Я, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих ***, рассмотрев заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Радиотелевизионный передающий центр Республики Карелия" от 26.11.2018 N 04-02/1483 (вх. от 28.11.2018 N 5644; далее - филиал РТРС "РТПЦ Республика Карелия"),
УСТАНОВИЛА:
28.11.2018 в Управление поступило заявление филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия" от 26.11.2018 N 04-02/1483 (вх. от 28.11.2018 N 5644) с жалобой на действия акционерного общества "Прионежская сетевая компания" (ИНН: 1001013117; ОГРН: 1061001073242; далее - АО "ПСК", сетевая организация, Общество), выразившиеся в отказе в заключении с филиалом РТРС "РТПЦ Республика Карелия" договора на технологическое присоединение в целях перевода объекта цифрового телевидения по адресу, расположенному в РК, Лоухский район, п. Софпорог (кад. N 10:18:0030104:49) с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения.
Из предоставленного филиалом РТРС "РТПЦ Республика Карелия" обращения следует, что им 27.03.2018 в адрес АО "ПСК" направлено письмо с заявками на технологическое присоединение по второй категории надежности ряда объектов, в том числе "ретранслятора наземного эфирного цифрового телерадиовещания Лоухский р-н, д. Софпорог" (с существующей третьей категорией надежности электроснабжения; далее - объект РТС Софпорог).
В письме от 08.06.2018 N 10148 сетевая организация сообщила заявителю об отсутствии у АО "ПСК" технической возможности обеспечения энергоснабжения объекта заявителя по второй категории надежности, в связи с чем, Общество не имеет возможности удовлетворить заявку филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия".
С письмом от 03.10.2018 N 12-02/1178 заявитель обратился в Министерство строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство) о содействии в рамках компетенции, по вопросу заключения договора на технологическое присоединение в электрическим сетям АО "ПСК", объект РТС Софпорог.
В ответ Министерство в письме от 16.10.2018 N 15518/05,2-04/МСЖКХиЭ-и сообщило филиалу РТРС "РТПЦ Республика Карелия" о наличии в действиях сетевой организации по обозначенному вопросу признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств (пункт 2 Правил технологического присоединения).
Согласно абзаца 1 пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункта 3 Правил технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 14 (1) Правил технологического присоединения технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения, электрической энергией которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения, электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил недискриминационного доступа сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
Таким образом, необходимую категорию надежности в соответствии с пунктом 14 (1) Правил технологического присоединения определяет заявитель (а не сетевая организация) и указывает ее в заявке.
Как видно из заявления и представленных с ним документов, филиал РТРС "РТПЦ Республика Карелия" подал заявку на технологическое присоединение ранее присоединенных энергопринимающих устройств в связи с необходимостью изменения категории надежности, что в силу пункта 2 Правил технологического присоединения является основанием для заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
АО "ПСК" отказало в удовлетворении заявки в связи с отсутствием технической возможности обеспечения энергоснабжения энергопринимающих устройств заявителя по второй категории надежности.
При таких обстоятельствах, в действиях АО "ПСК" установлены признаки нарушения статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
При этом АО "ПСК" уже привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с чем применению подлежит часть 2 указанной нормы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.
Приказом ФСТ России от 03.06.2010 N 204-э АО "ПСК" включено в Реестр субъектов естественных монополий. Исходя из изложенного следует, что АО "ПСК" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.
Указанные данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении АО "ПСК" (ОГРН: 1061001073242; ИНН: 1001013117, адрес: ул. Новосулажгорская, д.22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013, дата регистрации - 01.11.2006) дело об административном правонарушении N 03-17/123-2018 по факту нарушения Правил технологического присоединения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ АО "ПСК" надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС следующую информацию:
копии заявок филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия" и приложенных к ним документов;
копию всей переписки между АО "ПСК" и филиалом РТРС "РТПЦ Республика Карелия" по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения на объект РТС Софпорог;
письменные правовые основания уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с заявителем и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.
4. В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ привлечь в качестве потерпевшего филиал РТРС "РТПЦ Республика Карелия" (ОГРН: 1027739456084; ИНН: 7717127211; дата регистрации: 23.11.2001; юридический адрес филиала: ул. Парковая, д. 35, г. Петрозаводск, РК, 185002).
5. Филиалу РТРС "РТПЦ Республика Карелия" в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в Карельское УФАС России:
копии договоров и технических условий к ним, заключенных ранее на объекты филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия", поименованных в письме от 27.03.2018 N 12-02/388;
копии договоров и технических условий к ним, заключенных на объекты филиала РТРС "РТПЦ Республика Карелия", поименованных в письме от 27.03.2018 N 12-02/388;
письменные пояснения, о том какой имущественный и/или моральный вред причинен предприятию вследствие бездействия АО "ПСК" в процессе исполнения договора технологического присоединения, с приложением подтверждающих документов (при наличии).
6. Законному представителю АО "ПСК" явиться 28.12.2018 в 11 часов 30 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1 а, каб. 520 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу N 03-17/123-2018, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
При себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, удостоверяющий служебное положение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 12 декабря 2018 г. N 03-17/123-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.12.2018