Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <_>- заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Стоммед" (далее - ООО "Стоммед", ИНН 5505215871, ОГРН 1125543061720, место нахождения: <_>) требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 13.09.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области был установлен факт распространения на опорах дорожного освещения по ул. Д. Бедного (в районе остановочного пункта "Полторацкого") в г. Омске рекламы:
"Белый Слон
стоматологическая клиника
ДОСТУПНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ
ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ
СКИДКИ, АКЦИИ
РАССРОЧКА БЕЗ %
КРЕДИТ
ОПЛАТА ПО КАРТАМ
РАБОТАЕМ БЕЗ ВЫХОДНЫХ
ул. Вильямса, 26 тел. 43-40-93
Детская поликлиника 2 этаж
имеются противопоказания необходима консультация специалиста"
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к стоматологической клинике "Белый Слон", а также к возможности получения стоматологических услуг в кредит, рассрочку.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в которой установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителем своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.
Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В силу статьи 54 ГК РФ наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
На момент выявления факта распространения вышеуказанной рекламы информация об организационно-правовой форме и фирменном наименовании юридического лица - организации, предоставляющей кредит, отсутствовала.
Одновременно в рассматриваемой рекламе также отсутствуют сведения о лице, предоставляющем услугу - "рассрочку без %".
Согласно пункту 1 статьи 823 Гражданский кодекс Российской Федерации установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, отсутствие в рекламе сведений о лице, предоставляющем услугу - "рассрочку без %" вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно кредитора (стоматологическая клиника "Белый Слон", банк либо иное лицо), что противоречит требованию части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно информации с сайта стоматологической клиники "Белый Слон" (http://belei-slon.ru/), деятельность в указанной клинике осуществляет ООО "Стоммед".
На запрос Омского УФАС России ООО "Стоммед" пояснило следующее (вх. N 8563э от 03.10.2018): "_В результате технического брака, при распечатке рекламного носителя, в печатном устройстве закончилась краска на фразе "Имеются противопоказания". О чем свидетельствует бледность шрифта на плакате, установленного на опорах освещения по ул. Д. Бедного (район остановочного пункта "Полторацкого"). Вся информация о кредитных организациях и наименовании юридического лица, находящаяся в сноске, не пропечаталась должным образом, и подрядчик ООО "Стоммед" разместил указанный носитель, содержащий признаки нарушений, выявленные представителями УФАС по Омской области 13.09.2018_".
ООО "Стоммед" является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 06-06/62-2018 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать лицом, участвующим в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Стоммед" (ИНН 5505215871, ОГРН 1125543061720, место нахождения: <_>).
3. Назначить дело N 06-06/62-2018 к рассмотрению на 23 октября 2018 года в 15:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. Карла Маркса, 12 А, к. 102.
4. ООО "Стоммед" в срок до 19 октября 2018 года представить в адрес Управления письменный отзыв на настоящее определение.
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка представителя ООО "Стоммед" для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 октября 2018 г. N 06-06/62-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.10.2018