Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Никитина Т.Е.
У С Т А Н О В И Л:
В Федеральную антимонопольную службу из Волгоградского УФАС России письмом от 07.09.2017 N 02-15/5715 (рег. N 140858/17 от 14.09.2017) поступили материалы заявления гражданина, указывающие на распространение ПАО "Ростелеком" недостоверной информации относительно потребительских характеристик пакета услуг "Пакет навсегда".
Анализ материалов заявления показал следующее.
В период с 16.11.2015 по 25.03.2016 ПАО Ростелеком" проводилась маркетинговая акция "Пакет навсегда", которая сопровождалась комплексом мероприятий, направленных на продвижение указанной акции, в том числе рекламой на телевидении, радио и наружных рекламных носителях, публикацией статей и прочее.
Согласно информационной статье "Отличные цены сразу, а главное навсегда: осенняя акция "Ростелекома", размещенной на сайте www.rostelekom.ru Ростелеком представляет новую акцию "Пакет навсегда", включающий в себя услуги "Домашний интернет" и "Интерактивное ТВ". Как указывается в статье: "Такие отличные цены будут действовать не только в ограниченный по времени промо-период, а останутся неизменными навсегда".
При этом никаких исключений или уточнений относительно периода действия цен на услуги в данной статье не содержится.
Статьи со схожим содержанием были опубликованы на следующих сайтах региональных изданий: Московский комсомолец, Комсомольская правда, http://gorodkirov.ru, https://pg13.ru, http://www.marpravda.ru (Марийская правда) и во многих других источниках.
В сети интернет, а именно на сайте www.moscow.rt.ru, размещена публичная оферта о заключении дополнительного соглашения об оказании пакета услуг "Интерактивное телевидение" и "Домашний интернет" на условиях акции "Пакет навсегда" к договору об оказании услуг связи. Согласно пункту 1.4 указанной оферты "Специальный тарифный план" является тарифным планом на пакет услуг, установленный в рамках данной акции, стоимость которого не подлежит изменению, в том числе по истечении периода действия акции, доступный абоненту в период проведения акции и действующий до момента отказа от него по инициативе абонента или расторжения договора на оказание услуг связи.
Никаких иных положений, исключающих или уточняющих данное условие (относительно периода действия цен на услуги) в данной оферте не содержится.
Как указано в заявлении, Заявитель подключился к указанной акции 25.03.2016, а 01.06.2017 цены на многие архивные тарифы, в том числе на тот, которым пользовался указанный потребитель, изменились в сторону увеличения стоимости. Об указанном обстоятельстве также свидетельствуют материалы, представленные ПАО "Ростелеком".
Так, согласно указанным материалам, ПАО "Ростелеком" приказом от 31.05.2017 N 04/01/276-17 утвердил новые параметры услуг, оказываемых в рамках архивной акции "Пакет навсегда", в частности им была в одностороннем порядке изменена скорость доступа и ежемесячная плата в сторону увеличения.
ПАО "Ростелеком" в ответ на запрос Волгоградского УФАС России указывает, что Правилами проведения акции "Пакет навсегда" определено, что акция может быть завершена или изменена по решению Оператора. После завершения акции, если абонент самостоятельно не выберет любой действующий тарифный план, тарификация услуг будет осуществляться согласно действующему на момент завершения акции прейскуранту тарифов Оператора с максимально близкими характеристиками, без увеличения размера ежемесячной абонентской платы (пункт 9 Правил проведения акции "Пакет навсегда").
Вместе с тем, по результатам анализа материалов, опубликованных в открытых источниках (в сети Интернет), ФАС России не удалось обнаружить текст данных правил в общем доступе.
Кроме того, как следует из материалов Заявления, абонентов не перевели на какой-либо новый тарифный план, а в одностороннем порядке изменили условия указанного архивного тарифа, и это изменение привело к увеличению размера ежемесячной абонентской платы вопреки пункту 9 Правил проведения акции "Пакет навсегда".
Одновременно, ФАС России отмечает, что согласно пункту 5 Правил проведения акции "Пакет навсегда", по истечении периода участия в акции абонент имеет возможность продолжать пользоваться пакетом услуг по специальным тарифным планам до момента перехода на другой тарифный план услуг "Домашний интернет" и "Интерактивное телевидение" или Пакета услуг.
Указанное условие расположено на второй странице правил в разделе "Описание акции при подключении Пакета услуг". Условие же, на которое ссылается ПАО "Ростелеком", расположено в самом конце правил (предпоследний абзац), что, по мнению ФАС России, свидетельствует о намерении ПАО "Ростелеком" (в случае наличия возможности ознакомления потребителя с данными правилами) понизить степень осмотрительности потребителей.
