Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства XXXXXXXXXXXXXXXXX
У С Т А Н О В И Л:
В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление гражданина РФ, который приобрел в магазине "Красное и Белое" алкогольный напиток CAPTAIN\x{a78c}S RUM, полагая, что покупает недорогой ром, исходя из наименования, изображенного на этикетке крупными, бросающимися в глаза буквами. Однако после более детального осмотра оказалось, что купленный алкогольный напиток является полусладкой настойкой "Капитанский со вкусом рома сильвер". Данная настойка произведена из ректификованного спирта с добавлением ароматических спиртовых настоев и пищевых ароматизаторов и имитирует по вкусу и упаковке ром.
Указанная продукция, согласно информации, размещенной на контрэтикетке, производится ОАО "Уссурийский бальзам", АО "УРАЛАЛКО" и АО "Бастион", входящими в Группу компаний "Синергия".
Вместе с тем, согласно открытым сведениям, юридического лица с фирменным наименованием АО "УРАЛАЛКО" не существует, под ее ИНН/ОГРН в настоящее время действует АО "БАСТИОН".
В линейку "Капитанский ром" входят: "Капитанский ром Gold" (классический ром), "Капитанский ром Silver" (белый ром) и "Капитанский ром Strong" (крепкий ром).
При размещении на полках магазина покупателю бросается в глаза крупная и ярках надпись CAPTAIN\x{a78c}S RUM, остальные надписи выполнены мелким и трудно читаемым на расстоянии шрифтом.
Также на этикетке размещен следующий текст: "The typical original rum flavor" и "Spice mixed and oak taste", что также отсылает к используемым на этикетках рома словосочетаниям "spiced rum" и "spiced gold".
Вместе с тем, в соответствии с энциклопедическим статьями, опубликованными на информационном ресурсе "Википедия":
Ром (англ. rum, исп. ron, фр. rhum) - крепкий спиртной напиток, изготавливаемый путём сбраживания и перегонки побочных продуктов сахарно-тростникового производства, таких, как патока и тростниковый сироп. Прозрачная жидкость, получающаяся после перегонки, обычно затем выдерживается в дубовых или других бочках.
Насто\x{0301}йка - как правило, алкогольный напиток, но также может быть настоем любых жидкостей. Приготавливается путём настаивания спирта на различных плодах, косточках, пряностях, душистых и целебных травах.
Кроме того, производство настойки регулируется ГОСТ 7190-2013 "Изделия ликероводочные. Общие технические условия", а производство рома ГОСТ 33458-2015 "Ром. Технические условия".
Согласно информации, размещенной на контрэтикетке продукции "Капитанский ром" данный продукт является "настойкой полусладкой" в состав которой входит следующее: вода питьевая, спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья "Люкс", сахарный сироп, настои спиртовые: коры дуба, кофе; ароматные спирты: корицы, мелисы, мускатного ореха, гвоздики; ароматизаторы пищевые: "ром", "чернослив".
Таким образом, спорный алкогольный напиток, очевидно, не является ромом, а поступление в ФАС России заявления гражданина свидетельствует о наличии факта введения в заблуждение.
При этом производство рома значительно более технологически сложный и дорогостоящий процесс, чем производство настойки.
Также следует отметить, что союзом производителей алкогольной продукции (СПАП), членами которого являются в том числе крупнейшие игроки рынка алкогольной продукции Группа компаний "Синергия" и Группа компаний "Руст", в 2011 году был принят Кодекс ответственного маркетинга Союза производителей алкогольной продукции. Согласно разделу IV указанного кодекса: "Реклама алкогольной продукции не должна создавать неясность в отношении вида (типа) и крепости алкогольных напитков_".
Таким образом, ФАС России установил в действиях ОАО "Уссурийский бальзам" и АО "Бастион", выразившихся в размещении на горлышке и этикетке спиртовой настойки "Капитанский ром" (Capitan's rum) наименования "Ром" (Rum), создающего впечатление о ее принадлежности иному виду алкогольной продукции, признаков нарушения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным, ФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции АО "Бастион" и ОАО "Уссурийский бальзам" были выданы предупреждения от 02.10.2017 N ИА/67692/17 и N ИА/67690/17 соответственно о необходимости прекращения указанных действий.
Письмами от 27.10.2017 N416 и от 26.10.2017 N1239 ОАО "Уссурийский бальзам" и АО "Бастион" соответственно направили в ФАС России ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения на 3 месяца. ФАС России удовлетворил ходатайства и продлил сроки исполнения до 26.01.2018.
В ФАС России повторно поступили ходатайства от 19.01.2018 N78 и от 19.01.2018 N27 от ОАО "Уссурийский бальзам" и АО "Бастион" соответственно о продлении сроков исполнения предупреждений по 01.04.2018. По результатам рассмотрения указанных ходатайств ФАС России были приняты решения об отказе в их удовлетворении (ОАО "Уссурийский бальзам" письмо от 31.01.2018 N ИА/6133/18, АО "Бастион" письмо от 31.01.2018 N ИА/6132/18).
Срок выполнения АО "Бастион" и ОАО "Уссурийский бальзам" предупреждений истек.
Исходя из изложенного, а также на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ФАС России издан приказ от N о возбуждении дела N 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по его рассмотрению по признакам нарушения АО "Бастион" (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104; ОГРН/ИНН 1025900885955/5904101820) и ОАО "Уссурийский бальзам" (692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Краснознаменная, д. 49; ОГРН/ИНН 1022500856795/2511003566) пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции,
руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
О П Р Е Д Е Л И Л:
1. Назначить дело N 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 27.03.2018 в 13.30 по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 4 этаж, Зал коллегии.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчиков:
- АО "Бастион" (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104);
- ОАО "Уссурийский бальзам" (692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Краснознаменная, д. 49).
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
Примечания:
1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
С материалами дела можно ознакомиться в Федеральной антимонопольной службе, контактный телефон (499) 755 23 23, доб. 088-212.
2. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица.
3. Для обеспечения пропусков в здание Федеральной антимонопольной службы фамилии представителей необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела.
4. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона "О защите конкуренции" лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 5 марта 2018 г. N 1-14-37/00-08-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.03.2018