Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) Бугаев Д.В.,
установил:
По результатам рассмотрения обращения ООО "ВИКС", направленного письмом Приморской межрайонной прокуратуры от 02.08.208 N 375ж-2018, а также обращения отделения энергосбытовой деятельности "Энергосбыт" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" от 09.08.2018 N 101/08/18-16/1281, в действиях Главы МО "Катунинское" по передаче объектов водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье ООО "Поморские коммунальные системы" были установлены признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции".
Так, 30.05.2018 между муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Поморские коммунальные системы" был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО "Катунинское" Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются канализационная насосная станция N1 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино; канализационная насосная станция N 2 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино; канализационные очистные сооружения с оборудованием, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", д. Лахта; канализационные сети п. Катунино, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", д. Лахта; канализационные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан сторонами 28.06.2018.
30.05.2018 между муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Поморские коммунальные системы" был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО "Катунинское" Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино; водонасосная станция 1-го подъема, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино; водонасосная станция 2\x{2011}го подъема, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино; центральные водопроводные сети п. Катунино, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан сторонами 28.06.2018.
30.05.2018 между муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Поморские коммунальные системы" был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п.Беломорье МО "Катунинское" Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются канализационные сети протяженностью 520 п.м., расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, п. Беломорье. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан сторонами 28.06.2018.
30.05.2018 между муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Поморские коммунальные системы" был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п.Беломорье МО "Катунинское" Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются водопроводные сети протяженностью 456 п.м., расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, п. Беломорье. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан сторонами 28.06.2018.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416\x{2011}ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
На основании части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Рассматриваемые объекты водоснабжения и водоотведения входят состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения соответствующих населенных пунктов, а дата ввода их в эксплуатацию превышает пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению.
Согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Федеральным законом от 21.07.2005 N 115\x{2011}ФЗ "О концессионных соглашениях", незаконно и препятствует развитию конкуренции.
Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами теплоснабжения, объектами водоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту в аренду без проведения торгов в отсутствие законных оснований создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Согласно части 2 данной статьи принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
С учетом указанных обстоятельств, 22.08.2018 Главе МО "Катунинское" было выдано предупреждение 17ш-2018 о необходимости в срок до 15.10.2018 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416\x{2011}ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), использования ООО "Поморские коммунальные системы" объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу на условиях Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО "Катунинское" Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО "Катунинское" Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Беломорье МО "Катунинское" Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Беломорье Приморского района Архангельской области, и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.
Письмом от 09.10.2018 N 03-4/1684 Главой МО "Катунинское" было заявлено ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения до 01.06.2019.
Принимая во внимание, что необходимость в заключении концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье возникла у муниципального образования "Катунино" значительно раньше выдачи предупреждения, а доказательства, потверждающие принятие органом местного самоуправления своевременных и достаточных мер, направленных на соблюдение требований законодательства при предоставлении прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, отсутствовали, в удовлетворении ходатайства о продлении срока выполнения предупреждения было отказано.
Таким образом, выданное главе МО "Катунинское" предупреждение 17ш-2018 в установленный срок выполнено не было.
На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
С учетом изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области издан приказ от 23.10.2018 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 32-18 по признакам нарушения Главой МО "Катунинское" требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
определил:
1. Назначить дело N 32-18 к рассмотрению на 11 декабря 2018 года в 11 часов 00 минут, по адресу: г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, 2, корп. 2 (10 учебный корпус С(А)ФУ, Институт математики, информационных и космических технологий), 1 этаж, зал заседаний.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Главу МО "Катунинское" (163513, Архангельская область, Приморский район, пос. Катунино, ул. Летчика Панкова, д. 2).
Явка ответчика по делу N 32-18 или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела), либо представление письменного отзыва с правовым обоснованием своей позиции обязательна.
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителей:
ООО "ВИКС" (163002, г. Архангельск, пр. Московский, д. 25, стр. 8, оф. 15);
ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице Отделения энергосбытовой деятельности "Энергосбыт" филиала "Архэнерго" (163001, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 101);
Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица:
ООО "Поморские коммунальные системы" (163000, г. Архангельск, пр\x{2011}т Ломоносова, д. 209, оф. 503).
4. На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции", Главе МО "Катунинское" в срок до 03.12.2018 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2, следующие документы и материалы:
- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;
- информацию о совершенных на момент представления информации действиях, связанных с заключением концессионного соглашения;
- информацию об изменении ситуации, связанной с использованием муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения;
- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
5. На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции", заявителям и третьему лицу в срок до 03.12.2018 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2:
- позицию по меняемому ответчику нарушению антимонопольного законодательства;
- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона "О защите конкуренции", с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалам дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и отводы, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.
На основании части 2 статьи 45.2 Федерального закона "О защите конкуренции" каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.
Председатель комиссии Д.В. Бугаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 29 октября 2018 г. N 32-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.10.2018