жертвам.
Вещание на объекте осуществляется при помощи дорогостоящего оборудования. Общая стоимость имущества, которое может выйти из строя в случае внепланового отключения электроэнергии, составляет "..."рублей (оборотно-сальдовая ведомость прилагается). Ремонт или приобретение нового оборудования может сказаться резко отрицательно на финансовом состоянии филиала.
Также при бросках напряжения передатчик периодически блокируется, и филиалу приходится направлять специалиста для его запуска вручную. Цех, к которому относится объект в "...", находится в "...". Соответственно, филиал несет дополнительные затраты по направлению сотрудников в командировки.
Присоединение по второй категории надежности позволит избежать таких неблагоприятных последствий, обеспечить население телевизионным сигналом и оповещением в случае ЧП, а также сберечь дорогостоящее оборудование.
Определением от 28.12.2018 "О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении N 03-17/123-2018" срок проведения административного расследования продлен до 07.02.2019.
В соответствии с указанным определением АО "ПСК" и филиалу РТРС "РТПЦ Республика Карелия" надлежало в трехдневный срок со дня получения определения предоставить запрашиваемые определением документы.
Запрошенную информацию и документы филиал РТРС "РТПЦ Республика Карелия" предоставил с письмом от 10.01.2019 N 04-02/23 (вх. от 15.01.2019 N 129). Так, заявителем предоставлено письмо акционерного общества "ТНС энерго Карелия" (далее - АО "ТНС энерго Карелия") от 14.12.2018 N 221-13-69154 с приложенным к нему ответом АО "ПСК" от 09.01.2019 N 17 о соответствии качества электрической энергии нормативу в отношении объекта "...".
Из письма сетевой организации следует, что замеры производились в период с 18 по 25.12.2018, как полагает заявитель указанного периода не достаточно для полного отражения состояния энергоснабжения на рассматриваемом объекте.
Письмом от 30.01.2019 N 1913 (вх. от 31.01.2019 N 405) АО "ПСК" сообщило о соответствии нормативным показателям качества электрической энергии на объектах заявителя. Причинами систематического отключения оборудования в "..."являлись аварийные и плановые отключения электрической энергии на электрических сетях ПАО "МРСК Северо-Запада", отключения на сетях АО "ПСК", как плановые, так и внеплановые, составили порядка 6 часов 39 минут, что не превышает общее допустимое количество отключений, установленное абзацем 3 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), о чем уведомило заявителя в письме от 09.01.2019 N 17.
Относительно сведений о ближайших к объекту "...", объектах электросетевого хозяйства АО "ПСК" со второй категорией надежности Общество пояснило следующее.
Как следует из карт-схем электрических сетей (копии прилагаются) и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 13.02.2008 N А-866, электроснабжение потребителей и объекта заявителя в п. Софпорог осуществляется от ПС-59 (расположенной в "..."), к которой присоединена BJI-10 кВ JI-59-07 (до опоры N 73), находящаяся в собственности ПАО "МРСК Северо-Запада", и участка BJI-10 кВ JI-59-07 (Сооружение ЛЭП ЮкВ отпайка от опоры N 73 JI-59-07), находящегося во владении АО "ПСК" (п. 2 Приложения N 1 к договору аренды имущества от 10.09.2018 N 1А-18, далее - договор аренды N 1А-18; копия прилагается).
Как ранее указано в письме АО "ПСК" от 17.12.2018 N 22411, ближайшие объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие АО "ПСК", расположены в "...". Ориентировочное расстояние по прямой линии 4 км. В указанном населенном пункте АО "ПСК" принадлежат ТП N 3/24 и отпайка BJI-10 кВ JI-59-07 от опоры N 13 (п. 4 Приложения N 1 договора аренды N 1А-18).
Однако присоединение объектов заявителя и к этой линии невозможно, так как категория надежности данных объектов - третья.
В соответствии с пунктом 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
АО "ПСК" в письме от 09.01.2019 N 17, указывает, что в "...", в котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, и которые данный заявитель просил перевести с третьей категории надежности на вторую, постоянно происходят перебои с электроснабжением по причине аварийных и плановых отключений электрической энергии на электрических сетях ПАО "МРСК Северо-Запада".
В подавляющем большинстве случаев отключений электрической энергии объекта филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия" аварийные и плановые, происходят не на объектах электросетевого хозяйства АО "ПСК", а на объектах электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Северо-Запада", в частности на воздушных линиях электропередачи BJI-110 кВ JI-149 и BJI-110 кВ Л-163, посредством которых осуществляется электроснабжение энергопринимающих устройств потребителей "...", как это видно из прилагаемой карты-схемы энергетических объектов ПАО "МРСК Северо-Запада".
