Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства "_",
У С Т А Н О В И Л:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило перенаправленное прокуратурой Пуровского района обращение Директора ООО "Север +" (вх. 4594 от 03.08.2018 г.), о нарушении филиалом АО "РСК Ямала" в Пуровском районе (629850, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, микрорайон Геолог, д. 22 ГРН 2158901058281) требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Указанное обращение рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В ходе проверки было установлено следующее.
Между ООО "Север +" (ИНН: 8911024280) и АО "Тюменская энергосбытовая компания" заключен договор энергоснабжения N1693-ТС от 01.07.2013 г. (договор является действующим по настоящее время).
Согласно Приложению N 2 к Договору "Перечень средств учета электрической энергии в точках поставки" на объекте ООО "Север+" ("Строительная площадка производственной базы") (далее - Объект) на вводном распределительном устройстве - 0,4кВ установлен счетчик зав. номер 009192057002724. Иных средств учета электрической энергии установлено не было.
"19" августа 2016 года филиалом АО "РСК Ямала" в Пуровском районе проведена проверка электроустановки, расположенной на Объекте, о чем был составлен акт осмотра вводного распределительного устройства.
Также по результатам проверки "19" августа 2016 года были составлены и направлены в адрес потребителя акты о бездоговорном и безучетном потреблении электроэнергии и расчеты объема безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии (письмо исх. N 04-05/910 от 14.10.2016).
Филиалом АО "РСК Ямала" в Пуровском районе в адрес ООО "Север +" направлен счет на оплату N94 от 06.10.2016 г. за бездоговорное потребление электроэнергии на сумму 452 704,30 (с НДС) и счет на оплату N93 от 06.10.2016 г. за технологическое отключение энергопринимающих устройств на сумму 9 643,58 (с НДС).
Указанные Акты был составлены с нарушением п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Из информации, предоставленной Филиалом АО "РСК Ямала" в Пуровском районе следует, что данные акты с приложениями в нарушение п. 192 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, несвоевременно были направлены ведущим юрисконсультом организации Харьковской В.В. в адрес ООО "Север+". Причины, по которым Харьковской В.В. были нарушены сроки, выяснить не представляется возможным ввиду увольнения данного сотрудника в феврале 2017 года.
Кроме того, сотрудники филиала АО "РСК Ямала" в Пуровском районе при составлении актов о неучтенном и бездоговорном потреблении электроэнергии не в полной мере учли требования п. 193 Основных положений, что выразилось в отсутствии в актах данных о контрольных показаниях счетчиков, причинах отказа представителя потребителя от подписи в актах, а также подписи второго незаинтересованного лица.
Причиной данного факта явилось то обстоятельство, что в этот же период времени сотрудники общества составляли акт осмотра вводного распределительного устройства на территории ООО "Север+" и производили незамедлительное отключение подачи электроэнергии в целях исключения возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан вследствие поражения электрическим током.
"27" февраля 2017 года в адрес филиала АО "РСК Ямала" поступило письмо ООО "Север+" (вх. N 02-01/325 от 27.02.2017) с просьбой обязать руководство ООО "Гидропожстрой", с которым у них закончился договор аренды производственной базы, оплатить счет за бездоговорное использование электроэнергии и срыв пломбы на электросчетчике, выявленные 19 августа 2016 года.
