Я, заместитель руководителя Московского УФАС России (далее - Управление) <...>, рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.32-67/77-19 об административном правонарушении в отношении ООО "Медфорс" (адрес: 127322, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 29/16, эт. 2, пом. 35, оф. 44; дата регистрации 29.02.2016, ОГРН 1167746214701, ИНН 9715245171, КПП 771501001) в отсутствие законного представителя/защитника (при надлежащем уведомлении, определение о назначении времени и места рассмотрения дела N 4-14.32-67/77-19 об административном правонарушении получено адресатом (ООО "Медфорс") 26.02.2019, что подтверждается информацией, содержащейся на сайте ФГУП "Почта России", по почтовому идентификатору 10799631782559 (https://www.pochta.ru/tracking#),
УСТАНОВИЛ:
Протоколом от 18.02.2019 по делу N 4-14.32-67/77-19 об административном правонарушении зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Управления от 26.10.2018 по результатам рассмотрения дела N 1-11-1163/77-18 ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на восьми аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0373100084617000019, 0373100084617000164, 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019, 0373200214117000059 и запросе котировок с реестровым N 0373100084617000026.
В ходе рассмотрения дела N 1-11-1163/77-18 и детального анализа сведений, представленных оператором электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Торговая площадка), содержащихся в Единой информационной системе в сфере закупок "zakupki.gov.ru" и на официальном сайте ФНС России, Управлением установлено следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для опубликования информации о размещении заказов zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 03.04.2017 и 02.08.2017 ФГБУ "Государственный научный центр колопроктологии имени А.Н. Рыжих" Министерства здравоохранения Российской Федерации было опубликовано 2 аукциона в электронной форме с реестровыми N N 0373100084617000019 и 0373100084617000164, предметами которых являлись:
- поставка расходных материалов для бактериологического анализатора Walk away 40S;
- поставка автоматического бактериологического анализатора с принадлежностями.
В указанных аукционах приняли участие ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс".
Оба общества, подав в ходе аукционов по одному ценовому предложению, отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы. В результате снижение по рассматриваемым аукционам составило 1,5 и 1,7 % от начальной (максимальной) цены контрактов (далее - НМЦК).
Общая НМЦК по рассматриваемым торгам составила 11 902 046,12 рублей.
Данные о реестровых номерах аукционов, их предметах, НМЦК, датах публикации, датах проведения, победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу N 1.
Таблица N 1
NN аукционов |
Заказчик |
Предмет |
НМЦК |
Дата опубликования |
Дата проведения |
Победитель |
ЦП победителя |
Снижение, % |
Второй участник |
ЦП второго участника |
Снижение, % |
0373100084617000019 |
ФГБУ "Государственный научный центр колопроктологии имени А.Н. Рыжих" Министерства здравоохранения Российской Федерации |
Расходные материалы для бактериологического анализаторов Walk away 40S |
3 477 941,79 |
03.04.2017 |
24.04.2017 |
ООО "Квест Групп" |
3 418 816,70 |
-1,7 |
ООО "Медфорс" |
3 443 162,37 |
-1,0 |
0373100084617000164 |
ФГБУ "Государственный научный центр колопроктологии имени А.Н. Рыжих" Министерства здравоохранения Российской Федерации |
Автоматический бактериологический анализатор с принадлежностями |
8 424 104,33 |
02.08.2017 |
24.08.2017 |
ООО "Квест Групп" |
8 297 742,67 |
-1,5 |
ООО "Медфорс" |
8 339 863,29 |
-1,0 |
Вышеуказанные аукционы состоялись 24.04.2017 и 24.08.2017, по их итогам ООО "Квест Групп" было заключено 2 контракта на общую сумму 11 716 559,37 рублей.
Торговой площадкой представлена информация о том, что подача заявок и ценовых предложений обоими обществами и подписание контрактов ООО "Квест Групп" осуществлялись с одних и тех же IP-адресов (данные сведены в Таблицу N 2).
Таблица N 2
NN аукционов |
Участники аукционов |
IP-адрес при подаче заявки |
IP-адрес при подаче ЦП |
IP-адрес при подписании контракта |
0373100084617000019 |
ООО "Квест Групп" |
178.140.204.46 |
178.140.204.46 |
178.140.204.46 |
ООО "Медфорс" |
178.140.204.46 |
178.140.204.46 |
|
|
0373100084617000164 |
ООО "Квест Групп" |
178.140.8.72 |
178.140.8.72 |
178.140.8.72 |
ООО "Медфорс" |
178.140.8.72 |
31.173.85.24 |
|
Согласно сведениям, указанным ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" в качестве контактных данных на Торговой площадке, их фактическим местонахождением являлись следующие адреса:
- ООО "Квест Групп" - 123154, г. Москва, ул. Бульвар Генерала Карбышева, д. 5, корп. 2;
- ООО "Медфорс" - 127322, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 29/16.
