Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов); от ПАО СК "Росгосстрах" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 28.12.2018 вх. N34202/18) ПАО СК "Росгосстрах" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по имущественному страхованию объектов недвижимости, принадлежащих ГУП "Петербургский метрополитен" на праве хозяйственного ведения (извещение N 31807257307), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
06 декабря 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31807257307 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по имущественному страхованию объектов недвижимости, принадлежащих ГУП "Петербургский метрополитен" на праве хозяйственного ведения (далее - Закупка), включая Документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках) в редакции от 30.11.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
44 321 988 ,54 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
06.12.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
24.12.2018 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
26.12.2018 в 13:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
191119, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д.88 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31807257307 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ПАО СК "Росгосстрах" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ПАО СК "Росгосстрах" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/29/19 от 09.01.2019 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/29/19 от 09.01.2019 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке N 31807257307-01 от 26.12.2018 заявка ПАО СК "Росгосстрах" (идентификационный номер участника: 5) была отклонена по следующим основаниям: "Заявка не соответствует требованиям документации об аукционе на основании п. 4.2.1.1.1 тома 1 аукционной документации в связи с отсутствием документов, предусмотренных п. 5.2.6.3 тома 2 аукционной документации: - Уведомление о постановке на налоговой учет в налоговой инспекции по месту нахождения филиала".
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 2.3.2.26 Положения о закупках, к участию в открытом аукционе допускаются юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, по всем критериям и требованиям соответствующие извещению и аукционной документации. Аукционные заявки, несоответствующие указанным критериям и требованиям, отклоняются по основаниям, предусмотренным аукционной документацией.
Как следует из п. 5.2.6.3 тома 2 Документации, в случае участия в аукционе юридического лица в лице филиала, к заявке должно быть приложено уведомление о постановке на налоговый учет в налоговой инспекции по месту нахождения филиала. Согласно уточнению, указанному в п. 5.2.6 тома 2 Документации, данный документ "предоставляется во второй части заявки при проведении закупки только у субъектов малого и среднего предпринимательства".
При этом Документацией о Закупке не предусмотрено требование к участникам Закупки о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4.2.1.1.1 тома 1 Документации установлено, что основанием для отклонения аукционных заявок является несоответствие требованиям к оформлению аукционной документации, а именно: отсутствует или не в надлежащем виде (нечитаемом виде) или неполно оформлен какой-либо документ (копия документа), предусмотренный томом 2, либо выявлена недостоверность сведений, содержащихся в указанных документах, или файл электронного документа не доступен для прочтения.
Представитель Организатора торгов пояснила, что в связи с тем, что требованиями действующего законодательства РФ определен порядок проведения процедур закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, устанавливающий перечень документов, которые предоставляются в первых и вторых частях заявок участников, под уточнением, указанным в п. 5.2.6 тома 2 Документации, подразумевается, что в случае проведения аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, и подачи заявки юридическим лицом в лице филиала, в составе второй части заявки должно быть предоставлено уведомление о постановке на налоговый учет в налоговой инспекции по месту нахождения филиала. При этом, в случае подачи юридическим лицом в лице филиала заявки на участие в открытом аукционе, проводимом среди всех участников рынка, уведомление о постановке на налоговый учет в налоговой инспекции по месту нахождения филиала в обязательном порядке должно быть предоставлено в составе заявки.
Представитель Организатора торгов также отметила, что Заявитель ПАО СК "Росгосстрах" в составе заявки на участие в Закупке не представил уведомление о постановке на налоговый учет в налоговой инспекции по месту нахождения филиала, однако в составе заявки ПАО СК "Росгосстрах" были представлены Положение о филиале ПАО СК "Росгосстрах" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, утвержденное приказом от 31.07.2018 N 443, а также доверенность лица, действующего от имени организации в лице филиала.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что заявка Заявителя ПАО СК "Росгосстрах" была подана от лица головной организации ПАО СК "Росгосстрах", находящейся по адресу: 140002, Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3, а не от филиала ПАО СК "Росгосстрах" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Таким образом, установленное в п. 5.2.6.3 тома 2 Документации требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в Закупке уведомления о постановке на налоговый учет в налоговой инспекции по месту нахождения филиала, в случае участия в аукционе юридического лица в лице филиала, не распространялось на Заявителя ПАО СК "Росгосстрах", а заявка, поданная Заявителем ПАО СК "Росгосстрах", полностью соответствовала требованиям Документации.
Комиссия СПб УФАС России полагает решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ПАО СК "Росгосстрах" от участия в процедуре Закупки принятым в порядке не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ПАО СК "Росгосстрах" от участия в процедуре Закупки в порядке не соответствующем Документации нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 28.12.2018 вх. N34202/18) ПАО СК "Росгосстрах" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по имущественному страхованию объектов недвижимости, принадлежащих ГУП "Петербургский метрополитен" на праве хозяйственного ведения (извещение N 31807257307) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенные путем неправомерного отклонения заявки ПАО СК "Росгосстрах" от участия в процедуре Закупки в порядке не соответствующем Документации.
3) Выдать Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по имущественному страхованию объектов недвижимости, принадлежащих ГУП "Петербургский метрополитен" на праве хозяйственного ведения (извещение N 31807257307) путем отмены протоколов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, подведения итогов Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
16 января 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 16.01.2019 N Т02-25/19 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по имущественному страхованию объектов недвижимости, принадлежащих ГУП "Петербургский метрополитен" на праве хозяйственного ведения (извещение N 31807257307, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Закупочной комиссии организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по имущественному страхованию объектов недвижимости, принадлежащих ГУП "Петербургский метрополитен" на праве хозяйственного ведения (извещение N 31807257307), путем отмены протоколов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, подведения итогов Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 11 февраля 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2019 г. N Т02-25/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.01.2019