Резолютивная часть объявлена 18.01.2019 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 23.01.2019
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Кедр" (ИНН 2224182992, ОГРН 1162225096571) от 11.01.2019 N37-ж на действия Заказчика - АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ УГУТ, Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту автодорог: пер. Школьный, ул. Геофизиков, ул. Есенина, ул. Пихтовая, дорога до Заповедника, подъездные пути по ул. Советская (извещение N0187300014718001708) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В соответствии с абз. 2 п. 2.7 Проекта контракта Заказчик установил: "Цена Контракта является твёрдой и определяется на весь срок исполнения Контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные Муниципальным заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - N 44-ФЗ)".
Согласно абз. 2 п. 2.8 Проекта контракта Заказчиком указано: "Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон путём оформления дополнительного соглашения к Контракту без изменения предусмотренных контрактом количества и качества поставляемого товара и иных условий исполнения контракта в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 95 N 44-ФЗ".
Указанные положения Проекта Контракта не только противоречат действующему законодательству о контрактной системе, но и содержат в себе коррупциогенный фактор.
Так, согласно положениям ст. 22 Закона о контрактной системе и информации, размещенной на официальном интернет-портале http://zakupki.gov.ru, цена является твердой.
Более того, положения ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов норматив-ных правовых актов" предусматривают, что под коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), уста-навливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
А так как, организатором аукциона выступает Администрация Сургутского района, т.е. орган публичной власти, в чью компетенцию входит разработка соответствующей документации, следовательно, указание на указанное исключение в ча-сти необоснованного снижения цена Контракта (отсутствие условий снижения), следовательно термин "коррупциогенный фактор" применим, поскольку указанные положения:
- во-первых, существенно ухудшают права субподрядчика (при соблюдении Под-рядчиком требований законодательства о контрактной системе в части привлечения суб-подрядчиков);
- во-вторых, предоставляют правовую возможность Заказчику экономить бюджетные ассигнования, судьба которых в дальнейшем представляется сомнительной.
Считаем, что своими действиями Заказчик нарушил положения законодательства РФ о контактной системе в сфере закупок и законодательство о защите конкуренции, тем самым нарушив наше право на участие в определении подрядчиков и наше право на заключение контракта.
Требования Заказчика вводят участников закупки в заблуждение и нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Допущенные Заказчиком нарушения не позволяют корректно сформировать заявку на участие в аукционе, а также оценить целесообразность участия в нем.
В ходе рассмотрения доводов сторон Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Статьей 34 Закона о контрактной системе установлены положения, подлежащие обязательному включению в контракт.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Таким образом, перечень случаев, при которых возможно изменение условий контракта по соглашению сторон, является исчерпывающим, при этом, возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Запрет на включение в контракт условий, указанных в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, законодательством о контрактной системе не предусмотрен.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту автодорог: пер. Школьный, ул. Геофизиков, ул. Есенина, ул. Пихтовая, дорога до Заповедника, подъездные пути по ул. Советская (извещение N0187300014718001708) размещены на официальном сайте единой информационной системы 10.12.2018.
Пунктом 2.8 проекта контракта установлено, что цена контракта может быть снижена по соглашению сторон путём оформления дополнительного соглашения к Контракту без изменения предусмотренных контрактом количества и качества поставляемого товара и иных условий исполнения контракта в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 95 N 44-ФЗ.
Комиссия Управления приходит к выводу, что пункт 2.8 проекта контракта не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
По доводам Заявителя о том, что требования Заказчика вводят участников закупки в заблуждение и нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, а также допущенные Заказчиком нарушения не позволяют корректно сформировать заявку на участие в аукционе и оценить целесообразность участия в аукционе, Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документов и доказательств, подтверждающих доводы жалобы в части описания Заказчиком объекта закупки с нарушением Закона о контрактной системе, Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Жалоба ООО "Кедр" рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Кедр" (ИНН 2224182992, ОГРН 1162225096571) от 11.01.2019 N37-ж на действия Заказчика - АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ УГУТ, Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту автодорог: пер. Школьный, ул. Геофизиков, ул. Есенина, ул. Пихтовая, дорога до Заповедника, подъездные пути по ул. Советская (извещение N0187300014718001708) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 января 2019 г. N 37-ж
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.01.2019