Таким образом, в период проведения аукционов с реестровыми N N 0373100084617000019 и 0373100084617000164 ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" находились по различным адресам, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на Торговой площадке.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Соответственно, Управление пришло к выводу, что ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" совершали юридически значимые действия на рассматриваемых аукционах, такие как подача заявок и ценовых предложений в ходе аукциона с реестровым N 0373100084617000019, а также подача заявок в ходе аукциона с реестровым N 0373100084617000164, используя совместно единые инфраструктуры с IP-адресами 178.140.204.46 и 178.140.8.72.
Кроме того, в результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс", поданных ими в рамках участия в рассматриваемых аукционах, установлено совпадение учетных записей, на которых ими создавались и изменялись файлы заявок для участия в рассматриваемых торгах (данные сведены в Таблицу N 3).
Таблица N 3
N аукциона |
Наименование участников |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись, создавшая файл |
Учетная запись, изменившая файл |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
0373100084617000019 |
ООО "Квест Групп" |
Сведения о товаре |
User |
User |
01.06.2016, 18:29:00 |
18.04.2017, 22:17:00 |
ООО "Медфорс" |
Сведения о качестве и тех характеристиках товара |
User |
User |
01.06.2016, 18:29:00 |
18.04.2017, 21:08:00 |
|
0373100084617000164 |
ООО "Квест Групп" |
Сведения о товаре |
User |
User |
16.08.2017, 14:42:00 |
16.08.2017, 15:35:00 |
ООО "Медфорс" |
Сведения о качестве и тех характеристиках товара |
User |
User |
17.08.2017, 13:42:00 |
17.08.2017, 23:43:00 |
Управлением установлено, что учетные записи, на которых были созданы и изменены файлы заявок, поданные ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" для участия в рассматриваемых аукционах, отличны от учетных записей файлов, размещенных заказчиком в составе аукционной документации.
Также установлено, что в файлах заявок типа "Форма 2", поданных обоими обществами для участия в рассматриваемых торгах, полностью совпадает перечень предложенных к поставке товаров и их производителей, при том, что заказчиком такие характеристики товаров не предусмотрены.
Кроме того, Управлением установлено совпадение даты и времени создания файлов заявок "Сведения о товаре" и "Сведения о качестве и тех характеристиках товара", поданных ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" для участия в аукционе с реестровым N 0373100084617000019, что свидетельствует о том, что такие файлы были созданы путем преобразования (изменения) одного и того же файла.
Таким образом, совпадение учетных записей, на которых были созданы и изменены файлы заявок, поданные обоими обществами для участия в рассматриваемых торгах, совпадения характеристик предложенных к поставке товаров, а также совпадение даты и времени создания файлов заявок "Сведения о товаре" и "Сведения о качестве и тех характеристиках товара", поданных ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" для участия в аукционе с реестровым N 0373100084617000019, свидетельствует о том, что оба общества координировали свои действия при подготовке файлов заявок, преобразовывали и сохраняли такие файлы на одних и тех же электронно-вычислительных устройствах, а также обменивались файлами заявок.
Тот факт, что заказчиками ни одна из заявок обоих обществ не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ними, осуществлялся в целях допуска их до аукционов.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ответчиков возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Кроме того, в ходе проведения антимонопольного расследования и рассмотрения дела N 1-11-1163/77-18 от ООО "Квест Групп" (вх. N 26773/18 от 28.05.2018, N 37833/18 от 27.07.2018, N 38498/18 от 31.07.2018, N 43879/18 от 31.08.2018) и ООО "Медфорс" (вх. N 37829/18 от 27.07.2018, N 46310/18 от 14.09.2018) поступили заявления о заключении между ними устного картельного соглашения, последствием которого явилось поддержание цен на торгах.
Первым подавшим такое заявление, - ООО "Квест Групп", сообщено, что при участии в аукционах с реестровыми N N 0373100084617000019 и 0373100084617000164 между ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" было реализовано антиконкурентное соглашение, заключённое в устной форме.
