Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
<_> - заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
<_> - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
<_> - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
При участии:
<_> - представитель ООО "Якутскэкосети" по доверенности N1 от 12.11.2018;
<_> - исполнительный директор Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия);
<_> - представитель Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) по доверенности без номера от 13.01.2019;
<_> - представитель Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) по доверенности без номера от 13.01.2019;
Рассмотрев жалобу Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) на действия заказчика ООО "Якутскэкосети" при организации и проведении электронного аукциона
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 11 февраля 2019 года поступила жалоба Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) на действия заказчика ООО "Якутскэкосети" при организации и проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Республике Саха (Якутия), расположенных на территории Автодорожного округа и с. Пригородное ГО "Город Якутск" (извещение N31907453056 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru/).
Заявитель в жалобе указывает на следующее:
Обжалуемые действия Заказчика:
Положения конкурсной документации:
1.1 Несоответствие положений конкурсной документации требованиям Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. N 1133 (далее Правила)
1.2 Включение в конкурсную документацию необоснованных (дискриминирующих) требований
Доводы жалобы:
1. Конкурсная документация основана на документах отмененных решением суда.
2. Обоснование начальной максимальной цены противоречит данным конкурсной документации.
3. Сведения конкурсной документации не содержит всей необходимой информации, что ограничивает возможность участников определить объем работ/услуг по договору.
4. Отсутствует предусмотренный документацией метод расчета;
5. Условия договора навязывают заведомо невыгодные условия.
1. Организатор в конкурсной документации указал, что она разработана в соответствии с Территориальной схемой по обращению с отходами РС (Я). Вместе с тем решением Верховного суда РФ N 74-АПГ 18-1 от 27.06.18 данный документ отменен. Информация о действующем документе, после подачи запроса на разъяснение, не поступала. Таким образом, конкурсная документация основана на отмененном документе.
2. Аукцион в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов проводится согласно пункту 4 Правил. Торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.
В Разделе 3 "ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ДОГОВОРА" указано, что начальная (максимальная) цена договора за период оказания услуги с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года составляет 18 292 991,34. При этом разделом 2 "Информационная карта" установлено, что сроки оказания услуги: с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен настоящий Договор по 31.12.2019 года. Так как аукцион проводится в феврале и договор фактически не может быть заключен с 01.01.2019 г., следовательно, цена, указанная в документации не соответствует расчету для договора, который фактически будет исполнятся с конца февраля 2019 г.
В нарушение п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона отсутствует исчерпывающий перечень документов.
В соответствии с пп. б п 12 Постановления Правительства РФ N 1133 от 03.11.2016 Документация об аукционе должна содержать сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей; В п 35 Информационной карты указано, что данная информация содержится в Приложении 1 проекта государственного контракта раздела 4 Документации. В указанном приложении отсутствует разбивка отходов по видам и классам. Приведен общий объем отходов по группе отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным, на производстве, отходы при предоставлении услуг" код отхода 7 30 000 00 00 0 в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее ФККО). Так как предметом контракта является транспортирование твердых коммунальных отходов (далее ТКО) и крупногабаритных отходов (далее КГМ), относящихся в соответствии с ФККО не только к разным видам, но и разным классам опасности, а способ сбора существенно различается (в случае ТКО - механизированная погрузка с уплотнением, в случае КГМ ручной сбор и погрузка, без уплотнения) разделение по классам необходимо для определения цены услуги.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В силу ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п 35 Информационной карты сведения о количестве отходов указаны в приложении 1 к проекту договора. В п 4 Приложения 1 указанного договора указан общий объем отходов 57525,13 куб. м. Согласно сведениям о местах нахождения отходов (п 36 Информационной карты), содержащимся в п 6 Приложения 1 проекта Договора с периодичностью вывоза ежедневно (п. 8 Приложения 1 проекта Договора) в течении 10 мес объем отходов составляет 163404 куб.м. Количество контейнеров, указанных в п.6 Приложения 1 к Договору не соответствует нормативу образования отходов.
4. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, в соответствии с которыми расчет с операторами-перевозчиками происходит исходя из объема перевозимых отходов. Поэтому достаточно массу перевозимых отходов перевести в объем.
