Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, руководитель управления Гречишникова Е.А., рассмотрев материалы о распространении рекламы финансовых услуг без указания лица, оказывающего данные услуги, а также всех условий, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица,
У С Т А Н О В И Л А:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в сентябре 2018 года установлено, что при входе в офис "Взаймы" расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, в районе д. 149 Б (за остановкой "Парк Победы") размещается информация следующего содержания: "Взаймы - от 0,5% *без страховок *без обмана *без комиссий 8-800-550-13-68", за офисом размещена следующая информация: "Деньги без лишней головной боли. *без страховок *без обмана", "Удобно за 15 мин. Легко по паспорту. Доступно наличные. Честно. быстро".
Лицом, в чьих интересах распространяется вышеуказанная реклама, является ООО "Микрокредитная компания "БАСС" (ОГРН 1176820001621 ИНН/КПП 6829129864/682901001, 392036, г. Тамбов, ул. Носовская, д. 3 Д, ком. 304).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация направлена на привлечение внимания к услугам предоставления займа, оказываемым ООО "Микрокредитная компания "БАСС", формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным условиям предоставления займа, следовательно, является рекламой финансовых услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
При этом, как отмечено в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В вышеуказанной рекламе сообщается, что деньги выдаются по ставке от 0,5 %, при этом в рекламе отсутствуют остальные условия, определяющие фактическую стоимость услуги займа и влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Таким образом, в вышеуказанной рекламе содержатся признаки нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
С учётом изложенного, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года N 508,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
1. Возбудить производство по делу N Р-38/18 по признакам нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
2. Признать лицом, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО "Микрокредитная компания "БАСС" (ОГРН 1176820001621 ИНН/КПП 6829129864/682901001, 392036, г. Тамбов, ул. Носовская, д. 3 Д, ком. 304).
3. Назначить дело N Р-38/18 к рассмотрению на 4 октября 2018 года в 10-00 часов по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, 1 (3-й этаж, левое крыло, комната N 355).
4. ООО "Микрокредитная компания "БАСС" в срок до 26 сентября 2018 года представить в Тамбовское УФАС России следующие документы и информацию (копии должны быть надлежащим образом заверены):
надлежащим образом заверенные копии всех документов и материалов (договоры, акты выполненных работ, платежные документы, макеты), связанных с изготовлением и размещением рассматриваемой рекламы;
копии заключенных договоров (количество - 3шт.) на услуги займа от 0,5 % без индивидуализированных данных;
период распространения рекламы;
полную информацию обо всех условиях выдачи займов;
информацию о других местах распространения рассматриваемой рекламы;
правила предоставления займов в ООО "Микрокредитная компания "БАСС";
письменные объяснения о причинах распространения рекламы займа от 0,5 % без указания лица, оказывающего услуги по предоставлению займа, а также всех условий, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее.
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "Микрокредитная компания "БАСС" или его представителя (с подлинными доверенностями на участие в рассмотрении дела), для участия в рассмотрении дела обязательна.
Представитель при себе должен иметь документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие полномочия лица, выдавшего доверенность.
Обязанность предоставления в антимонопольный орган информации, в том числе составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, установлена статьей 34 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Дополнительно сообщаем, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Исп. Мясникова Алена Николаевна, т. (4752) 72-93-54.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 сентября 2018 г. N Р-38/18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.09.2018