Таким образом присоединение к любому объекту электросетевого хозяйства АО "ПСК", расположенному в "...", не приведет к появлению второго, резервного источника питания для объекта РТС Софпорог, расположенному в "...".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Правил технологического присоединения, одним из критериев наличия технической возможности технологического присоединения является отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
Согласно пункту 29 Правил технологического присоединения, в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, учитывая отсутствие второго независимого источника питания, к которому были бы присоединены объекты электросетевого хозяйства АО "ПСК" и которые таким образом можно было бы отнести ко второй категории надежности, следует вывод об отсутствии у АО "ПСК" технической возможности для обеспечения энергоснабжения ретранслятора наземного эфирного цифрового телерадиовещания, расположенного по адресу: "...", по второй категории надежности, в связи с чем, АО "ПСК" не имеет возможности удовлетворить направленную филиалом РТРС "РТПЦ Республика Карелия" заявку.
Определением от 28.12.2018 "Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении N 03-17/123-2018" АО "ТНС энерго Карелия" надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в Карельское УФАС России сведения о результатах рассмотрения обращения филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия" в адрес АО "ТНС энерго Карелия" с письмом от 13.12.2018 N 12-02/1588 по вопросу надлежащего качества электроэнергии на объектах поименованных в указанном письме; любые иные пояснения и документы, необходимые для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении N 03-17/123-2018. Указанная информация представлена АО "ТНС энерго Карелия" с письмом от 14.01.2019 N 146-06-880 (вх. N 113).
Определением от 28.12.2018 "Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении N 03-17/123-2018" у ПАО "МРСК Северо-Запада" запрошена правовая позиция о наличии/отсутствии технической возможности перевода объекта "..." с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения (источник питания: ТП 3/22 от Л-59-07); о наличии/отсутствии возможности обращения филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия" в иную сетевую организацию с целью перевода "..." с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения, в частности в ПАО "МРСК Северо-Запада", со ссылками на нормы действующего законодательства; сведения о ближайших объектах электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Северо-Запада" к объекту "..." со второй категорией надежности (с приложением правоустанавливающих документов) с актами замера расстояния от указанных объектов до объекта "..."; любые иные пояснения и документы, необходимые для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении N 03-17/123-2018.
С письмом от 14.01.2019 N МР2/3/119-07/179 ПАО "МРСК Северо - Запада" предоставило схему расположения электросетевых объектов в районе "..."с замерами расстояний, документы, подтверждающие право собственности на ЛЭП в п. Лоухи, а также пояснило следующее.
Отпайка ВЛ-10 кВ от опоры N 73 Л-59-07 ("...") и от опоры N 13 Л-59-07 ("..."), состоящая на балансе АО "ПСК", и ВЛ-10 кВ Л-59-07, состоящая на балансе ПАО "МРСК Северо - Запада", имеет один источник питания.
На балансе ПАО "МРСК Северо - Запада" объект со вторым независимым источником питания, ближайший к объекту заявителя в "...", находится "..." на расстоянии 75,6 км по прямой (вышка филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия", которая присоединена к Л-47-01 и Л-47-02).
ПАО "МРСК Северо - Запада" полагает, что действующим законодательством запрет на обращение в иную сетевую организацию с целью перевода объекта с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения не установлен. При этом выбор сетевой организации в данном случае осуществляется с соблюдением требований пункта 8 Правил технологического присоединения применительно ко второму независимому источнику питания.
При этом филиал РТРС "РТПЦ Республика Карелия" в ПАО "МРСК Северо - Запада" с заявкой на технологическое присоединение путем изменения категории надежности электроснабжения не обращался.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств (пункт 2 Правил технологического присоединения).
Согласно абзаца 1 пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункта 3 Правил технологического присоединения).
Пункт 12(1) Правил технологического присоединения, предусматривает следующую категорию заявителей: юридические лица или индивидуальные предприниматели в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
Заявитель относится к категории заявителей, технологическое присоединение которых осуществляется в соответствии с пунктом 12(1) Правил технологического присоединения.
Правила технологического присоединения не предусматривают возможность отказа сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей:
- независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункта 3 Правил технологического присоединения);
- в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил (пункт 30 настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 14 (1) Правил технологического присоединения технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения, электрической энергией которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения, электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил недискриминационного доступа сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
Таким образом, необходимую категорию надежности в соответствии с пунктом 14 (1) Правил технологического присоединения определяет заявитель (а не сетевая организация) и указывает ее в заявке.
Как видно из материалов расследования, филиал РТРС "РТПЦ Республика Карелия" подал заявку на технологическое присоединение ранее присоединенных энергопринимающих устройств в связи с необходимостью изменения категории надежности, что в силу пункта 2 Правил технологического присоединения является основанием для заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
АО "ПСК" отказало в удовлетворении заявки в связи с отсутствием технической возможности обеспечения энергоснабжения энергопринимающих устройств заявителя по второй категории надежности.