В соответствии с п. 39 Информационной карты применяется коммерческий метод учета объема или массы отходов, описанный в приложении 1 к проекту Договора. В указанном приложении отсутствует информация о методе учета.
5. Заявитель полагает, что организатор аукциона своими действиями нарушили конкуренцию, а также установленные действующим законодательством требования к содержанию аукционной документации, что повлекло нарушение прав и законных интересов Заявителя.
В соответствии с п.4.4. проекта договора "Стоимость услуг Исполнителя за расчётный период в отношении жилого фонда определяется исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема в соответствии с постановлением Министерства ЖКХиЭРС (Я) N 443 п от 29.10.2018 г. Количество проживающих граждан в жилом фонде определяется исходя из данных МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Город Якутск", а также на основе актов Исполнителя (управляющей компании, ТСЖ, регионального оператора) коммунальной услуги, явившихся основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу, составленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Стоимость услуг Исполнителя за расчётный период в отношении нежилых помещений и отдельно стоящих нежилых зданий, и сооружений, имеющих отдельные контейнерные площадки исходя из количества и объема собранных и транспортированных твердых коммунальных отходов пропорционально количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Стоимость услуг Исполнителя за расчётный период в отношении нежилых помещений, не имеющих отдельные контейнерные площадки исходя из количества и объема ТКО, установленных таким потребителем в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами".
При этом в аукционной документации отсутствует какая-либо информация о нежилых помещениях, о заключённых договорах с юридическими лицами, а информация об объеме по нормативу и количеству контейнеров противоречат друг другу, следовательно, положение об оплате и ее порядок являются дискриминирующими.
В соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 12 Постановления N1133 аукционная документация должна содержать сроки и порядок оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - транспортирование ТКО и ТКО, соответственно).
Пунктами 4.6. и 4.7. проекта договора, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, определено, что оплата услуг по транспортированию ТКО за расчетный период производится Региональным оператором не позднее 15 (пятнадцати) дней с даты подписания в предусмотренном условиями настоящего Договора порядке акта (Приложение N 4 к настоящему Договору), подтверждающего факт предоставления (оказания) услуг, путём перечисления денежных средств на расчётный счет Исполнителя. Исполнитель предоставляет Региональному оператору до 5 числа месяца, следующего за расчётным периодом, Акт оказания услуг, составленный по форме в соответствии с Приложением N 4 к настоящему Договору, счёт на оплату, счёт-фактуру. Региональный оператор обязан рассмотреть, подписать Акт оказания услуг в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты его получения от Исполнителя и направить второй экземпляр Исполнителю.
Исходя из изложенных условий аукционной документации, срок оплаты услуг по транспортированию ТКО составляет 65 календарных дней (5 календарных + 30 рабочих + 15 календарных = 5+45+15 = 65).
Согласно пункта 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Постановление N354) предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Согласно части 6.2. статьи 155 жилищного кодекса РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок расчетов в отношениях между региональным оператором и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, являющимися исполнителями коммунальных услуг, установлен в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N253) определено, что требования, предъявляемые к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) соответственно за ресурсы, и за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее -ресурсы) регулируются данным Постановлением N253.
Согласно пункта 6 Постановления N 253 платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Кроме того, пунктом 66 Постановления N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Учитывая изложенное, Региональный оператор будет получать платежи от управляющих организаций, товариществ или кооперативов до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, а оплату услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов будет производить в течение 65 календарных дней по истечению расчетного периода. При том, что даже по обычаям делового оборота разумным для оплаты считается сроке не превышающий 30 календарных дней.
Недостаток у субъектов малого и среднего предпринимательства начального капитала и оборотных средств, при таком длительном сроке оплаты оказанных услуг не позволит закупать ГСМ, запасные части и расходные материалы для осуществления деятельности по транспортированию ТКО, а также приведет к необходимости привлечения кредитных (заемных) средств для поддержания оборотного капитала и ликвидации кассового разрыва.
Организаторы торгов обязаны руководствоваться установленными законодательством требованиями (ограничениями), в том числе закрепленными в форме принципов обеспечения конкуренции, указанных в статье 8 Федерального закона N 44, в частности:
- контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок;
- запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вышеуказанный факт свидетельствует, что действия организатора торгов по установлению сверхразумных сроков оплаты услуг по транспортированию ТКО является грубым нарушением принципов обеспечения конкуренции, закрепленных в статье 8 Федерального закона N 44, а также непосредственно ущемляют права и законные интересы Заявителя в результате создания ограничивающих конкуренцию условий, путем включения в аукционную документацию заведомо невыгодных условий оплаты услуг для микропредприятий и субъектов малого бизнеса.
