Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: В.Ю. Строгин-главный специалист-эксперт отдела рекламы;
М.О. Хрипченко-ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 30/18, возбужденное по факту получения заявителем- абонентом номера: +7<...> телефонного звонка, без получения предварительного согласия абонента, в отсутствии:
- заявителя - физическое лицо "_" (не явилось, уведомлено надлежащим образом),
- в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе- (уведомлена надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 1440э от 27.03.2018 г.) о получении заявителем- абонентом номера: +7<...> телефонного звонка рекламного содержания, без предварительного согласия абонента.
По данному факту Новосибирским УФАС России возбуждено дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.
27.03.208г. в 15:29 на абонентский номер: +7<...> с номера:+7<...> был осуществлен звонок следующего содержания:
"- Алло.
- Алло, это<...>?
- Да.
- Добрый день, здравствуйте! Меня зовут <...>. Я являюсь представителем крупного бонусного холдинга. Хотела бы сообщить, что за две тысячи семнадцатый год у вас накопилось две тысячи бонусов. Скажите, пожалуйста, вы их будете активировать? Вы знаете, что у вас бонусные баллы скоро сгорают?
- Еще раз, какая компания?
- Это у нас "Крупный бонусный холдинг" называется "Федеральная ассоциация продаж". Вкратце могу вам о нас рассказать. Наша компания является.
- Подождите. А где вы находитесь?
- Мы находимся в городе Новосибирске.
- По какому адресу? Просто я не помню вас.
- Это бизнес-центр. Фрунзе пять.
- А откуда мой телефон у вас?
- Сейчас я поподробнее расскажу. Дело в том, что наша компания является крупным холдингом, который объединяет в себе более ста пятидесяти магазинов партнеров. Такие как "Эльдорадо", "М.Видео", "Летуаль", "РивГош" и другие. Так как вы ранее, в прошлом году осуществляли покупки у наших магазинов-партнеров, у вас накапливались бонусы. Сгоревшие бонусы с карт они переходят непосредственно в наш холдинг. И мы предоставляем последнюю возможность людям этими баллами воспользоваться. А воспользоваться можно в качестве скидки на предоставляемые товары наших партнеров. Я могу вам список данных товаров озвучить. Он небольшой. Если вам что-либо приглянется, то мы сделаем вам скидку в размере ваших бонусных баллов. То есть, две тысячи рублей.
- То есть, через вас я, получается, приобретаю какой-то товар или услугу, правильно? Со скидкой.
- Да, всё правильно. Но будет уже со скидкой, дешевле, чем в магазине.
- Понятно. Нет, спасибо, не надо. Мне это не интересно.
- А почему все-таки, не интересно?
- Мне ваши услуги не интересны. Вот и все.
- Ладно, хорошо, настаивать не буду. Всего вам доброго. До свидания."
В соответствии с ч.1 ст.18 Закона "О рекламе", распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Как сообщается заявителем, им такого согласия какому-либо лицу не давалось. Следовательно, данное обстоятельство указывает на нарушение ч.1 ст.18 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований ч. 1 ст.18 Закона "О рекламе" несет рекламораспространитель (ч. 7 ст.38 Закона "О рекламе").
Согласно ст.3 Закона "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с реестром Российской системы и плана нумерации, абонентский номер: +7<...> с которого был осуществлен звонок в адрес заявителя, принадлежит ООО "Скартел".
ООО "Скартел" представило документы (вх.N 2492э от 16.05.2018 г.), согласно которым, абонентский номер: +7<...> выделен в пользование физическому лицу - <...>на основании Договора об оказание услуг связи от 14.03.2018 г.
Таким образом, владельцем абонентского номера с которого был осуществлен звонок в адрес заявителя является <...>
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама- информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама - средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации. Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы "понимается любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем".
В данном случае, объектом привлечения внимания абонента-заявителя является информирование абонента о наличии неких накопленных бонусов, которые компания-партнер фиксирует в своей базе.
Кроме того, в озвученном тексте не указывается наименование товаров, конкретных фирм и марок, которые могли бы быть прорекламированы, то есть отсутствует цель продвижения товаров и услуг.
Данная позиция антимонопольного органа подкреплена судебной практикой. Согласно Постановлению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2018 N Ф04-257/2018 по делу N А27-3219/2017, информация о количестве начисленных бонусов и сроке их действия не отвечает понятию рекламы, поскольку не содержит каких-либо сведений об объектах рекламирования (товарах или средствах индивидуализации общества, проводимых им мероприятиях), адресована конкретному лицу, персонифицирована и не представляет интереса для иных лиц.
Таким образом, рассматриваемая информация не является рекламной и требования Закона "О рекламе" на нее не распространяются.
В соответствии с абз. А п.36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь абз. А пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу N 30/18 прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 сентября 2018 г. N 30/18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.09.2018