Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
Богославский Е.А. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Сафронова О.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Довлатов А.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителя Организатора торгов - ООО "Лечебно-оздоровительный комплекс "Витязь" - А.С.А. (доверенность от 17.04.2017 N01/238), В.И.Е. (доверенность от 14.02.2019 N 04/186) в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя - ООО "ЭспаСА", рассмотрев жалобу ООО "ЭспаСа" на действия ООО "Лечебно-оздоровительный комплекс "Витязь",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя - ООО "ЭспаСА" на действия ООО "Лечебно-оздоровительный комплекс "Витязь" при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право поставки кондиционеров и комплектующих к ним для нужд ООО "ЛОК" Витязь" (извещение N 31807343453, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http://www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 18.02.2019 года в 12:00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель считает, что Организатор конкурса незаконно не допустил к участию в закупке ООО "ЭспаСа", в связи с чем, просит аннулировать результаты закупки по лоту N 0177/18/4.3/0091405/ЛОКВитязь/К/ГОС/Э/21.12.2018.
Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) Организатор Закупки и участники закупки, в том числе Заявитель, при осуществлении открытого конкурентного отбора должны руководствоваться следующими документами:
- Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компании Группы Газпром (новая редакция), утвержденного решением Совета директоров ПАО "Газпром" от 19.10.2018 г. N 3168 (далее - Положение о закупках);
- Документацией о конкурентном отборе Открытого конкурентного отбора "Поставка кондиционеров и комплектующих к ним для нужд ООО "ЛОК "Витязь" N 0177/18/4.3/0091405/ЛОКВитязь/К/ГОС/3/21.12.2018 (далее Документация КО).
На основании абзаца 3 п. 1.1.4 Положения, пп. 15 п. 14.2 Устава ООО "ЛОК "Витязь" решением Совета директоров ООО "ЛОК "Витязь" от 16.11.2018 (протокол N 5), Заказчик присоединился к новой редакции Положения о закупках в течение 15 дней с даты ее размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Новая редакция Положения о закупках размещена в ЕИС 02 ноября 2018 года. Требования Положения о закупках обязательны для применения при осуществлении закупочной деятельности Компаниями Группы Газпром.
Заказчиком была объявлена Закупка с одновременным опубликованием документации о закупке на следующих интернет-сайтах:
- в Единой информационной системе www.zakupki.eov.ru.;
- на сайте электронной торговой площадки www.etpeaz.gazprombank.ru;
- Извещение N 31807343453 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме по выбору поставщика на право заключения договора на поставку кондиционеров и комплектующих к ним для нужд ООО "ЛОК "Витязь" было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Дата подведения итогов открытого конкурентного отбора - 30.01.2019 года. Необходимая информация о закупке также размещена на сайте ЕИС своевременно и в необходимом объеме, равно как и информация о годовом объеме закупки.
Согласно п.2.5.3. Документации конкурсного отбора на стадии формирования итогового протокола и подведения результатов (итогов) Заказчиком был проведен анализ, рассмотрение и оценка всех поступивших Заявок в соответствии с Приложением 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе".
Заявка Участника 4 - ООО "ЭспаСа" комиссией по подведению итогов открытого конкурентного отбора была отклонена по причине несоответствия требованию "положительная деловая репутация" (п. 16 Методики анализа и оценки заявок участников конкурентного отбора).
Согласно Положению о закупке Заказчик проводит проверку информации об участниках конкурентной закупки, в том числе проверку правоспособности, платежеспособности и деловой репутации участника.
В отношении всех участников службой безопасности было дано соответствующее заключение.
В отношении Заявителя было дано заключение о наличии сведений о 2 судебных разбирательствах в качестве ответчика на общую сумму 821 088,00 - за неисполнение обязательств по договорам поставки.
При рассмотрении арбитражных дел с участием Заявителя была установлена негативная арбитражная практика в связи с недобросовестным исполнением контрагентом договорных обязательств.
Указанное действие направлено на оценку надежности состояния участника в целях исключения рисков Заказчика, связанных с ненадлежащим исполнением либо неисполнением контрагентом договорных обязательств, проверкой и осуществлением беспрерывных поставок в целях исполнения обязательств по договору.
Заказчик оценивал риск неисполнения Заявителем обязательств и исходил из действительного смысла и достижения конечной цели своевременной поставки товара. Заказчик при выборе Участников руководствовался постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N12210/07 от 12.02.2008, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 N15658/09, которыми установлено, что при оценке степени осмотрительности в выборе контрагентов, анализу подлежат условия и обстоятельства совершения и исполнения сделок. Оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, а также риск неисполнения обязательств.
Учитывая что сумма взыскиваемой неустойки по договорам поставки товара по решениям Арбитражных судов в отношении Заявителя занимала значительный объем 821 088 руб. от общего объема объявленной начальной максимальной цены - закупки 1 663 634 руб. 25 коп., выбор контрагента/Поставщика - Участника свидетельствовал бы о неосмотрительности Заказчика, что является превышением начальной максимальной цены заказа на 50%.
