Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 1-10-57/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступили многочисленные обращения граждан, а также материалы, переданные из Камчатского УФАС России, о наличии в действиях ПАО "Ростелеком" признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в установлении монопольно высоких тарифов на услуги доступа к сети Интернет на территории Камчатского края.
ФАС России проанализировал изменения тарифов ПАО "Ростелеком" на территории Камчатского края на услуги доступа к сети интернет за период с 2016 по 2017 год и данные о себестоимости, рентабельности, объёме и доходах от оказания услуг по доступу к сети интернет за 2016 год и первый квартал 2017 года и установил, что тарифы на услуги доступа к сети Интернет, установленные ПАО "Ростелеком" 10.07.2017 г. существенно не изменились по отношению к тарифам, установленным 23.09.2016 г.
На основе анализа также сделан вывод, что себестоимость услуги выделенного доступа к сети Интернет по технологии xDSL за первый квартал 2017 года снизилась на 62,3% по отношению к 2016 году, себестоимость услуги выделенного доступа к сети Интернет по технологии Ethernet за первый квартал 2017 года снизилась на 74,7% по отношению к 2016 году.
По результатам анализа объёмов оказания услуг установлено, что в первом квартале 2017 года объём оказания услуги выделенного доступа к сети Интернет составил 71,15% от объёма оказания данной услуги за весь 2016 год, аналогичный показатель для услуги выделенного доступа к сети Интернет по технологии Ethernet и прочим проводным технологиям составил 87,51%, что свидетельствует о значительном увеличении объёмов оказания услуг доступа к сети Интернет.
Таким образом, ПАО "Ростелеком" имело возможность снизить тарифы на услуги доступа к сети Интернет соразмерно снижению себестоимости оказания данных услуг.
Также по результатам анализа установлено, что рентабельность услуги выделенного доступа к сети Интернет по технологии xDSL составила 83,98%, услуги выделенного доступа к сети Интернет по технологии Ethernet и прочим проводным технологиям рентабельность составила 55,55%, в то время как средняя рентабельность проданных товаров, работ, услуг в сфере связи оп данным официальной статистики, представленной на официальном сайте Росстата, составила 18,2%.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
При существенном снижении себестоимости услуги доступа к сети Интернет и увеличении объёма оказываемых услуг, неснижение ПАО "Ростелеком" ранее установленных тарифов на услуги доступа к сети Интернет на территории Камчатского края содержит признаки монопольно высокой цены товара.
На основании изложенного издан приказ Федеральной антимонопольной службы от 23.03.2018 N 366/18 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" по признакам нарушения Публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ПАО "Ростелеком") (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги доступа к сети Интернет на территории Камчатского края, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 1-10-57/00-11-18 к рассмотрению на 18.04.2018 в 10.00 по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.11, каб. 140.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 1-10-57/00-11-18 в качестве ответчика ПАО "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767).
3. ПАО "Ростелеком" в срок до 13.04.2018 (к указанной дате документы и материалы должны находиться в распоряжении ФАС России) представить:
3.1 копии документов (актов), которыми установлены тарифы на услуги доступа к сети Интернет на территории Камчатского края действующие по состоянию на 31.12.2017 и 31.03.2018;
3.2 cведения о количестве абонентов, которым ПАО "Ростелеком" предоставляло услуги доступа к сети Интернет на территории Камчатского края за период с 01.01. 2016 по 31.03.2018 (помесячно);
3.3 калькуляцию себестоимости оказания услуг доступа к сети Интернет по статьям затрат и процессам поквартально за 2017 г. и 1 квартал 2018 г. по филиалу ПАО "Ростелеком" на территории Камчатского края;
3.4 норму рентабельности, которая была включена при расчете тарифов на услугу доступа к сети Интернет, действующих в 2017 г. и 1 квартал 2018 г. на территории Камчатского края;
3.5 данные федерального статистического наблюдения за 2017 г. и 1 квартал 2018 г. по филиалу ПАО "Ростелеком" на территории Камчатского края: по форме N3-связь "Сведения о развитии телематических услуг и услуг сети передачи данных" (поквартально), по форме N4-связь "Сведения об обмене (трафике) на сетях электросвязи" (поквартально), по форме N65-связь "Сведения о доходах от услуг связи" (поквартально).
В случае невозможности присутствия на заседании представителей лиц, участвующих в деле, представить ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2018 г. N 1-10-57/00-11-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.03.2018