Целью их совместного участия в торгах, согласно информации ООО "Квест Групп", являлось недопущение признания аукциона несостоявшимся в случае, если будет подана заявка только одного хозяйствующего субъекта. При этом ООО "Квест Групп" также сообщено, что было готово продолжить конкурентную борьбу за интересующие контракты в случае наличия в аукционе иных конкурирующих участников.
По сведениям ООО "Квест Групп" подготовка к аукционам и непосредственно участие в аукционах осуществлялась ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" совместно из одного помещения.
Кроме того, ООО "Квест Групп" сообщено, что аналогичные договоренности были реализованы в том числе на аукционах с реестровыми N N 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019 и 0373200214117000059, и в ходе запроса котировок с реестровым N 0373100084617000026.
ООО "Квест Групп" также сообщено, что в настоящее время все антиконкурентные договоренности расторгнуты.
Вторым подавшим заявление о заключении антиконкурентного соглашения, - ООО "Медфорс", также сообщено, что при участии в аукционах с реестровыми N N 0373100084617000019 и 0373100084617000164, а также дополнительно представленных аукционах с реестровыми N N 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019 и 0373200214117000059 и в ходе запроса котировок с реестровым N 0373100084617000026 между ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" было реализовано антиконкурентное соглашение, заключённое в устной форме.
ООО "Медфорс" также сообщено, что было готово продолжить конкурентную борьбу за интересующие контракты в случае наличия в аукционе иных конкурирующих участников.
Остальные факты, изложенные в письмах ООО "Медфорс", также полностью подтверждают сведения, представленные ООО "Квест Групп".
ООО "Медфорс" также сообщено о прекращении действия всех антиконкурентных договоренностей с ООО "Квест Групп".
Кроме того, обоими обществами сообщено о наличии между ними хозяйственных взаимосвязей - договора купли-продажи товара от 01.11.2016 N КГ/1-16, согласно которому ООО "Квест Групп" предоставляет ООО "Медфорс" товар (расходные материалы медицинского назначения) на льготных условиях.
Управлением проанализированы сведения, изложенные в заявлениях ООО "Медфорс" и ООО "Квест Групп", относительно иных торгов с участием ООО "Медфорс" и ООО "Квест Групп", в ходе которых между ними также были реализованы антиконкурентные договоренности, информация о которых отсутствовала в материалах дела. Данные сведены в Таблицу N 4.
Таблица N 4.
номер аукциона |
предмет аукциона |
заказчик |
НМЦК |
дата публикации извещения |
дата торгов |
победитель |
ЦП победителя |
% снижения НМЦК |
Второй участник |
ЦП участника |
% снижения НМЦК |
0373200005816000449 |
Аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку реактивов для лабораторного оборудования (Люминометр) |
ГБУЗ "Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой" ДЗМ |
1 266 370,00 |
03.11.2016 |
21.11.2016 |
ООО "Квест Групп" |
1 253 706,30 |
-1,0 |
ООО "Медфорс" |
1 260 038,15 |
-0,50 |
0373200005816000574 |
Аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку реактивов для анализатора МЕК-6400 |
ГБУЗ "Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой" ДЗМ |
349 858,49 |
26.12.2016 |
16.01.2017 |
ООО "Медфорс" |
344 610,62 |
-1,5 |
ООО "Квест Групп" |
346 359,91 |
-1,00 |
0373200005817000367 |
Аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку анализатора и стартового комплекта реагентов |
ГБУЗ "Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой" ДЗМ |
1 795 697,60 |
20.11.2017 |
04.12.2017 |
ООО "Медфорс" |
1 777 740,62 |
-1,0 |
ООО "Квест Групп" |
1 786 719,11 |
-0,50 |
0373200005817000411 |
Аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку расходных материалов для центрифуги Hematology Pro на 2018 год |
ГБУЗ "Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой" ДЗМ |
367 110,74 |
07.12.2017 |
21.12.2017 |
ООО "Квест Групп" |
363 439,64 |
-1,0 |
ООО "Медфорс" |
365 275,19 |
-0,50 |
0373200214117000019 |
Аукцион в электронной форме на поставку красителей для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы" |
ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" ДЗМ |
914 274,17 |
06.06.2017 |
22.06.2017 |
ООО "Медфорс" |
900 560,05 |
-1,5 |
ООО "Квест Групп" |
905 131,43 |
-1,0 |
0373200214117000059 |
Аукцион в электронной форме на поставку реагентов для монолокусного генотипирования для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы" |
ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" ДЗМ |
2 562 031,98 |
28.09.2017 |
13.10.2017 |
ООО "Квест Групп" |
2 523 601,50 |
-1,5 |
ООО "Медфорс" |
2 536 411,66 |
-1,0 |
037310008461700026 (запрос котировок) |
Реагенты биохимические для использования на анализаторе MEK-7222 |
ФГБУ "ГНЦК имени А.Н.Рыжих" Минздрава России |
452 283,44 |
04.04.17 |
13.04.17 |
ООО "Медфорс" |
438 684,50 |
-3 |
ООО "Квест Групп" |
448 208,25 |
-0,9 |
Управлением установлено, что поведение ООО "Медфорс" и ООО "Квест Групп" при их участии в торгах с реестровыми N N 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019, 0373200214117000059 и 0373100084617000026 аналогично их поведению в ходе торгов с реестровыми N N 0373100084617000019 и 0373100084617000164, информация о которых содержалась в материалах дела на момент возбуждения такого дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Вышеизложенные факты, установленные в ходе антимонопольного рассмотрения дела N 1-11-1163/77-18, в том числе заявления ООО "Медфорс" и ООО "Квест Групп" и представленные ими доказательства, свидетельствуют о заключении между ними устного антиконкурентного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0373100084617000019, 0373100084617000164, 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019, 0373200214117000059 и в ходе запроса котировок с реестровым N 0373100084617000026.