ООО "Якутскэкосети" представило письменные возражения на жалобу, где указывает на необоснованность доводов жалобы, а так же на то, что Ассоциация организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) не имела права на подачу рассматриваемой жалобы в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 25 января 2019 года под номером N 31907453056 опубликованы извещение и документация об аукционе в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в центральной зоне ответственности Республики Саха (Якутия) (Автодорожный округ, село Пригородное Городского округа "Город Якутск") (далее - Аукционная документация).
Организатором аукциона является ООО "Якутскэкосети" (ИНН 1435284215, КПП 143501001, адрес: 677008, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пер. Базовый, д. 4).
Согласно пункту 3 Информационной карты Аукционной документации предметом аукциона является: услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Республике Саха (Якутия), расположенных на территории Автодорожного округа и села Пригородный ГО "Город Якутск" ГО "Город Якутск" в период с первого числа месяца, следующего за месяцем в котором заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, по 31.12.2019 года.
Пунктом 2.1 Аукционной документации установлено, что настоящая Документация подготовлена в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе, Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для Регионального оператора", Территориальной схемы, данных о населении МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Город Якутск".
Согласно пункту 4.1 Аукционной документации участником Аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 4.3 Аукционной документации к участникам Аукциона установлены единые требования. В частности, подпунктом "а" пункта 4.3 Аукционной документации установлено, что участник аукциона должен иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с разрешенным видом деятельности - транспортированием отходов IV класса опасности, содержащей не менее одного вида твердых коммунальных отходов или подобных им отходов.
В соответствии с Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) (далее - Ассоциация) от 08.02.2019 NЮЭ9965-19-13573733 Ассоциация имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности N14 00366 от 11.12.2017, выданную Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия).
Основным видом деятельности Ассоциации является код 37.00 Сбор и обработка сточных вод ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 (далее - ОКВЭД2).
Дополнительными видами деятельности Ассоциации являются следующие коды ОКВЭД2:
38.32.2 Обработка отходов и лома драгоценных металлов;
38.32.3 Обработка отходов и лома черных металлов;
38.32.4 Обработка отходов и лома цветных металлов;
38.32.5 Обработка вторичного неметаллического сырья;
49.4 Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.
На основании изложенного, виды деятельности и имеющиеся лицензия Ассоциации связаны с предметом рассматриваемого аукциона.
Таким образом, в связи с тем, что Ассоциация подала жалобу, в том числе, на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов и ее права или законные интересы могли быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, Якутское УФАС России приняло жалобу к рассмотрению согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Первым доводом жалобы является то, что конкурсная документация основана на документах отмененных решением суда.
Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации по делу N74-АПГ18-1 от 27 июня 2018 года Территориальная схема обращения с отходами Республики Саха (Якутия) на 2017-2026 годы и прогнозный период до 2036 года, утверждённая приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 года N411п (в редакции приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2017 года N263п) в части обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Республике Саха (Якутия) (том 1), признана недействующей.
В пункте 1 Аукционной документации дано следующее определение территориальной схемы - действующая на дату исполнения договора Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия), разработанная и утвержденная в соответствии с ст. 13.3. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Номер акта, утвердившего территориальную схему, в Аукционной документации отсутствует.
Согласно возражениям ООО "Якутскэкосети" на момент проведения рассматриваемого аукциона действовала территориальная схема, утвержденная приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) N360п от 14.09.2018.
Пунктом 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) N360п от 14.09.2018 утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Саха (Якутия) на 2017-2026 годы. Том 1. Обращение с твердыми коммунальными отходами в Республике Саха (Якутия).
На основании изложенного, довод заявителя о том, что Аукционная документация разработана в соответствии с территориальной схемой, утверждённой приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2017 года N263п и отменной Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации по делу N74-АПГ18-1 от 27 июня 2018 года, является необоснованным.
Вторым доводом заявителя является то, что обоснование начальной максимальной цены является неправомерным и противоречит данным конкурсной документации.
Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее - Правила N1133).
В соответствии с пунктом 4 Правил N1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил N1133 установлено, что документация об аукционе должна содержать информацию, указанную в статье 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 11 Информационной карты Аукционной документации установлена начальная (максимальная) цена договора - 18 292 991 (восемнадцать миллионов двести девяносто две тысячи) рубля 34 копеек, в том числе НДС 20 % в размере 3 048 831.89 (три миллиона сорок восемь тысяч восемьсот тридцать один) рубль 89 копеек.
В пункте 12 Информационной карты Аукционной документации указано, что обоснование начальной (максимальной) цены договора установлено в разделе III Документации.
Пунктом 16 Информационной карты Аукционной документации установлен порядок формирования цены договора - начальная (максимальная) цена договора в отношении территории включает в себя все расходы, необходимые для оказания услуги, в том числе расходы на специализированные технические средства для транспортирования, обслуживание и ремонт систем спутниковой навигации, инвентарь и оборудование, используемые для оказания услуги, транспортные расходы, расходы на подбор оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз, налоги, сборы, прочие обязательные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также все иные виды расходов, связанные с надлежащим оказанием услуги в границах Зоны деятельности Исполнителя услуги.
В пункте 2 раздела III Аукционной документации указано, что начальная (максимальная) цена договора определена тарифным методом в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона о контрактной системе, методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Пунктом 3 раздела III Аукционной документации установлено, что согласно составу единого тарифа регионального оператора тарифа утв. Постановление Государственного комитета по ценовой политике РС (Я) N 214 от 20.12.2018 г. цена транспортировки 1 м3 ТКО составляет 318 рублей, включая НДС 53 рубля за транспортирование 1 куб. метра ТКО, нормативный объем ТКО для населения по территории составляет - 57525,13 куб. метров.
НМЦК = 57525,13 х 318 = 18 292 991,34
Таким образом, начальная (максимальная) цена рассматриваемого аукциона рассчитана исходя из нормативного объема ТКО для населения (физических лиц).
Вместе с тем, предметом аукциона является услуга по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе, образованных в результате деятельности юридических лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Организатор аукциона в разделе III Аукционной документации и пункте 16 Информационной карты Аукционной документации указал, что начальная (максимальная) цена договора в отношении территории включает в себя все расходы, необходимые для оказания услуги.
На основании изложенного, Организатор аукциона необоснованно рассчитал начальную (максимальную) цену договора в отношении территории, включающую в себя все расходы, необходимые для оказания услуги, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что Организатором аукциона при расчете и обосновании начальной (максимальной) цены договора не учтен объем ТКО, образующихся в процессе деятельности юридических лиц.
Согласно подпункту "б" пункта 12 Правил N1133 Документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона, должна содержать сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей.
Пунктом 35 Информационной карты Аукционной документации установлено, что сведения о количестве (объеме и (или) массе) твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в зоне деятельности Регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности указаны в техническом задании приложения N 1 к проекту государственного контракта (договора) раздел IV Документации. Нормативный объем образования отхода для населения установлен на основании данных МКУ "Департамент по жилищным отношениям" ГО "Город Якутск".
В пункте 4 приложения N1 к проекту государственного контракта (договора) раздел IV Документации указаны сведения о количестве (объеме и (или) массе) твердых коммунальных отходов.
Количество ТКО рассчитано исходя из численности населения (физических лиц) многоквартирных домов и индивидуального жилищного строительства по данным МКУ "Департамент жилищных отношений ГО "Город Якутск" и составляет 57525,13 куб. метров.
Таким образом, организатор аукциона указал сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей только по граждан, проживающим в жилом фонде, без учета объема твердых коммунальных отходов, образованных в результате деятельности юридических лиц.
Организатором аукциона нарушен подпункт "б" пункта 12 Правил N1133 в связи с неполным указанием сведений о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей в Аукционной документации.
На основании изложенного, довод заявителя о том, что Организатор аукциона необоснованно рассчитал начальную (максимальную) цену договора, является обоснованным.
Довод заявителя о том, что сведения конкурсной документации не содержат всей необходимой информации, что ограничивает возможность участников определить объем работ/услуг по договору.
