Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Хакасского УФАС России от 31 августа 2018 года N 150 о возбуждении дела N 6-А-Т-18 и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения <_> (далее также - Общество, Сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении Сетевой организацией действий (бездействии) в нарушение законодательства в сфере электроэнергетики при проведении внеочередной проверки прибора учета электроэнергии на принадлежащем <_> объекте, расположенном по адресу: Республика Хакасия, <_>.
Основанием для возбуждения настоящего дела явилось выявление Хакасским УФАС России неправомерного составления <_> в отношении <_> акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления N 18.3-04-04 от 26.04.2018.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление <_> ( далее также Заявитель) о нарушении <_> антимонопольного законодательства при проведении очередной поверки прибора учета электроэнергии на принадлежащем Заявителю объекте, расположенном по адресу: Республика Хакасия, <_> и неправомерного (по мнению заявителя) составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления N 18.3-04-04 от 26.04.2018.
Из заявления <_> установлено следующее.
26.04.2018 без предварительного уведомления и допуска со стороны <_>, представителем <_> <_> была произведена проверка прибора учета электрической энергии Заявителя с составлением Акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления N 18.3-04-04 от 26.04.2018, согласно которому способом и местом осуществления безучетного потребления электрической энергии явилось истечение межповерочного интервала ТТ.
Характеристика расчётного прибора учёта: тип - меркурий 230 art-03 pqrsidn; номер: 15603435; показания: 1647,87; Iном, А: 5(75); Uном, В: 3х230/400; Дата гос. поверки III 2013; Дата след. гос. поверки III 2023; Класс точности 0,5S.
На основании вышеуказанного акта <_> произведен расчет объема потребления электрической энергии, согласно которому доначисление потребления электрической энергии <_> составил 300 000 кВт.ч в период с 01.05.2017 по 30.04.2018. Общий расход на 30.04.2018 составил 368,589кВт.ч. Итого к оплате с учетом задолженности: 2093346,60 руб.
Проверка прибора учета электроэнергии, принуждающего <_> проведена в присутствии представителя потребителя.
Согласно акту от 09.12.2013 на проведение инструментальной проверки/ замены средств измерения/ системы учета представителями <_>:
1. Инспектор УТЭЭ - <_>
2. Начальник УТЭЭ - <_>
В присутствии Представителя потребителя гл. энергетика - <_> на объекте "Дробильный комплекс", по адресу <_> определен прибор учета: тип - меркурий 230 art-03 pqrsidn; номер: 15603435; показания: 000000,2; Iном, А: 5(7,5); Uном, В: 3х230/400; Дата гос. поверки III 2013; Дата след. гос. поверки III 2023; Класс точности 0,5S.
Трансформаторы тока:
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263611; Дата гос. поверки III 2013; МПИ: 8 лет; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263610; Дата гос. поверки III 2013; МПИ: 8 лет; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263603; Дата гос. поверки III 2013; МПИ: 8 лет; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013.
Согласно Акту Ю N 06-05-08 от 16.09.2015 представителями <_> в присутствии гл. инженера <_> проведена проверка расчетных приборов учета на объекте "Дробильный комплекс", по адресу <_>, где определен прибор учета: тип - меркурий 230 art-03 pqrsidn; номер: 15603435; показания: 501,43; Iном, А: 5(7,5); Uном, В: 3х230/400; Дата гос. поверки III 2013; Дата след. гос. поверки III 2023; Класс точности 0,5S.
Трансформаторы тока:
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263611; Дата гос. поверки III 2013; дата следующей поверки III 2017; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263610; Дата гос. поверки III 2013; дата следующей поверки III 2017; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263603; Дата гос. поверки III 2013; дата следующей поверки III 2017; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013.
Согласно Акту Ю N 06-05-30 от 19.11.2016 представителями <_> в присутствии гл. инженера <_> проведена проверка расчетных приборов учета на объекте "Дробильный комплекс", по адресу <_>, где определен прибор учета: тип - меркурий 230 art-03 pqrsidn; номер: 15603435; показания: 733,66; Iном, А: 5(7,5); Uном, В: 3х230/400; Дата гос. поверки III 2013; Дата след. гос. поверки III 2023; Класс точности 0,5S.
Трансформаторы тока:
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263611; Дата гос. поверки III 2013; дата следующей поверки III 2017 ; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263610; Дата гос. поверки III 2013; дата следующей поверки III 2017; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263603; Дата гос. поверки III 2013; дата следующей поверки III 2017; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013.