Кроме того, реализация таких договоренностей позволила ООО "Квест Групп" заключить 5 контрактов на общую сумму 15 857 306,81 рублей, ООО "Медфорс" - 4 контракта на общую сумму 3 461 595,79 рублей.
По результатам проведенного анализа состояния конкуренции от 19.09.2018 на торгах с реестровыми N N 0373100084617000019, 0373100084617000164, 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019, 0373200214117000059 и 0373100084617000026, Управлением установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 03.11.2016 (дата размещения извещения о проведении аукциона с реестровым N 0373200005816000449) по 13.10.2017 (дата проведения аукциона с реестровым N 0373200214117000059).
2. Предметами рассматриваемых торгов являются:
- поставка расходных материалов для бактериологического анализатора Walk away 40S;
- поставка автоматического бактериологического анализатора с принадлежностями;
- поставка реактивов для лабораторного оборудования (Люминометр);
- поставка реактивов для анализатора МЕК-6400;
- поставка анализатора и стартового комплекта реагентов;
- поставка расходных материалов для центрифуги Hematology Pro на 2018 год;
- поставка красителей для нужд ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы ДЗМ";
- поставка реагентов для монолокусного генотипирования для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы";
- поставка реагентов биохимических для использования на анализаторе MEK-7222.
3. Состав хозяйствующих субъектов, которые в период проведения аукциона являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиками: ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс".
Согласно сведениям сайта ФНС России, а также информации имеющейся в материалах дела, установлено, что ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" не входили в одну группу лиц (на даты проведения торгов и в настоящее время) по признакам, предусмотренным частями 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соответственно, итоги аукционов с реестровыми N N 0373100084617000019, 0373100084617000164, 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019, 0373200214117000059 и запрос котировок с реестровым N 0373100084617000026 не могут быть признаны результатом конкурентной борьбы, а являются следствием устного соглашения, не отвечающего принципам конкуренции, подтверждающегося совокупностью установленных фактических обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного Управление, учитывая совокупность имеющихся по делу N 1-11-1163/77-18 доказательств, а именно:
- поочередный отказ ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" от конкурентной борьбы, обеспечивший победу каждого из них с незначительным снижением НМЦК;
- использование обоими обществами в ходе аукционов с реестровыми N N 0373100084617000019, 0373100084617000164 единой инфраструктуры;
- совпадение учетных записей, на которых были созданы и изменены файлы заявок, поданные ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" для участия в аукционе с реестровыми N N 0373100084617000019 и 037310008461700016;
- наличие между обоими обществами хозяйственных взаимосвязей;
- представление обоими обществами заявлений о заключении между ними недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения в отношении торгов с реестровыми N N 0373100084617000019, 0373100084617000164, 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019, 0373200214117000059 и 0373100084617000026,
пришло к выводу о том, что ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на восьми аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0373100084617000019, 0373100084617000164, 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019, 0373200214117000059, и запросе котировок с реестровым N 0373100084617000026.
Доход ООО "Квест Групп" от участия в торгах, прошедших в условиях картельного соглашения между обоими обществами, составил 15 857 306,81 рублей.
Доход ООО "Медфорс" от участия в торгах, прошедших в условиях картельного соглашения между обоими обществами, составил 3 461 595,79 рублей.