Согласно подпункту "в" пункта 12 Правил N1133 Документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона, должна содержать сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии).
Пунктом 36 Информационной карты Аукционной документации установлено, что сведения о местах нахождения источников образования твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, указаны в техническом задании приложения N 1 к проекту государственного контракта (договора) раздел IV Документации.
Согласно пункту 6 приложения N1 к проекту государственного контракта (договора) раздел IV Документации на территории ГО "Город Якутск" сбор и вывоз твердых коммунальных отходов от населения осуществляется с многоквартирных жилых домов и с территории индивидуальной жилой застройки, садово-огороднических и дачных товариществ, нежилых помещений, отдельно стоящих зданий и сооружений.
Места сбора на территории ГО "Город Якутск" представлены контейнерными площадками. Сведения о расположении существующих контейнерных площадок для сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории ГО "Город Якутск" указаны в приложенном перечне.
Согласно сведениям о местах сбора ТКО в Автодорожном округе ГО "город Якутск" имеется 275 контейнерных площадок, в селе Пригородный ГО "город Якутск" имеется 6 контейнерных площадок. Общий объем контейнеров на указанных площадках составляет 520,5 куб. м.
Указанный объем контейнеров, с учетом периодичности ежедневного вывоза, Ассоциация считает не соответствующим общему объему отходов, указанному в пункте 35 Информационной карты Аукционной документации.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что общий объем контейнеров, согласно сведениям об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии), с учетом периодичности вывоза, не обязан полностью соответствовать количеству (объему или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, в связи с тем, что объем контейнеров на площадках фактически показывает вместимость таких контейнеров, а не количество образуемых твердых коммунальных отходов.
На основании изложенного, довод заявителя о том, что объем контейнеров, указанный в сведениях о местах нахождения источников образования твердых коммунальных отходов должен соответствовать нормативу образования отходов, указанному в сведениях о количестве (объеме и (или) массе) твердых коммунальных отходов, является необоснованным.
Довод заявителя о том, что отсутствует предусмотренный документацией метод расчета.
Согласно подпункту "г" пункта 12 Правил N1133 Документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона, должна содержать применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании.
Согласно пункту 39 Информационной карты Аукционной документации применяемый способ коммерческого учета объема и (или) массы отходов, в том числе крупногабаритных отходов при их транспортировании указан в техническом задании приложения N 1 к проекту государственного контракта (договора) раздел IV Документации.
Вместе с тем, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что способ коммерческого учета объема и (или) массы отходов в техническом задании приложения N 1 к проекту государственного контракта (договора) раздел IV Документации отсутствует.
Согласно возражениям ООО "Якутскэкосети" порядок коммерческого учета установлен пунктом 3.6 Проекта договора (Раздел IV к Аукционной документации).
Согласно пункту 3.6 Проекта договора (Раздел IV к Аукционной документации) коммерческий учет количества твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учёта объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов":
а) в отношении жилого фонда определяется исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема в соответствии с постановлением Министерства ЖКХиЭ РС (Я) N 443п от 29.10.2018 г.
Количество проживающих граждан в жилом фонде определяется исходя из данных МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Город Якутск", а также на основе актов Исполнителя коммунальной услуги (управляющей компании, ТСЖ, регионального оператора), явившихся основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу, составленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
б) В отношении нежилых помещений и отдельно стоящих нежилых зданий, имеющих отдельные контейнерные площадки исходя из количества и объема собранных и транспортированных твердых коммунальных отходов пропорционально количеству и объему контейнеров (объем одного контейнера устанавливается в соответствии с Техническим заданием) для накопления ТКО, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
в) В отношении нежилых помещений, не имеющих отдельные контейнерные площадки исходя из количества и объема ТКО, установленных таким потребителем в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N505).
Согласно пункту 5 Правил N505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Таким образом, Правилами N505 установлен исчерпывающий перечень способов коммерческого учета ТКО.
Вместе с тем, Организатор аукциона в подпункте "в" пункта 3.6 Проекта договора (Раздел IV к Аукционной документации) установил, что коммерческий учет количества твердых коммунальных отходов в отношении нежилых помещений, не имеющих отдельные контейнерные площадки, осуществляется исходя из количества и объема ТКО, установленных таким потребителем в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанный способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов не предусмотрен пунктом 5 Правил N505.