Как уже было указано ранее, пакет услуг "Пакет навсегда" включает в себя услуги "Интерактивное телевидение" и "Домашний интернет". При этом, согласно сложившейся практике, антимонопольный орган относится технологически нейтрально к способу предоставления услуги телевидения (эфирное/спутниковое/кабельное/IPTV вещание), в связи с чем целесообразно определять продуктовые границы рынка как услуги связи для целей телевещания.
Географическими границами, в которых действовала данная акция и впоследствии была изменена ежемесячная плата, согласно материалам, представленным ПАО "Ростелеком" являются:
- Республика Адыгея;
- Астраханская область;
- Волгоградская область;
- Республика Дагестан;
- Республика Кабардино-Балкария;
- Республика Калмыкия;
- Республика Карачаево-Черкесия;
- Краснодарский край;
- Ростовская область;
- Республика Северная Осетия - Алания;
- Ставропольский край.
Согласно данным с сайта Роскомнадзора (http://reestr-svyaz.rkn.gov.ru), в каждом из указанных субъектов Российской Федерации как на товарном рынке услуг связи для целей телевещания, так и на рынке услуг "Домашний интернет", осуществляют деятельность ряд хозяйствующих субъектов - конкурентов.
Также необходимо отметить, что увеличение стоимости услуг произошло в среднем на 40 рублей, что является существенной суммой для цены такого рода услуг.
Учитывая изложенное, ФАС России пришло к выводу о том, что действия ПАО "Ростелеком" по привлечению потребителей к использованию пакета услуг "Пакет навсегда" с последующим существенным ухудшением для потребителя условий предоставления таких услуг содержат признаки недобросовестной конкуренции.
В результате последующего ухудшения для потребителей условий предоставления услуг в рамках тарифа "Пакет навсегда" ПАО "Ростелеком" получило необоснованные преимущества перед конкурентами путем привлечения дополнительных клиентов, которые имели возможность изначально заключить договор с иными хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемых товарных рынках, в случае, если бы знали о предстоящем изменении ежемесячной платы вопреки распространяемой ПАО "Ростелеком" информации.
При этом, учитывая привлечение дополнительных клиентов, за счет увеличения с 01.06.2017 ежемесячной платы за пользование архивным тарифом "Пакет навсегда" ПАО "Ростелеком" получило очевидные финансовые преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, которые добросовестно осуществляют свою деятельность и распространяют лишь правдивую информацию об условиях предоставления своих услуг.
Согласно статье 10bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции.
При этом под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, ФАС России усматривает в действиях ПАО "Ростелеком", выразившихся в привлечении потребителей к использованию пакета услуг "Пакет навсегда" с последующим существенным ухудшением для потребителя условий предоставления таких услуг, признаки нарушения статьи 14.8 Закон о защите конкуренции
На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ФАС России было выдано предупреждение от 27.12.2017 N ИА/92156/17 ПАО "Ростелеком" о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: восстановления условий приобретения пакета услуг "Пакет навсегда", действовавших до издания ПАО "Ростелеком" (Филиал "Юг") приказа от 31.05.2017 N 04/01/276-16 "Об изменении Правил проведения архивной маркетинговой акции "Пакет навсегда" для абонентов - физических лиц", а также устранить последствия издания указанного акта путем восстановления нарушенного приказом положения абонентов - физических лиц, которые понесли необоснованные финансовые затраты. Срок исполнения предупреждений 14 дней с даты получения.
Письмом от 12.02.2018 N 04/05/2053-18 ПАО "Ростелеком" сообщило о несогласии с выданным ФАС России предупреждением и отсутствии в его действиях признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.
Срок исполнения ПАО "Ростелеком" предупреждения истек.
Исходя из изложенного, а также на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, ФАС России издан приказ от 20.03.2018 N 335/18 о возбуждении дела N 1-14-55/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по его рассмотрению по признакам нарушения ПАО "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15; ОГРН/ИНН 1027700198767/7707049388) статьи 14.8 Закона о защите конкуренции,
руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
О П Р Е Д Е Л И Л:
1. Назначить дело N 1-14-55/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 04.05.2018 в 11.00 по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 4 этаж, Зал коллегии.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 1-14-55/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчиков:
- ПАО "Ростелеком" (191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15).
Председатель Комиссии Т.Е. Никитина
Примечания:
1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
С материалами дела можно ознакомиться в Федеральной антимонопольной службе, контактный телефон (499) 755 23 23, доб. 088-212.
2. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица.
3. Для обеспечения пропусков в здание Федеральной антимонопольной службы фамилии представителей необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела.
4. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона "О защите конкуренции" лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2018 г. N 1-14-55/00-08-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.03.2018