Ущерб от реализации указанного картельного соглашения между обоими обществами Управлением не установлен.
Ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий установлена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, при этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Медфорс" состоит в нарушении требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения устного картельного соглашения с ООО "Квест Групп", реализация которого могла привести к поддержанию цены на восьми аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0373100084617000019, 0373100084617000164, 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019, 0373200214117000059 и запросе котировок с реестровым N 0373100084617000026.
Таким образом, ООО "Медфорс" нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение ООО "Медфорс" части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения Московского УФАС России по делу N 1-11-1163/77-18, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации - 26.10.2018.
Место совершения указанного правонарушения - город Москва.
Согласно примечанию 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
НМЦК по восьми аукционам в электронной форме с реестровыми N N 0373100084617000019, 0373100084617000164, 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019, 0373200214117000059 и запросе котировок с реестровым N 0373100084617000026, в которых участвовало ООО "Медфорс", составила 19 609 672,54 рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В ходе проведения административного расследования и рассмотрения дела N 1-11-1163/77-18 от ООО "Квест Групп" (вх. N 26773/18 от 28.05.2018, N 37833/18 от 27.07.2018, N 38498/18 от 31.07.2018, N 43879/18 от 31.08.2018) и ООО "Медфорс" (вх. N 37829/18 от 27.07.2018, N 46310/18 от 14.09.2018) поступили заявления о заключении между ними устного картельного соглашения, последствием которого явилось поддержание цен на торгах.
Первым подавшим такое заявление, - ООО "Квест Групп", сообщено, что при участии в аукционах с реестровыми N N 0373100084617000019 и 0373100084617000164 между ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" было реализовано антиконкурентное соглашение, заключённое в устной форме.
Целью их совместного участия в торгах, согласно информации ООО "Квест Групп", являлось недопущение признания аукциона несостоявшимся в случае, если будет подана заявка только одного хозяйствующего субъекта. При этом ООО "Квест Групп" также сообщено, что было готово продолжить конкурентную борьбу за интересующие контракты в случае наличия в аукционе иных конкурирующих участников.
По сведениям ООО "Квест Групп" подготовка к аукционам и непосредственно участие в аукционах осуществлялась ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" совместно из одного помещения.
Кроме того, ООО "Квест Групп" сообщено, что аналогичные договоренности были реализованы в том числе на аукционах с реестровыми N N 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019 и 0373200214117000059, и в ходе запроса котировок с реестровым N 0373100084617000026.
ООО "Квест Групп" также сообщено, что в настоящее время все антиконкурентные договоренности расторгнуты.
Вторым подавшим заявление о заключении антиконкурентного соглашения, - ООО "Медфорс", также сообщено, что при участии в аукционах с реестровыми N N 0373100084617000019 и 0373100084617000164, а также дополнительно представленных аукционах с реестровыми N N 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019 и 0373200214117000059 и в ходе запроса котировок с реестровым N 0373100084617000026 между ООО "Квест Групп" и ООО "Медфорс" было реализовано антиконкурентное соглашение, заключённое в устной форме.
ООО "Медфорс" также сообщено, что было готово продолжить конкурентную борьбу за интересующие контракты в случае наличия в аукционе иных конкурирующих участников.
Остальные факты, изложенные в письмах ООО "Медфорс", также полностью подтверждают сведения, представленные ООО "Квест Групп".
ООО "Медфорс" также сообщено о прекращении действия всех антиконкурентных договоренностей с ООО "Квест Групп".
Вышеизложенные факты, установленные в ходе антимонопольного рассмотрения дела N 1-11-1163/77-18, в том числе заявления ООО "Медфорс" и ООО "Квест Групп" и представленные ими доказательства, свидетельствуют о заключении между ними устного антиконкурентного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0373100084617000019, 0373100084617000164, 0373200005816000449, 0373200005816000574, 0373200005817000367, 0373200005817000411, 0373200214117000019, 0373200214117000059 и в ходе запроса котировок с реестровым N 0373100084617000026.
В адрес Управления 26.11.2018 поступило заявление ООО "Медфорс" об исполнении предписания N ЕП/51853/18 от 26.10.2018.
Выявлено четыре обстоятельства, смягчающих административную ответственность:
- добровольное прекращение лицом, совершившим административное правонарушение, противоправного поведения;
- добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в антимонопольный орган о совершенном административном правонарушении;
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия антимонопольному органу в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- добровольное исполнение ООО "Медфорс" до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения выданного Комиссией Московского УФАС России по рассмотрению дела N 1 17 1163/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Расчет суммы штрафа.
