По результатам рассмотрения обращения Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург- Мурманск Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор "Кола"), поступившего из Прокуратуры Прионежского района (вх.N219 от 18.01.2019), по факту нарушения Администрацией Прионежского муниципального района законодательства в сфере наружной рекламы в части непринятия мер по демонтажу рекламной конструкции, расположенной в придорожной полосе на участке автомобильной дороги Р-21 "Кола" на км 439+150 справа (кадастровый номер 10:20:0015515:29) установлено следующее.
В ходе проверки по определению законности установки и эксплуатации рекламных конструкций в полосе отвода и придорожных полосах автомобильной дороги федерального значения Р-21 "Кола", проходящей на территории Прионежского района, проведенной ФКУ Упрдор "Кола", выявлены нарушения в установке рекламной конструкции на км 439+150, а именно п.8 статьи 26 ФЗ от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в ФР и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"; установлено, что владельцем рекламной конструкции также нарушены требования технических норм, а именно раздела 5 ГОСТ 33027-2014.
ФКУ Упрдор "Кола" по результатам проверки были подготовлены и направлены информационные письма в Администрацию Прионежского района (далее - Администрация) и ГИБДД Прионежского района для принятия мер по демонтажу незаконно установленной рекламной конструкции на данном участке автомобильной дороги.
В частности, письмом от 12.04.2018 исх.NИ-1096 ФКУ Упрдор "Кола" проинформировало Администрацию о выявленном нарушении и необходимости принятия в пределах предоставленных полномочий мер по демонтажу рекламной конструкции в придорожной полосе автомобильной дороги Р-21 "Кола".
Письмом исх.NИ-1363 от 04.05.2018 ФКУ Упрдор "Кола" произвело повторное информирование Администрации о необходимости принятия мер реагирования.
18.05.2018 исх.N4215/08/1-11 Администрация уведомила ФКУ Упрдор "Кола" о направлении владельцу рекламной конструкции (Кюроеву М.А.), расположенной в придорожной полосе автомобильной дороги Р-21 "Кола" на км 439+150 справа (КН 10:20:0015515:29) предписания о демонтаже установленной рекламной конструкции.
05.09.2018 за исх.NИ-2855 ФКУ Упрдор "Кола" указало Администрации на факт неисполнения ИП Кюроевым М.А. предписания о демонтаже рекламной конструкции, в связи с чем просило обязать законного владельца недвижимого имущества (ИП Аллахвердиева Б.Б.), к которому присоединена рекламная конструкция, осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.
Письмом исх.N7601/08/1-11 от 20.09.2019 Администрация направила ИП Аллахвердиеву Б.Б. предписание о демонтаже незаконно установленной в придорожной полосе рекламной конструкции. Предписание не исполнено.
Согласно письменным пояснения Администрации (вх.N437 от 01.02.2019), собственником рекламной конструкции, расположенной на участке автомобильной дороги Р-21 "Кола" на км 439+150 справа (кадастровый номер 10:20:0015515:29), является ИП Кюроев Михаил Александрович. Указанная рекламная конструкция в схему размещения рекламных конструкций на территории Прионежского муниципального района не включена. Заявление о включении рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций в Администрацию не поступало; разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции отсутствует. Заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в Администрацию также не поступало. Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 10:20:0015515:29 не заключен. (вышеуказанный земельный участок в реестре муниципального имущества Прионежского муниципального района не числится).
Владельцу рекламной конструкции ИП Кюроеву М.А. направлено предписание о сносе рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания (исх. от 18.05.2018N4213/08/1-11); в связи с неисполнением вышеуказанного предписания собственником рекламной конструкции, владельцу земельного участка Аллахвердиеву Б.Б. направленно предписание о демонтаже рекламной конструкции (исх. от 20.09.2018 N 7601/08/1-1 Г). На основании выписки из ЕГРН собственником земельного участка с 12.11.2018 является Аллахвердиева Н.Г. Новому собственнику недвижимого имущества направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции. В настоящее время рекламная конструкция не демонтирована.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ФЗ "О рекламе"), установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 5.8 статьи 19 ФЗ "О рекламе", органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
В силу части 9 статьи 19 ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О рекламе" и отдельные законодательные акты РФ" с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
В соответствии с частью 10 статьи 19 ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно частям 21 - 21.3 статьи 19 ФЗ "О рекламе" владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция.
В случае если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Таким образом, в ФЗ "О рекламе" установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.
Следует учитывать, что выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном ФЗ "О рекламе", является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.
Исходя из содержания положений части 21 и части 21.1 статьи 19 ФЗ "О рекламе", владелец рекламной конструкции/собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления о демонтаже рекламной конструкции.
В рассматриваемом случае, Администрация выдала владельцу рекламной конструкции ИП Кюроеву М.А. предписание о демонтаже рекламной конструкции 18.05.2018, по состоянию на 19.06.2018 (истечение месяца со дня выдачи предписания) рекламная конструкция не демонтирована.
При этом, собственнику рекламной конструкции и владельцу земельного участка Аллахвердиеву Б.Б. предписание о демонтаже рекламной конструкции направлено только 20.09.2018. По состоянию на 21.10.2018 (истечение месяца) предписание не исполнено.
Несмотря на смену собственника земельного участка (на котором размещена рекламная конструкция), которая произошла с 12.11.2018, в силу положений частей 21-21.3 статьи 19 ФЗ "О рекламе", у Администрации с 21.10.2018 возникла обязанность по демонтажу рекламной конструкции за счет средств местного бюджета.