По мнению филиала АО "РСК Ямала" в Пуровском районе, данное обстоятельство указывает на признание руководством ООО "Север+" факта бездоговорного использования электроэнергии. Фактически данным письмом ООО "Север+" подтверждает факт бездоговорного потребления электроэнергии.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, безучетное потребление - это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности). "Бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, а также потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии
В соответствии с пунктом 192 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:
- гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;
- лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Пунктом 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составляемом в случае выявления бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться:
данные о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии;
дата введения полного ограничения режима потребления;
номера, место установки и показания приборов учета на дату и время введения полного ограничения режима потребления или дату и время предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии (если снятие таких показаний осуществлялось);
номера, место установки и показания приборов учета на дату и время составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии (если снятие таких показаний осуществляется);
дата предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии;
данные о способе и месте осуществления бездоговорного потребления электрической энергии;
объяснения лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;
замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
Анализ вышеназванных положений, позволяет сделать вывод о том, что филиалом АО "РСК Ямала" в Пуровском районе, акты о неучтенном потреблении электроэнергии и бездоговорном потреблении электроэнергии составлены с нарушениями обязательных требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
При таких обстоятельствах акты о неучтенном потреблении электроэнергии и бездоговорном потреблении электроэнергии составленные сетевой компанией 19.04.2016 г., не могут являться допустимым и достоверным доказательством факта и объема безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии (аналогичная позиция о недопустимости составления акта о безучетном потреблении электроэнергии в отсутствии потребителя содержится в определении от 10.06.2015 г. N 310-ЭС15-6593 Верховного суда Российской Федерации).
Таким образом, действия (бездействие) АО "Распределительная сетевая компания Ямала" в лице филиала АО "РСК Ямала" в Пуровском районе, выразившиеся в нарушении предусмотренного п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, порядка составления актов безучетного и бездоговорного потребления, приводят к ущемлению интересов ООО "Север+", поскольку влекут необоснованное предъявление платы за безучетное и бездоговорного потребление электроэнергии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" филиал АО "РСК Ямала" в Пуровском районе занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Пуровского района в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В связи с чем, в вышеуказанных действиях АО "Распределительная сетевая компания Ямала" в лице филиала АО "РСК Ямала" в Пуровском районе, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного издан приказ Управления от 19.09.2018 г. N42 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО "Распределительная сетевая компания Ямала" в лице филиала АО "РСК Ямала" в Пуровском районе части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в нарушении п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
О П Р Е Д Е Л И Л:
1. Назначить дело N 02-01/10/12-2018 к рассмотрению на 19.10.2018 года в 12 часов 00 мин. по адресу: ул. Губкина, д.13, г. Салехард, каб. 23.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 02-01/10/12-2018 в качестве:
- ответчика: АО "Распределительная сетевая компания Ямала" (ОГРН 1148901001094; ИНН 8901008899; КПП 890101001; 29008, ЯНАО, г. Салехард, улица республики, дом 67, офис 605) в лице филиала АО "РСК Ямала" в Пуровском районе (629850, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, микрорайон Геолог, д. 22 ГРН 2158901058281);
- заявителя: ООО "Север +" (629850, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геологов, д. 7, корпус 1, кв. 34 ОГРН 1098911000517; ИНН 8911024280; КПП 891101001)
3. Ответчику по делу о нарушении антимонопольного законодательства в срок до 17.10.2018 г. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов.
4. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства они имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
5. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с ч. 2 ст. 42.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства они имеют право на заявление отвода членам комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
6. Явка ответчика по делу и заявителя или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Председатель Комиссии "_".
ПРИКАЗ
о возбуждении дела
и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства
В соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
П Р И К А З Ы В А Ю
Возбудить дело N 02-01/10/12-2018 по признакам нарушения АО "Распределительная сетевая компания Ямала" (ОГРН 1148901001094; ИНН 8901008899; КПП 890101001; 29008, ЯНАО, г. Салехард, улица республики, дом 67, офис 605) в лице филиала АО "РСК Ямала" в Пуровском районе (629850, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, микрорайон Геолог, д. 22 ГРН 2158901058281) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Создать Комиссию по рассмотрению дела N 02-01/10/12-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
"_". - руководитель управления;
Члены Комиссии:
"_". - заместитель руководителя управления;
"_". - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
"_". - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
"_".- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы.
"_". - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы.
На период отсутствия Председателя комиссии, обязанности Председателя комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-01/10/12-2018 возложить на "_".- заместителя руководителя управления.
Контроль за ходом рассмотрения дела возложить на Председателя комиссии.
Основание: Заявление ООО "Север +" (вх. 4594 от 03.08.2018 г.)
Руководитель управления "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 сентября 2018 г. N 02-01/10/12-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.09.2018