Значения |
Суммы |
НМЦК - начальная (максимальная) цена контракта |
19 609 672,54 |
МаксШ (1/2 от стоимости торгов) - максимальный штраф |
9 804 836,27 (50%) |
МинШ (1/10 от стоимости торгов) - минимальный штраф |
1 960 967,25 (10%) |
БШ=(МаксШ-МинШ)/2+МинШ базовый штраф |
5 882 901,76= (9 804 836,27 -1 960 967,25)/2 + 1 960 967,25 |
ОО (ОС)=(МаксШ-МинШ)/8 |
980 483,63 = (9 804 836,27 - 1 960 967,25)/8 |
Выявлены четыре обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены. | |
ПШ=БШ+(ОО*n)-(ОО*n) применяемый штраф |
1 960 967,25=5 882 901,76+ (980 483,63 * 0) - (980 483,63 * 4) |
Где "МаксШ" - максимальный размер административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "МинШ" - минимальный размер административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "БШ" - базовый штраф, применяемый для установления размера оборотного штрафа в каждом конкретном случае, составляющий административный штраф в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "ОО (ОС)" - коэффициент, на который размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению (уменьшению) за каждое отягчающее (смягчающее) обстоятельство, составляющий одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "ПШ" - размер оборотного штрафа, применяемого в рассматриваемом случае.
Таким образом, с учетом положений статей 4.1 и 4.2 КоАП РФ, а также на основании расчетов, произведенных в соответствии с приложением 4 к статье 14.31 КоАП РФ, в отношении ООО "Медфорс", подлежит применению штраф в размере 1 960 967,25 рублей, что составляет 10% от НМЦК по восьми аукционам в электронной форме и одному запросу котировок.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются в том числе защита законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Исходя из указанных выше положений КоАП РФ, целью административного наказания является в том числе предупреждение совершения новых правонарушений, а не нанесение непоправимого экономического вреда, ведущего к банкротству юридического лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.
При этом, в соответствии с частями 2 и 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, подлежащего наложению, не может быть менее 100 000,00 рублей и не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (Приказа Московского УФАС России от 27.06.2018 N 155 о возбуждении дела N 1-11-1163/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства).
Согласно представленным ООО "Медфорс" документам и сведениям (бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах), совокупный размер суммы выручки за 2017 год составил 13 974 000,00 рублей.
При этом, одна двадцать пятая (4%) совокупного размера суммы выручки ООО "Медфорс" от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2017 год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение составляет 558 960,00 рублей.
Таким образом, в связи с тем, что рассчитанный от стоимости торгов размер штрафа превышает одну двадцать пятую (4%) совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2017 год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, в отношении ООО "Медфорс" за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения подлежит применению сумма штрафа в размере 558 960,00 рублей, что составляет одну двадцать пятую (4%) совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2017 год.
Руководствуясь статьями 23.48 и 29.9, а также частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать ООО "Медфорс" (адрес: 127322, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 29/16, эт. 2, пом. 35, оф. 44; дата регистрации 29.02.2016, ОГРН 1167746214701, ИНН 9715245171, КПП 771501001) виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
2. Назначить ООО "Медфорс" (адрес: 127322, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 29/16, эт. 2, пом. 35, оф. 44; дата регистрации 29.02.2016, ОГРН 1167746214701, ИНН 9715245171, КПП 771501001) административное наказание в виде штрафа в размере 558 960,00 рублей (Пятьсот пятьдесят восемь тысяч девятьсот шестьдесят рублей 00 копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:
Извещение |
Наименование получателя платежа: |
|
|
|
УФК по г Москве (для Московского УФАС России, л/с 04731324890) |
|
|
|
ИНН/КПП: 7706096339 / 770101001 |
|
|
|
Код ОКТМО: 45375000 |
||
|
Номер счета получателя платежа: 40101810045250010041 |
||
|
Наим.банка: ГУ Банка России по ЦФО |
||
|
БИК: 044525000 |
КБК:161 1 16 02010 01 6000140 |
|
|
Фамилия И.О.: ________________________________________________________ |
||
|
Адрес: ________________________________________________________________ |
||
|
Наименование платежа: Административный штраф по делу N4-14.32-67/77-19 от 27.02.2019 ______________________________________________________________________ |
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 февраля 2019 г. N 4-14.32-67/77-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.03.2019