В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "ТелКом" (далее - ООО "ТелКом", Заявитель) вх. N 14438 о недобросовестных конкурентных действиях общества с ограниченной ответственностью "Нью Нэт" (далее - ООО "Нью Нэт"), выразившихся в распространении в сети "Интернет" недостоверных сведений относительно качества оказываемых Заявителем услуг.
Из заявления следует, что ООО "ТелКом" и ООО "Нью Нэт" осуществляют деятельность по предоставлению услуг связи на базе проводных технологий на одной территории в поселке Первомайский. В социальной сети "ВКонтакте" создано сообщество (группа) "Подслушечка Первомайский" https://vk.com/maydaygossip для общения жителей поселка и сбора полезной информации. 16 октября 2018 года администратором группы "Подслушечка Первомайский" был размещен пост с опросом "Как вам качество связи интернет провайдера ТЕЛКОМ Еманжелинск в Первомайском", в комментариях к которому от 21:29, 21:52, 19:58 <_> ООО "Нью Нэт" <_> размещена негативная информации о работе Заявителя со сведениями: "более 80 % негативных отзывов, а в некоторых случаях злости абонентов", "создавая помехи более крупным операторам", "на проблемы абонентов плевать", "бесплатное переключение с недобросовестных операторов" и т.п.
С целью проверки фактов, изложенных в заявлении ООО "ТелКом" Челябинское УФАС России направило запрос в ООО "Нью Нэт".
ООО "Нью Нэт" в письме вх. N 17363 от 14.12.2018 указало, что осуществляет свою деятельность в поселке Первомайский, а также в городе Копейске. Компания занимается предоставлением услуг связи по технологии GRON. Cообщество "Подслушечка Первомайский" является доской бесплатных объявлений, договоры на размещение рекламы обществом не заключались, оплата не производилась. Размещением сообщений на данной доске объявлений занимается на свое усмотрение администратор сообщества - <_>. В договорных отношениях ООО "Нью Нэт" и <_> не состоят. Пользователем <_> было высказано его личное мнение относительно голосования в сообществе. Мнение ООО "Нью Нэт" относительно других компаний в сети Интернет никогда не озвучивалось. <_> участие в оперативной деятельности компании не принимает, какой-либо должности в обществе не занимает. Адрес страницы <_> принадлежит <_>, ответственность за все высказывания с данной страницы несет физическое лицо. ООО "Нью Нэт" пояснило, что подключение абонентов осуществляет на платной основе. Стоимость подключения по сети технологии GRON при длине оптической линии до 200 метров составляет 2500 рублей, согласно прейскуранту, утвержденному генеральным директором общества от 01.09.2018.
Рассмотрев обстоятельства и факты, содержащиеся в заявлении, а также имеющиеся материалы Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.
Заявитель зарегистрирован 10.11.2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области; основным видом деятельности является деятельность в области связи на базе проводных технологий.
ООО "Нью Нэт" зарегистрировано 13.06.2018 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области; основным видом деятельности является деятельность в области связи на базе проводных технологий. Директром общества является <_>, учредители <_>
Согласно пункту 4 статьи Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Из пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу указанных положений Заявитель и ООО "Нью Нэт" являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (рынок по предоставлению услуг связи на базе проводных технологий), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.
Согласно статье 14 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
Под распространением информации понимаются любые действия, в результате которых информация стала известна третьим лицам (хотя бы одному).
Ложность означает полное несоответствие информации действительному положению дел.
Искаженность - интерпретация хозяйствующим субъектом информации о существующем или состоявшемся факте, действии, событии применительно к хозяйствующему субъекту - конкуренту в такой форме, которая приведет к ее неверному, негативному восприятию третьими лицами, включая потребителей.
Неточность - это распространение хозяйствующим субъектом информации о хозяйствующем субъекте - конкуренте не в полном объеме, что не позволяет всесторонне ее воспринять, получить исчерпывающе верное представление об излагаемых факте, действии или событии применительно к данному хозяйствующему субъекту.
Как указано в п. 9.1 письма ФАС России от 24 декабря 2015 г. N ИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета", дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации.