Согласно п. 1.5.4, п.2.5.6 Документации конкурентной закупки комиссия вправе отклонить заявки на участие в конкурентном отборе в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящей Документацией, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения, установленных в Разделе 1 "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации", Приложения 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе (не соответствие требованиям заключение службы безопасности).
Кроме того, решения Арбитражных судов не в пользу Заявителя были вынесены по основаниям - нарушение сроков поставки товаров, что является одним из существенных и необходимых условий поставки.
Предполагаемый срок поставки предмета закупки (кондиционеров) - 2 квартал 2019 года. То есть в период курортного сезона, когда в ЛОК "Витязь" планируется заезд более 4-х тысяч отдыхающих-потребителей санаторно-курортных услуг.
Нарушение сроков поставки и установки кондиционеров повлечет за собой убытки Заказчика в виде применения штрафных санкций за необеспечение комфортных условий проживания в соответствии с имеющейся категорией средств размещения класса 4 звезды, а также административное наказание за нарушение САНПиН со стороны Роспотребнадзора.
По информации Организатора торгов, утверждение Заявителя о том, что просрочка поставки не влечет ощутимых последствий для частных интересов и не может отрицательно влиять на деловую репутацию Участника является необоснованной и не соответствуют действительности. Указание Заявителя на то, что Заказчик должен был руководствоваться ГОСТом Р 66.0.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" так же не обосновано, по причине того, что Заказчик не может и не должен руководствоваться ГОСТами, утратившими силу еще до дня проведения закупки.
Кроме того, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 223-ФЗ Заказчик вправе устанавливать требования, если это предусмотрено утвержденным Заказчиком положением о закупке. Вопрос о том, какими документами может подтверждаться деловая репутация участников закупки, законодательно не урегулирован.
Поскольку первоочередной целью Закона N 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, то это предполагает относительную свободу Заказчику в определении условий закупок.
В подтверждение неправомерности действий Заказчика, Заявитель жалобы приводит практику рассмотрения дел Федеральной антимонопольной службы России, однако приводимые в пример решения, вынесены по другим вопросам, не являющимися аналогичными в отношении предмета поданной жалобы. Утверждение Заявителя о том, что Заказчиком при проведении обжалуемой закупки установлено несоизмеримое требование к участникам закупки является декларативным, не обоснованным. Так, судебная практика свидетельствует о том, что само по себе предъявление заказчиком требований к деловой репутации не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции ( Обзор судебной практики ВС РФ N 5 (2017) утв. Президиумом ВС РФ 27.12.2017, Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018).
Согласно правовой позиции Президиума ВАС от 28.12.2010 N 11017/10 по делу А06-6611/20009 основная задача законодателя, устанавливающего порядок проведения торгов, состоит в том, чтобы не столько обеспечить максимально широкий круг участников размещения заказов, сколько выявить в результате торгов лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребления.
С учетом изложенного, закрепление в документации о торгах условий, которые приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к торгам. Подавая заявку на участие в закупке, Участник несет риск отклонения его заявки либо наступления иных неблагоприятных для участника последствий, связанных с несоблюдением требований Документации конкурентной закупки, к порядку оформления включаемых в заявку документов и сведений.
В письме о подаче оферты ООО "ЭспаСа" согласилось со всеми условиями Закупки, указав, что принимает установленные в Закупочной документации требования, соответственно, ему были ясны все условия оформления и участия в Закупке. С запросом о разъяснении Закупочной документации Заявитель к Заказчику не обращался.
Кроме того, принимая участие в публично-правовой процедуре, хозяйствующий субъект в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями и должен соответствовать требованиям Заказчика.
При проведении Закупки Заказчик имеет право получить то, на что он рассчитывал, проводя конкурентную процедуру. Цели ее проведения (удовлетворение нужд Заказчика в работах, товарах, услугах) не будут достигнуты в случае принятия заявки, не соответствующей предъявленным требованиям.
Само по себе желание участвующего в закупке хозяйствующего субъекта оказать Заказчику услуги, которые такой участник считает наиболее приемлемым для Заказчика, не может свидетельствовать о соблюдении целей Закона о закупках, поскольку условия Закупочной документации, которые должны соответствовать действующему законодательству и не ограничивать в правах участников, формируются Заказчиком в соответствии с его потребностями.
Пунктом 1.3. Документации конкурентного отбора предусмотрено право Участника на урегулирование споров в претензионном порядке. Указанным правом Участник не воспользовался.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЭспаСА" на действия ООО "Лечебно-оздоровительный комплекс "Витязь" при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право поставки кондиционеров и комплектующих к ним для нужд ООО "ЛОК" Витязь" (извещение N 31807343453, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: Е.А. Богославский
Члены Комиссии: О.А. Сафронова
А.Н. Довлатов
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 февраля 2019 г. N 50-Т/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.02.2019