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что с момента первого информирования ФКУ Упрдор "Кола" Администрации о факте незаконного размещения рекламной конструкции (исх. от 12.04.2018) и по настоящее время Администрация, орган местного самоуправления, осуществляла исключительно направление предписаний в адрес хозяйствующих субъектов (без надлежащего контроля за их исполнением). Указанные предписания выносились только после неоднократных обращений ФКУ Упрдор "Кола".
Фактически Администрация не предпринимала никаких активных действий, направленных на демонтаж незаконно размещенной рекламной конструкции, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления своих публичных функций в сфере наружной рекламы.
С момента получения информации о факте незаконно размещенной рекламной конструкции и по настоящее время, то есть с 12.04.2018 по 11.02.2019, рекламная конструкция не демонтирована.
После получения запроса Карельского УФАС России (от 22.01.2019) 28.01.2019 Администрация выдала предписание о демонтаже новому собственнику земельного участка. При этом, "в случае неисполнения предписания собственником земельного участка Администрация планирует обратиться с исковым заявлением в суд с требованием демонтировать рекламную конструкцию".
Вместе с тем, п. 21 статьи 19 ФЗ "О рекламе" в редакции от 07.05.2013 и введенными в действие Законом N 98-ФЗ п. 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 ФЗ "О рекламе" установлена обязанность выдачи органом местного самоуправления предписания о демонтаже рекламной конструкции ее собственнику; обязанность собственника конструкции в месячный срок демонтировать конструкцию со дня выдачи ему предписания; при невыполнении собственником обязанности по демонтажу в месячный срок орган местного самоуправления принимает соответствующие меры по демонтажу.
Пункт 22 статьи 19 ФЗ "О рекламе" в ранее действовавшей редакции (до 08.05.2013) предусматривалось, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляются за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому она была присоединена. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Таким образом, ранее законодатель определял принудительный демонтаж рекламной конструкции на основании решения суда.
Законом N 98-ФЗ с 08.05.2013 внесены изменения в статью 19 ФЗ "О рекламе", п. 22 которой предусматривает, что решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, ее демонтаж могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа.
Таким образом, статья 19 ФЗ "О рекламе" в редакции от 07.05.2013 не предусматривает такого способа защиты права, как демонтаж рекламной конструкции на основании решения суда.
Изменения, внесенные Законом N98-ФЗ, направлены на упрощение правил демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций, - без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления.
Поскольку факт размещения незаконной конструкции выявлен в 2018 году, то есть после вступления в силу изменений в ФЗ "О рекламе", данные изменения подлежат применению к спорным правоотношениям.
Демонтаж рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек, в случае, определенном ФЗ "О рекламе", должен быть осуществлен в разумный срок, необходимый для организации соответствующих работ.
Указанная позиция отражена в письме ФАС России от 20.08.2014 NАК/33600/14 "О порядке демонтажа рекламных конструкций", при этом, по мнению ФАС России, вышеуказанный разумный срок, начинает исчисляться с момента выявления органом местного самоуправления рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек.
Рассматриваемая рекламная конструкция эксплуатируются хозяйствующим субъектом в нарушение требований, установленных статьей 19 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые (ое) приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Положения статьи 19 ФЗ "О рекламе" свидетельствуют о том, что действия по демонтажу рекламных конструкций в случае, установленном Законом, является не правом органа местного самоуправления, а входит в круг его обязанностей, деятельность по демонтажу выполняется в рамках осуществления публичных функций органа местного самоуправления.
Администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления несет ответственность за надлежащее осуществление публичных функций, в том числе за обеспечение демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций в разумный срок, необходимый для организации соответствующих работ.
Администрацией допущено бездействие по демонтажу рекламной конструкции в порядке части 21.2 статьи 19 ФЗ "О рекламе".
Поскольку вышеуказанная рекламная конструкция эксплуатируется с нарушением требований ФЗ "О рекламе" (не включена в схему, отсутствует соответствующее разрешение) бездействие Администрации создает дискриминационные условия на рынке услуг по распространению наружной рекламы на территории Прионежского муниципального района, приводит или может привести к предоставлению преимущества хозяйствующим субъектам, незаконно установившим и эксплуатирующим рекламные конструкции и, однозначно, в силу законодательного определения, может привести к негативным последствиям для конкуренции.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в бездействии органа местного самоуправления в части невыполнения обязанности по демонтажу незаконно установленной рекламной конструкции, расположенной на территории Прионежского района.
В силу положений части 1 статьи 391 ФЗ "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Основанием для выдачи предупреждения является выявление признаков нарушения статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" (часть 2 статьи 391 ФЗ "О защите конкуренции").
Учитывая изложенное, на основании статьи 391 ФЗ "О защите конкуренции" Карельское УФАС России предупреждает о необходимости в срок до 22 марта 2019 года совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия предусмотренных статьей 19 ФЗ "О рекламе" мер, направленных на демонтаж рекламной конструкции, установленной на участке автомобильной дороги Р-21 "Кола" на км 439+150 справа (КН 10:20:0015515:29).
О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих исполнение предупреждения документов).
Частью 5 ст. 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
В соответствии с ч. 7 ст.39.1 ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Руководитель управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 22 февраля 2019 г. N 010/01/15-88/2019 (ключевые темы: предписание - законный владелец - защита конкуренции - органы местного самоуправления - демонтаж)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.02.2019