Информация, присутствующая в сети "Интернет" в социальной сети "В контакте" в сообществе "Подслушечка Первомайский" https://vk.com/maydaygossip в комментариях к посту "Как вам качество связи интернет провайдера ТЕЛКОМ Еманжелинск в Первомайском" от 16.10.2018 в 21:29, 21:52, 19:58 в совокупности воспринимается, как дискредитирующая услуги, оказываемые Заявителем.
Так, из скрин-шотов страниц сообщества "Подслушечка Первомайский" https://vk.com/maydaygossip, представленных Заявителем и актов осмотра, составленных специалистами Челябинского УФАС России усматривается, что в комментариях пользователя <_> к посту "Как вам качество связи интернет провайдера ТЕЛКОМ Еманжелинск в Первомайском" от 16.10.2018 присутствует информация:
"более 80 % негативных отзывов, а в некоторых случаях злости абонентов";
"создавая помехи более крупным операторам";
"на проблемы абонентов наплевать (мнение огромного количества абонентов);
"_обещаю в ближайшее время опубликовать некоторые факты о работе провайдера, с фотоотчетом, чтобы люди могли понять, с кем они эти годы работали, пока не появилась достойная конкуренция";
"бесплатное переключение с недобросовестных операторов".
Данная информация содержит утверждение о фактах (80 % негативных отзывов; создавая помехи крупным операторам; мнение огромного количества абонентов о наплевательском к ним отношении, недобросовестный оператор) соответствие действительности которых можно проверить.
Вместе с тем, документов и сведений, подтверждающих соответствие действительности распространённой информации в комментариях пользователя "Иван Казаков" не содержится, в антимонопольный орган не поступило от ООО "Нью Нэт".
Из представленной ООО "ТелКом" книги отзывов и предложений не усматривается наличие каких-либо негативных отзывов потребителей о работе данного оператора. ООО "ТелКом" представило благодарности главы Еманжелинского муниципального района за 2017-2018 гг. в адрес общества за высокие результаты профессиональной деятельности.
Страница пользователя <_> принадлежит <_>, <_> ООО "Нью Нэт", что усматривается из письма ООО "Нью Нэт" вх. N 17363 от 14.12.2018.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителем ООО "Нью Нэт" является <_>
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:
1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);
5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства).
В соответствии с протоколом N 1 общего собрания учредителей ООО "Нью Нэт" от 07 июня 2018 года доля <_> в уставном капитале общества составляет 50 %. По предложению <_> избран единоличный исполнительный орган общества директор <_> В связи с этим, в силу статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" ООО "Нью Нэт" и <_> входят в группу лиц.
Из актов осмотра сообщества "Подслушечка Первомайский" https://vk.com/maydaygossip, составленных специалистами Челябинского УФАС России усматривается, что в данной группе 20.08.2018, 08.10.2018. 11.10.2018, сначала размещались посты с информацией об услугах ООО "Нью Нэт" о подключении Интернета.
Затем 16.10.2018 был размещен пост "Как вам качество связи интернет провайдера ТЕЛКОМ Еманжелинск в Первомайском".
Присутствующая в комментариях пользователя <_> к данному посту информация: "ООО "ТелКом", мы как и указано на сайте имеем опыт работы в сфере провайдерской деятельности_работали под другим брендом, который и сейчас продолжает работать почти по всей Челябинской области_ у нас работают лучшие специалисты_под данным брендом мы решили сделать для жителей поселка Первомайский наиболее выгодные условия_в том числе и бесплатное переключение с недобросовестных операторов_" позволяет сделать выводы, что данные высказывания не являются частным мнением простого потребителя, выраженном в комментарии к посту, опубликованному в Интернете, в ходе широкого обсуждения, а является мнением лица имеющего принадлежность к иной компании - конкуренту, работающему на том же рынке в п. Первомайский, в данном случае ООО "Нью Нэт".
