Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, руководитель управления П<_>, рассмотрев заявление (вхд. N1810623 от 04.09.2018 г.) по факту распространения в газете "Алтай Вестник" N 15 (275) от 28.08.2018 г. ненадлежащей рекламы финансовой услуги (кредит), в которой усматриваются признаки нарушения п.2 ч.2 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе",
УСТАНОВИЛ:
04 сентября 2018 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление (вхд. N1810623) о распространении в газете "Алтай Вестник" N 15 (275) от 28.08.2018 г. ненадлежащей рекламы следующего содержания: "БЫТОВАЯ ТЕХНИКА & электроника Бытовая техника & электроника ЭЛ МАРТ ежедневно низкие цены с 17 августа по 30 сентября ПРОДЛЕВАЕМ ЛЕТО 0р. ПЕРВЫЙ ВЗНОС 0% ПЕРЕПЛАТ 24 МЕСЯЦА Благовещенка, ул. Пушкина, 102, т. 8 (385-64) 2-12-15 "рекламная акция "0-0-24" - это возможность оформить кредитный продукт, предоставляемый банками партнерами. Кредит предоставляется банком-партнером: ОАО "ОТП БАНК" генеральная лицензия N2766 от 27 ноября 2014 г. акция действует с 17.08.2018 по 30.09.2018 г. в сети магазинов "ЭЛМАРТ". Подробности покупки в кредит уточняйте у кредитных специалистов в магазинах", в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной, формирует интерес неопределенного круга лиц к магазину бытовой техники и электроники "ЭЛ МАРТ", а также к оказываемой в магазине финансовой услуге при покупке товаров - кредит.
Статьей 28 Федерального закона "О рекламе" установлены специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Из информации, представленной на запрос антимонопольного органа АО "ОТП Банк" (вхд. "1811816 от 01.10.2018 г.), установлено, что рекламируемая финансовая услуга (кредит): "Акция 0-0-24" предоставляется на следующих условиях:
- первоначальный взнос в оплату товара:0%-30%;
-срок кредита (мес): 12-24;
-процентная ставка (годовых): 16,1%-43,70%";
-минимальная сумма кредита: 2000;
Максимальная сумма кредита: 300 000.
При этом, размер процентной ставки определяется на этапе автоматической скоринг-процедуры в программном модуле и устанавливается в зависимости от первоначального взноса и срока кредита.
Рассматриваемая рекламная информация содержит условие: "Акция 0-0-24.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе содержатся не все условия, которые определяют полную стоимость кредита и влияют на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно: срок кредита, проценты первоначального взноса, минимальная и максимальная сумма кредита, процентная ставка (годовых).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, отсутствие сведений о всех условиях выдачи кредита, а также условиях определяющих полную стоимость кредита, при указании в рекламе не всех условий, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе финансовой услуги (кредит), предоставляемой в магазине бытовой техники и электроники "ЭЛ МАРТ", усматриваются признаки нарушения п.2 ч.2 ст.28 и ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из документов и материалов, представленных в адрес антимонопольного органа учредителем и главным редактором газеты "Алтай-Вестник" (ИП) Шаповаловым <_> (вхд. N1811224 от 18.09.2018 г.), установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Шелехов<_>
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Возбудить производство по делу N75-ФАС22-Р/10-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2.Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя - ИП Шелехова<_> (ИНН 701900669966, адрес: 634059, г.Томск, <_>);
заявителя.
3.Назначить дело N 75 -ФАС22-Р/10-18 к рассмотрению на "30" октября 2018 г. в 11 часов 00 минут по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 81 (1 этаж).
Явка лиц, в отношении которых возбуждено дело, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт).
4. ИП Шелехову <_> в срок до 22 октября 2018 г. представить в адрес управления копии следующих материалов и документов:
-договоры, заявки, платежные поручения, иные документы, на основании которых осуществлялось распространение вышеуказанной рекламы;
- данные о должностном лице, отвечающем за распространение рекламной информации (должностная инструкция, приказ о приеме на работу и т.д.);
- отзыв на определение, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к рассматриваемому делу.
Председатель Комиссии П<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 5 октября 2018 г. N 75-ФАС22-Р/10-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.10.2018