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной, в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Обязанность, установленную пунктом 15 Правил технологического присоединения, АО "ПСК" не выполнило.
Учитывая пункт 3 Правил технологического присоединения, независимо от технической возможности технологического присоединения АО "ПСК" обязано было заключить договор технологического присоединения с заявителем.
При таких обстоятельствах, в действиях АО "ПСК" установлен факт нарушения статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
АО "ПСК" неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 12.10.2016 по делу N 03-17/41-2016 - штраф 110 000 руб., постановление от 24.11.2016 по делу N 03-17/33-2016 - штраф 150 000 руб.), а также по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 02.03.2018 по делу N 03-17/03-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 06.03.2018 по делу N 03-17/04-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 06.03.2018 по делу N 03-17/04-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 06.03.2018 по делу N 03-17/05-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 14.03.2018 по делу N 03-17/06-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 22.05.2018 по делу N 03-17/43-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 04.06.2018 по делу N 03-17/37-2018 - штраф 300 000 руб.; постановление от 07.06.2018 по делу N 03-17/40-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 07.06.2018 по делу N 03-17/49-2018 - штраф 300 000 руб.; постановление от 19.06.2018 по делу N 03-17/50-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 29.06.2018 по делу N 03-17/48-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 27.07.2018 по делу N 03-17/53-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 02.08.2018 по делу N 03-17/66-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 02.08.2018 по делу N 03-17/70-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 02.08.2018 по делу N 03-17/71-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 03.10.2018 по делу N 03-17/50-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 05.10.2018 по делу N 03-17/83-2018 - штраф 300 000 руб.; постановление от 16.10.2018 по делу N 03-17/87-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 27.11.2018 по делу N 03-17/88-2018 - штраф 650 000 руб.; постановление от 09.10.2018 по делу N 03-17/85-2018 - штраф 300 000 руб.; постановление от 29.10.2018 по делу N 03-17/106-2018 - штраф 600 000 руб.; постановление от 27.11.2018 по делу N 03-17/103-2018 - штраф 300 000 руб.; постановление от 13.12.2018 по делу N 03-17/101-2018 - штраф 300 000 руб.) в связи с чем подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.
06.02.2019 в отсутствие представителя АО "ПСК", потерпевшего был составлен протокол об административном правонарушении.
Определением от 07.02.2019 "О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 03-17/123-2018", настоящее дело было назначено к рассмотрению на 21.02.2019 в 16 часов 00 минут (получено Обществом 07.02.2019).
Согласно сведениям с сайта Почты России - www.pochta.ru почтовое отправление заявителем не получено (отметка о неудачной попытке вручения - срок хранения истекает 15.03.2019).
Указанная информация о рассмотрении материалов административного дела N 03-17/123-2018 в 16 часов 00 минут 21.02.2019 доведена до заявителя телефонограммой от 21.02.2019 N 29. Представителем филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия" заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие заявителя.
Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.
Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
АО "ПСК" не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является - 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск ул. Новосулажгорская, 22 (место нахождение сетевой организации).
Время совершения административного правонарушения - 12.04.2018 (следующий день после истечения 15 - дневного срока для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий к нему).
Срок давности привлечения АО "ПСК" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.
Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.
Частью 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
С учетом неоднократного виновного нарушения обществом Правил технологического присоединения должностное лицо Карельского УФАС России полагает, что исключительные обстоятельства, позволяющие признать, что АО "ПСК" заслуживает меньшую ответственность, чем предусмотрено санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, отсутствуют.
В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.
Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО "ПСК" своих прав и защиты законных интересов.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
С учетом изложенного, должностное лицо Карельского УФ АС России полагает, что совершению административного правонарушения способствовали следующие причины и условия: пренебрежительное отношение АО "ПСК" к своей публично - правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения, выразившееся в нарушении пункта 15 Правил технологического присоединения, в части нарушения 15 - дневного срока для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий к нему, что привело к нарушению прав потерпевшего на технологическое присоединение в целях перевода объекта цифрового телевидения по адресу, расположенному "...") с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е.
ПОСТАНОВИЛ:
1. Наложить на юридическое лицо - АО "ПСК" (ОГРН: 1061001073242; ИНН: 1001013117) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
2. Выдать АО "ПСК" представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Банк получателя: Отделение - НБ Республика Карелия г. Петрозаводск
БИК 048602001 р/с 40101810600000010006
Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001
Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России, л/с 04061410910)
Код ОКТМО 86701000
КБК 161 1 16 41000 01 6000 140
Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело N 03-17/123-2018).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 21 февраля 2019 г. N 03-17/123-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.02.2019