Посты (реклама) с информацией об услугах ООО "Нью Нэт" размещаются в сообществе "Подслушечка Первомайский" https://vk.com/maydaygossipи и в настоящее время (31.01.2019, 03.02.2019, 04.02.2019, 05.02.2019, 06.02.2019), что подтверждается актом осмотра, составленном специалистами Челябинского УФАс России. Информация об услугах иных Интернет-провайдеров, в том реклама ООО "Телком" в указанном сообществе не распространяется.
Действия группы лиц, ООО "Нью Нэт" и <_>, выразившиеся в распространении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети "В контакте" в сообществе "Подслушечка Первомайский" https://vk.com/maydaygossip комментариев к посту "Как вам качество связи интернет провайдера ТЕЛКОМ Еманжелинск в Первомайском" от 16.10.2018, информация в которых в совокупности воспринимается как дискредитирующая осуществляемую Заявителем деятельность, свидетельствуют о наличии признаков нарушения пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно пункту 4 статьи 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в том числе в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети "В контакте" в сообществе "Подслушечка Первомайский" https://vk.com/maydaygossip в комментариях пользователя <_> к посту "Как вам качество связи интернет провайдера ТЕЛКОМ Еманжелинск в Первомайском" от 16.10.2018 содержится информация о бесплатном переключении с других операторов.
Сведения о бесплатном переключении ООО "Нью Нэт" абонентов с других операторов не находят документального подтверждения. Так, прейскурант цен, представленный ООО "Нью Нэт" не содержит сведений об услугах по переключению с других операторов, услуга подключения для физических лиц платная и составляет от 2500 рублей.
В действиях группы лиц, ООО "Нью Нэт" и <_> общества <_> по распространению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети "В контакте" в сообществе "Подслушечка Первомайский" https://vk.com/maydaygossip комментариев к посту "Как вам качество связи интернет провайдера ТЕЛКОМ Еманжелинск в Первомайском" от 16.10.2018 с информацией о бесплатном переключении с других операторов содержатся признаки нарушения пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции".
В указанных действиях ООО "Нью Нэт" и <_> общества <_> содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции:
1. Действия ООО "Нью Нэт" и учредителя общества <_> направлены на получение преимуществ над конкурентами, поскольку способствуют привлечению внимания потенциальных и действующих клиентов к услугам, оказываемым непосредственно ООО "Нью Нэт".
2. Такие действия противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота.
3. Действия ООО "Нью Нэт" и учредителя общества <_> способны нанести убытки Заявителю ввиду перераспределения спроса на оказываемые услуги, и, как следствие, уменьшения уровня дохода, по отношению к уровню дохода при воздержании их от указанных действий.
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В связи с наличием в рассматриваемых действиях ООО "Нью Нэт" признаков нарушения пункта 1 статьи 14.1, пункта 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО "Нью Нэт" о необходимости прекращения указанных действий, для чего указанному лицу необходимо в срок до 13 марта 2019 года совершить действия по прекращению нарушения путем удаления в социальной сети "В контакте" в сообществе "Подслушечка Первомайский" https://vk.com/maydaygossip в комментариях <_> к посту "Как вам качество связи интернет провайдера ТЕЛКОМ Еманжелинск в Первомайском" от 16.10.2018 информации:
"более 80 % негативных отзывов, а в некоторых случаях злости абонентов";
"создавая помехи более крупным операторам";
"на проблемы абонентов наплевать (мнение огромного количества абонентов);
"_обещаю в ближайшее время опубликовать некоторые факты о работе провайдера, с фотоотчетом, чтобы люди могли понять, с кем они эти годы работали, пока не появилась достойная конкуренция";
"бесплатное переключение с недобросовестных операторов".
О принятых мерах по устранению признаков нарушения пункта 1 статьи 14.1, пункта 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции и о выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (в том числе, акты осмотра сайта, надлежащим образом заверенные скриншоты сайта и т.д.).
В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.
Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Заместитель руководителя-
начальник отдела <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 февраля 2019 г. N 01-08/2019 (ключевые темы: антимонопольный орган - закон о защите конкуренции - хозяйственное партнерство - нарушение антимонопольного законодательства - товарный рынок)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.02.2019