Однако в соответствии с Свидетельством об утверждении типа средств измерений RU.C.34.A N 69719 - интервал между поверками трансформаторов тока Т-0,66УЗ и Т-0,66 М УЗ составляет 8 лет.
26.04.2018 генеральный директор <_> <_> обращается с заявлением в <_> о проведении внеплановой проверки системы учета; прибора(ов) учета, входящего(их) в состав измерительного комплекса или системы учета на объекте: "Дробильный комплекс", по адресу <_> в связи с заменой трансформаторов тока.
В соответствии с Актом Ю N 18.3-04-42А от 26.04.2018 представителями <_> в присутствии гл. инженера <_> генерального директора <_> проведена проверка расчетных приборов учета на объекте "Дробильный комплекс", по адресу <_>, где определен прибор учета: тип - меркурий 230 art-03 pqrsidn; номер: 15603435; показания: 1647,87; Iном, А: 5(7,5); Uном, В: 3х230/400; Дата гос. поверки III 2013; Дата след. гос. поверки III 2023; Класс точности 0,5S.
Трансформаторы тока:
- тип - Т-0,66 М УЗ; номер: 000765; Дата гос. поверки 16.01.2018; дата следующей поверки 16.01.2026; Класс точности 0,5S.
- тип - Т-0,66 М УЗ; номер: 263610; Дата гос. поверки 16.01.2018; дата следующей поверки 16.01.2026; Класс точности 0,5S.
- тип - Т-0,66 М УЗ; номер: 263603; Дата гос. поверки 16.01.2018; дата следующей поверки 16.01.2026; Класс точности 0,5S.
09.06.2018 <_> <_> в адрес генерального директора <_> <_> направлено письмо о перерасчете за апрель 2018 года.
Согласно данному письму объём электрической энергии в количестве 300000кВт.ч выставлен за апрель 2018 года, в рамках заключенного договора энергоснабжения от 20.04.2018 N М15380 по точке поставки глухая отпайка ВЛ-10 от присоединения на оп. N 21 (ф.62-17 ПС "Знаменка") определен по максимальной мощности 500 кВт с 01.04.2018 по 25.04.2018, в связи с истечением межповерочного интервала трансформаторов тока на системе учета N 15603435.
В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2.11.15, 2.11.16, 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, согласно которым потребитель обязан обеспечить исправное состояние всех средств измерений и учета электрической энергии. Ответственность за сохранность внешних элементов средств измерений и учета электрической энергии несет персонал, обслуживающий оборудование, на котором они установлены.
Согласно части 3 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках предусмотрены Основными положениями.
В силу пункта 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Согласно пункту 155 Основных положений собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.
Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Демонтаж прибора учета в целях осуществления его поверки производится в порядке, установленном в пункте 149 Основных положений.
В целях информирования собственника прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов сетевая организация при проведении проверки прибора учета уведомляет собственника такого прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов путем соответствующего указания в акте проверки прибора учета. Такое уведомление должно быть сделано, если до проведения очередной поверки прибора учета осталось менее 1 календарного года, и проведение проверки прибора учета до наступления срока проведения очередной поверки не планируется.
Срок межповерочного интервала у измерительных комплексов, установленных на объекте заявителя, истекает:
- прибор учета: тип - меркурий 230 art-03 pqrsidn; номе: 15603435; Дата гос. поверки III 2013; Дата след. гос. поверки III 2023; Класс точности 0,5S.
Трансформаторы тока:
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263611; Дата гос. поверки III 2013; МПИ: 8 лет; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263610; Дата гос. поверки III 2013; МПИ: 8 лет; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263603; Дата гос. поверки III 2013; МПИ: 8 лет; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013.
Пунктом 167 Основных положений предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями требований, определяющих порядок учета электрической энергии (мощности), условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В разделе Х Основных положений предусмотрены два вида мероприятий, проводимых сетевой организацией в отношении приборов учета электрической энергии: проверка правильности снятия показаний расчетных приборов учета (контрольное снятие показаний), которая регулируется пунктами 169-171 Основных положений, и проверка расчетных приборов учета, регулируемая пунктами 172-178 Основных положений.
Согласно пункту 169 Основных положений сетевая организация проводит контрольное снятие показаний в соответствии с разработанным ею планом-графиком проведения контрольного снятия показаний. Такой план-график сетевая организация составляет в отношении точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации. План-график проведения контрольного снятия показаний сетевая организация доводит до сведения гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в отношении тех точек поставки потребителей, обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). Порядок проведения контрольных мероприятий прописан в основных положениях.
