Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе И.В. Волохина - заместитель руководителя управления-начальник отдела рекламы, рассмотрев материалы дела по факту распространения рекламной статьи: "Успеть в сентябре: эксперты прогнозируют рост ипотечных ставок" с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
УСТАНОВИЛ:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N5069э от 17.09.2018 г.) по факту размещения в сентябре 2018 г. на сайте "НГС" по адресу https://news.ngs.ru/more/65370161 статьи: "Успеть в сентябре: эксперты прогнозируют рост ипотечных ставок" с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (ст.28).
В соответствии со ст.3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. по своему содержанию и способу распространения направлена на привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - ипотечному кредитованию с применением определенных условий: приобретение квартиры в ипотеку в новостройке - под минимальную ставку 8,5%, на покупку на вторичном рынке - под 9%, повышению конкурентоспособности реализуемых услуг, следовательно, продвижению их на рынке.
Согласно требованиям, установленным ФЗ "О рекламе":
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество) (ч.1 ст.28);
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч.7 ст.5).
Ипотечные продукты, указанные в рекламе, предоставляются АО "ДОМ.РФ", в том числе в соответствии с перечнем застройщиков, при приобретении объектов недвижимости у которых в рамках ипотечных продуктов "Приобретение квартиры на этапе строительства" и "Приобретение готового жилья", предоставляется единая процентная ставка, указанная в рекламе. Предоставление ипотечных кредитов осуществляется в офисах банка "Российский капитал" и у партнеров АО "ДОМ.РФ".
В рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Так из комплексного содержания рассматриваемой рекламы следует, что займ предоставляется АО "НОАИК" ("_приобрести квартиру в ипотеку с АО "НОАИК" можно на выгодных условиях_"; "_акционерное общество НОАИК выгодная ипотека_подбор объекта недвижимости ипотека с низкой ставкой юрдическая поддержка сопровождение регистрации права_покупка квартиры в новостройке - 8,5%..._ Приобретение готового жилья - от 9%..._ Перекредитование - от 8,75%...") - общества, созданного в 2007 г. правительством Новосибирской области.
Информация о лице, оказывающем услуги по ипотечному кредитованию, является существенной для потребителя, также как и информация о том, что единая процентная ставка - 9% и 8,75%, устанавливается для определенного ограниченного количества застройщиков (перечислены выше).
Данная информация вводит потребителя в заблуждение, формируя более доверительное отношение к лицу, оказывающему услуги на рынке недвижимости, побуждая к обращению в АО "НОАИК" за оказанием услуг по ипотечному кредитованию.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Закона о рекламе.
В соответствии с ч.6 ст.38 Закона о рекламе, за нарушение требований ч.7 ст.5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель, за нарушение требований ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе" как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем, в силу п.5 ст.3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае и рекламодателем, и рекламораспространителем является АО "Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования" (ИНН 5406406890, ОГРН 1075406028720, дата регистрации: 08.08.2007 г., ул. Зыряновская, д.53, оф.305, г.Новосибирск, 630102).
На основании п.2 ч.1 ст.33, ч.1,ч.2 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.20, п.21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе",
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу N72/18 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Признать лицом, участвующим в деле:
заявитель: физическое лицо (<_>)
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
АО "Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования" (ИНН 5406406890, ОГРН 1075406028720, дата регистрации: 08.08.2007 г., ул. Зыряновская, д.53, оф.305, г.Новосибирск, 630102).
Назначить дело N 72/18 к рассмотрению на "19" декабря 2018 г. в 14-00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.
АО "Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования" до "13" декабря 2018 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:
- документы (договоры, соглашения, иное), регулирующие взаимодействие АО "НОАИК" и АО "Дом.РФ", в том числе относительно услуг по ипотечному кредитованию, указанных в рекламе;
- отзыв на данное определение.
В соответствии с ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.
В случае неявки, дело будет рассмотрено в отсутствии представителя.
В доверенности представителя должна содержаться ссылка на представление интересов в антимонопольном органе (Новосибирском УФАС России) с указанием номера дела, включая право на получение приглашения на составление протокола об административном правонарушении представителя ответчика.
Председатель Комиссии И.В. Волохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19 ноября 2018 г. N 72/18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.11.2018