На основании изложенного, Организатор аукциона указал способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании, не установленный Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, в нарушение требований подпункта "г" пункта 12 Правил N1133.
Довод заявителя о том, что условия договора навязывают заведомо невыгодные условия.
Ассоциация считает, что установленные пунктами 4.6 и 4.7 Проекта договора (Раздел IV к Аукционной документации) длительные сроки оплаты услуг по транспортированию ТКО являются нарушением принципов обеспечения конкуренции, ущемляют права и законные интересы путем включения в документацию заведомо невыгодных условий оплаты услуг для микропредприятий и субъектов малого бизнеса.
Согласно подпункту "д" пункта 12 Правил N1133 Документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона, должна содержать сроки и порядок оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 40 Информационной карты Аукционной документации установлены сроки и порядок оплаты выполненной услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов:
В соответствии с п. 2 ст. 42 ФЗ-44 О контрактной системе, оплата оказания услуги осуществляется по цене единицы работы исходя из объема выполненной работы рассчитанного, в соответствии с применяемым способом коммерческого учета объема и (или) массы отходов, в том числе крупногабаритных отходов при их транспортировании. Оплата услуги по транспортированию ТКО производится за расчетный период. Под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по транспортированию ТКО за расчетный период производится Региональным оператором не позднее 15 (пятнадцати) дней с даты подписания акта (Приложение N 4 к настоящему Договору) в порядке, предусмотренном условиями Договора.
Пунктами 4.6 и 4.7 Проекта договора (Раздел IV к Аукционной документации) Организатор аукциона определил следующие сроки и порядок оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов:
направление исполнителем Акта оказания услуг до 5 числа месяца, следующего за расчетным периодом;
подписание Региональным оператором Акта оказания услуг течение 30 рабочих дней от даты его получения от исполнителя;
оплата в течение 15 дней от даты подписания Акта оказания услуг.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком.
Таким образом, сроки оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов установлены ООО "Якутскэкосети" в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Правил N1133.
Комиссия Якутского УФАС России так же отмечает, что согласно части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные ООО "Якутскэкосети" сроки оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов не нарушили принципы обеспечения конкуренции, права и законные интересы участников аукциона в связи с тем, что указанные сроки установлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Правил N1133, не ограничивают права участников на участие в рассматриваем аукционе, не влияют на оценку и сопоставление заявок участников и не представляют преимущественных условий для участия в аукционе.
Довод заявителя о том, что длительные сроки оплаты услуг по транспортированию ТКО являются нарушением принципов обеспечения конкуренции, ущемляют права и законные интересы, является необоснованным.
Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев жалобу Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия), приходит к выводу о том, что организатор аукциона ООО "Якутскэкосети" при организации и проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Республике Саха (Якутия), расположенных на территории Автодорожного округа и с. Пригородное ГО "Город Якутск" (извещение N31907453056 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru/) допустил следующие нарушения процедуры торгов, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом особенной, установленных Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133):
необоснованно рассчитал начальную (максимальную) цену договора в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
указал сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных без учета объема твердых коммунальных отходов, образованных в результате деятельности юридических лиц, в нарушение подпункта "б" пункта 12 Правил N1133;
указал способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании, не установленный Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, в нарушение требований подпункта "г" пункта 12 Правил N1133.
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе N590966 от 12.02.2019 до окончания срока приема заявок на участие в рассматриваемом аукционе не было подано ни одной заявки, торги были признаны несостоявшимися.
Вместе с тем, с учетом выявленных нарушений порядка проведения аукциона и того, что аукциону был присвоен статус "несостоявшийся", Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь частью 20 статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435309565, ОГРН 1161400051009, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 22, корп. 6, кв. 1А) на действия заказчика ООО "Якутскэкосети" (ИНН 1435284215, КПП 143501001, 677008, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пер. Базовый, д. 4) при организации и проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Республике Саха (Якутия), расположенных на территории Автодорожного округа и с. Пригородное ГО "Город Якутск" (извещение N31907453056 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru/) - обоснованной;
2. Выдать ООО "Якутскэкосети" обязательно для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
3. Материалы настоящей жалобы передать должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 марта 2019 г. N 014/10/18.1-24/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2019