Пунктом 170 Основных положений предусмотрено, что в случае если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам (энергетическим установкам, объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет их собственнику уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска.
В соответствии с пунктом 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в пункте 173 Основных положений, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.
В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет проверки приборов учета в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для их проведения сетевой организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам установлено, что <_> не осуществило соблюдение плана проведения ежегодных проверок приборов учета на объекте заявителя. Дата проведения проверки 21.09.2017 (график проверки систем учета электроэнергии у юридических лиц Боградского РЭС в сентябре 2017 года).
В соответствии с пунктом 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.
В связи с тем, что прибор учета электроэнергии заявителя установлены в трансформаторный подстанции, принадлежащих потребителю, у сетевой организации возникает необходимость в получении допуска у потребителя, а согласно пункту 177 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, сетевой организации необходимо уведомить собственника о необходимости обеспечения допуска. Однако соответствующих уведомлений <_> в адрес заявителя материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 196 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление и лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) (пункт 2 Основных положений).
Оценив документальные доказательства, прихожу к выводу о неправомерном составлении <_> в отношении <_> акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) N 18.3-04-04 от 26.04.2018.
Таким образом, в действиях <_> имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктами 3.50-3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 прошу провести внутриведомственную правовую экспертизу и принять решение о возможности возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении <_> по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции а именно:
- неосуществление ежегодных проверок приборов учета электроэнергии на объектах заявителей согласно графику;
- проведении проверок приборов учета электроэнергии, установленного на объекте заявителя, без предварительного уведомления заявителя о проведении проверки (с нарушением порядка, определенного Основными положениями);
- в неправомерном доначислении заявителю объемов потребления электрической энергии в связи с истечением у приборов учета, установленных на объекте заявителя, срока межповерочного интервала, результатом чего явилось ущемление интересов <_>.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 6-А-Т-18 к рассмотрению на 05.10.2018 в 14 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, 3, кабинет 309.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя: <_> (655340, Республика Хакасия, <_>, далее также - Заявитель).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика <_> (далее также - Общество, Сетевая организация).
4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах <_>.
5. Заявителю в срок до 24.09.2018 предоставить в адрес Хакасского УФАС России сведения и документы, имеющие значение для рассмотрения дела (кроме представленных ранее).
6. <_> в срок до 24.09.2018 предоставить в адрес Хакасского УФАС России следующие сведения и документы:
- письменные пояснения касательно срока межповерочного интервала Трансформаторов тока с документальным подтверждением;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263611; Дата гос. поверки III 2013; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263610; Дата гос. поверки III 2013; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013;
- тип - Т-0,66 УЗ; номер: 263603; Дата гос. поверки III 2013; Класс точности 0,5S, год изготовления: 2013.
- письменные пояснения по вопросу несоответствия сроков межповерочного интервала трансформаторов тока, указанных в актах N Ю(РСК) от 09.12.2013, N Ю 06-05-08 от 16.09.2015, N Ю 06-05-30 от 19.11.2016.
- перечень выполненных Сетевой организацией мероприятий по плановой и внеплановой проверки расчетных приборов учета электроэнергии на упомянутых объектах Заявителя, документальное подтверждение соблюдения порядка и сроков их выполнения в ходе проведения проверки 26.04.2018;
- акты ввода в эксплуатацию расчетных приборов учета электроэнергии на объектах Заявителя;
- письменные пояснения по вопросу проведении проверки приборов учета электроэнергии, установленного на объекте заявителя, без предварительного уведомления заявителя о проведении проверки;
- иные имеющиеся в распоряжении <_> сведения и документы, относящиеся к рассматриваемым обстоятельствам.
7. <_> в срок до 24.09.2018 предоставить в адрес Хакасского УФАС России сведения и документы касательно рассматриваемой ситуации с письменным обоснованием своей правовой позиции.
8. Лица, участвующие в деле вправе представить в адрес Хакасского УФАС России иные документы и письменные пояснения, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.
Представленные документы должны быть оформлены надлежащим образом: подписаны и заверены в установленном порядке. Согласно положениям ч. 2 ст. 45.1 Закона о защите конкуренции каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.
Явка лиц, участвующих в деле, либо их представителей обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и полномочия.
Непредставление или несвоевременное представление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), а равно представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечет ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 6 сентября 2018 г. N 6-А-Т-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.09.2018