Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу Ассоциации "Южархеология" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении запроса предложений в электронной форме N 42/ЗПЭ-ДКРС/18 на право заключения договора на выполнение спасательных археологических полевых работ (раскопки) на территории объектов культурного наследия (памятников археологии), расположенных в зоне строительства по объекту: "Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Тихорецкая(искл.) - Газырь(вкл.)" (извещение N 31806978821), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба Ассоциации "Южархеология" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме N 42/ЗПЭ-ДКРС/18 на право заключения договора на выполнение спасательных археологических полевых работ (раскопки) на территории объектов культурного наследия (памятников археологии), расположенных в зоне строительства по объекту: "Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск- Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Тихорецкая(искл.) - Газырь(вкл.)" (извещение N 31806978821) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
1. 28.09.2018 в ЕИС размещено извещение и документация к извещению о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
2. дата окончания подачи заявок - 10.10.2018;
3. дата рассмотрения заявок - 17.12.2018;
4. дата подведения итогов - 24.12.2018;
начальная (максимальная) цена договора: 53 691 841 рубль;
на участие в Запросе предложений подано 5 заявок, из них 2 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно не принято решение о признании Заявителя победителем Запроса предложений.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
29.11.2018 Комиссией ФАС России рассмотрена жалоба на действия Заказчика, неправомерно обеспечившего возможность отзыва заявки Ассоциации "Южархеология" и, как следствие, неправомерного принятия решения, согласно которому Запрос предложений признан несостоявшимся (далее - Жалоба 1).
По результатам рассмотрения Жалобы 1 Комиссия ФАС России приняла решение о признании Жалобы 1 обоснованной.
На основании принятого Комиссией ФАС России решения от 29.11.2018 N 223-ФЗ-880/18, Заказчику было выдано предписание, в соответствии с которым Заказчику было предписано:
Отменить протокол вскрытия окончательных предложений от 23.10.2018 N 42/ЗПЭ-ДКРС/18/3, протокол рассмотрения и оценки окончательных предложений от 07.11.2018 N 42/ЗПЭ-ДКРС/18/4, итоговый протокол от 08.11.2018 N 476, составленные в ходе проведения закупки, уведомить участников закупки об отмене протоколов;
Назначить новую дату подачи и рассмотрения окончательных ценовых предложений, новую дату подведения итогов Запроса предложений, уведомить участников Запроса предложений о новой дате подачи и рассмотрения окончательных ценовых предложений, новой дате подведения итогов Запроса предложений.
Согласно сведениям, представленным в ЕИС, предписание от 29.11.2018 N 223-ФЗ-880/18 исполнено в полном объеме.
14.01.2019 Комиссией ФАС России рассмотрена жалоба на действия Заказчика, неправомерно принявшего решение о проведении переторжки (далее - Жалоба 2).
По результатам рассмотрения Жалобы 2 Комиссия ФАС России приняла решение о признании Жалобы 2 обоснованной.
На основании принятого Комиссией ФАС России решения от 14.01.2019 N 223-ФЗ-21/19, Заказчику было выдано предписание, в соответствии с которым Заказчику предписано отменить протокол проведения переторжки от 28.12.2018 N 42/ЗПЭ-ДКРС/18, составленный в ходе проведения закупки, уведомить участников закупки об отмене протокола.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что протоколом рассмотрения и оценки окончательных предложений от 24.12.2018 N 42/ЗПЭ-ДКРС/18/4 окончательное предложение участника ООО "Георесурс-КБ" признано соответствующим требованиям Документации.
При этом согласно пункту 7.11.19 Документации, в случае если только одно окончательное предложение признано соответствующим условиям, изложенным в Документации, участник, подавший это окончательное предложение, признается победителем Запроса предложений.
Учитывая изложенное, по итогу исполнения предписания от 14.01.2019 N 223-ФЗ-21/19 протоколом подведения итогов Запроса предложений от 05.02.2019 N 485 ООО "Георесурс-КБ" признан победителем Запроса предложений со стоимостью предложения 37 528 422,07 рубля.
Вместе с тем, решением Комиссии ФАС России от 29.11.2018 N 223-ФЗ-880/18 в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, а именно:
1) Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии опыта по фактически выполненным спасательным археологическим полевым работам;
2) Заказчиком неправомерно установлено требование, согласно которому Заказчик вправе запрашивать у участников закупки информацию;
3) Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора из ограниченного списка банков, а также возможности согласования банковской гарантии с Заказчиком;
Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении сведений о цепочке конечных бенефициаров.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Ассоциация "Южархеология" (ИНН: 6164264010, ОГРН: 1106450002020) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении запроса предложений в электронной форме N 42/ЗПЭ-ДКРС/18 на право заключения договора на выполнение спасательных археологических полевых работ (раскопки) на территории объектов культурного наследия (памятников археологии), расположенных в зоне строительства по объекту: "Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск- Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Тихорецкая(искл.) - Газырь(вкл.)" (извещение N 31806978821) необоснованной.
Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятыми решениями от 29.11.2018 N 223-ФЗ-880/18, от 21.02.2019 N 223-ФЗ-206/19.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
2019-22568(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 февраля 2019 г. N 223-ФЗ-206/19 (ключевые темы: запрос предложений - закупки товаров, работ и услуг - положение о закупке - участники закупок - железнодорожный транспорт)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.02.2019