Председатель Комиссии по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - "_", рассмотрев обращение депутата Совета депутатов МО Абдулинский городской округ Оренбургской области I созыва по избирательному округу N6 "_" на действия ИП "_" и иные материалы по признакам нарушения требований, установленных ч.7 ст.5 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту - Закон о рекламе), содержащихся в отсутствии части существенной информации в рекламе, распространяемой в газете "Малая Родина",
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступило обращение "_" (вх. N6721 от 10.09.2018 г.) о распространении в газете "Малая Родина" информации о страховании жизни пассажиров такси "Абдулино-Оренбург" без указания наименования или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данный вид деятельности, что вводит в заблуждение потребителей. По мнению заявителя, данная информация распространяется с признаками нарушения требований Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" N38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее - Закон о рекламе).
Оренбургским УФАС России установлено, что в газете "Малая родина" N59 от 17.08.2018 года распространялась следующая информация: "Единая служба заказа такси "Абдулино-Оренбург" 8-922-891-55-59. Скидки по дисконтным картам 50 р. Ежедневно. Выезд из Абдулино в 5.00, 7.00 и 15.00. Выезд из Оренбурга в 9.00, 12.00, 15.00. Вконтакте vk.com/abdulino_orenburg. Приобрести дисконтную карту можно у водителя. Каждый пассажир застрахован до 2 млн руб.".
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Оренбургским УФАС России установлено, что вышеуказанная информация, подпадает под понятие рекламы в соответствии с ч.1 ст.3 Закона о рекламе. Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на данную рекламную информацию.
Анализ представленных материалов и действующего законодательства показал следующее.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рекламное объявление формирует интерес к услуге и направлено на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.
Объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются услуги по перевозке пассажиров "Абдулино-Оренбург", посредством такси.
Вместе с тем, в рекламном объявлении содержится фраза "Каждый пассажир застрахован до 2 млн руб.". Однако наименование лица, оказывающего услуги страхования или выполняющего данную деятельность, в рекламе отсутствует, что не позволяет потребителям всесторонне оценить рекламную информацию, в том числе на предмет достоверности.
Таким образом, при восприятии фразы "Каждый пассажир застрахован до 2 млн руб.", содержащейся в рекламе перевозок пассажиров "Абдулино-Оренбург" посредством такси, у потребителя может сложиться искаженное представление об объекте рекламирования, в связи с невозможностью ознакомления с полным перечнем условий страхования пассажиров, являющихся неотъемлемой частью предоставляемых услуг.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выраженные в отсутствии части существенной информации об условиях использования предложения страхования пассажиров до двух миллионов.
Исходя из содержания части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (статья 3 Закона о рекламе).
Оренбургским УФАС России был направлен запрос в редакцию газеты "Малая Родина" с просьбой предоставления информации о лице, с которым заключен договор на размещение указанного рекламного сообщения.
Согласно предоставленным документам на запрос (вх.N7374 от 03.10.2018 г.) между ООО "Редакция Газеты "Малая Родина" и ИП "_" заключен Договор N28 от 02.04.2018 г. на размещение информационных материалов в газете "Малая Родина" (далее - Договор).
Согласно п. 1.1. Договора заказчик предоставляет исполнителю информационные материалы для размещения в газете "Малая родина".
В соответствии с п. 1.2 Договора исполнитель публикует, полученные от заказчика информационные материалы для размещения в газете "Малая родина".
В соответствии с письмом от 02.04.2014, приложенным к Договору, информационное сообщение рекламного характера "Единая служба заказа такси "Абдулино-Оренбург" 8-922-891-55-59. Скидки по дисконтным картам 50 р. Ежедневно. Выезд из Абдулино в 5.00, 7.00 и 15.00. Выезд из Оренбурга в 9.00, 12.00, 15.00. Вконтакте vk.com/abdulino_orenburg. Приобрести дисконтную карту можно у водителя. Каждый пассажир застрахован до 2 млн руб." размещается еженедельно в пятницу, начиная с 6 апреля 2018 года по заказу ИП "_".
Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать - ИП "_" (ОГРН "_", ИНН "_").
Таким образом, в действиях ИП "_" при распространении вышеуказанной рекламы в газете "Малая Родина" N59 (2630) от 17.08.2018 года усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 508 от 17.08.2006 года,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 07-17-37/2018 по признакам нарушения требований, установленных ч.7 ст.5 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
-в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП "_" (ОГРН "_", ИНН "_");
- в качестве заявителя - "_".
3. Назначить дело N 07-17-37/2018 к рассмотрению на "29" октября 2018 г. в 10 часов 30 минут по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, 22, каб. 510 (дополнительную информацию уточняйте по тел.: 8 (3532) 78-66-26). Сторонам по делу при себе иметь обязательно паспорт.
4. ИП "_" в срок до "29" октября 2018 г. предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области надлежащим образом заверенные копии следующих документов:
-выписки из Единого Государственного Реестра Индивидуальных предпринимателей;
- свидетельства о государственной регистрации;
-паспорта гражданина РФ;
- договора на утверждение и размещение рассматриваемой рекламы в газете "Малая Родина".
А также в указанный срок предоставить в Оренбургское УФАС России письменные пояснения (с приложением подтверждающих документов) по следующим вопросам:
- кем предоставляются услуги по страхованию пассажиров до двух миллионов рублей;
- на каких условиях каждому пассажиру предоставляется страхование до двух миллионов рублей;
- как и в каких случаях осуществляются выплаты пассажирам до двух миллионов рублей;
- иные пояснения по существу рассматриваемого дела.
Одновременно информируем Вас о том, что непредставление в срок указанной информации влечет ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в установленном размере (часть 6 статьи 19.8 КоАП РФ).
Явка заявителя, а также ИП "_" с документами, удостоверяющими личность и (или) представителей по доверенности (с подлинной доверенностью на участие в деле N 07-17-37/2018 и паспортом гражданина РФ) обязательна.
Председатель Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 8 октября 2018 г. N 07-17-37/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.10.2018