Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
Бжассо К.Р.-заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Сафронова О.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
Довлатов А.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя заявителя - ООО "СП -Холдинг" (далее - Заявитель) Ч. Ю. И. (доверенность б/н от 18.02.2019 г.), в присутствии представителяОрганизатора торгов ФГБОУ ВО "КубГТУ" (далее - Организатор торгов) - Т. Ф.Н. (доверенность N01.01-Д-1276/22 г.от 12.12.2018 г.),рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право выполнения работ по монтажу системы видеонаблюдения на объектах университета по ул. Московская, 2, с созданием единого центра "Безопасный университет" (извещение N 31807267690 опубликовано на сайтеwww.roseltorg.ru),
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалобаООО "СП-Х"(эл. п. вх. N 1458 от 18.02.2019 г.) на действия организатора торговФГБОУ ВО "КубГТУ"при организации и проведении аукциона в электронной форме на право выполнения работ по монтажу системы видеонаблюдения на объектах университета по ул. Московская, 2, с созданием единого центра "Безопасный университет"(извещение N 31807267690 опубликовано на сайтеwww.roseltorg.ru).
Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 27.02.2019 года в 10.00 часов по адресу: г.Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель жалобы считает, чтоОрганизатор торгов неправомерно принял решение об отказе в принятии у него банковской гарантии и как следствие признал участника уклонившимся от заключения контракта, просит принять обеспечительные меры в виде запрета заказчику заключать договор по извещению N31807267690 с другими участниками аукциона до вынесения решения по жалобе, признать незаконным отказ в принятии банковской гарантии, отменить протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, обязать заказчика заключить договор с ООО "СП-Х".
Организатор торгов возражает на жалобу, считает доводы, изложенные в ней несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия по делу N 66-Т/2019, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
ФГБОУ ВО "Кубанский государственный технологический университет" проводился электронный аукцион на право выполнения работ по монтажу системы видеонаблюдения на объектах университета по ул. Московская, 2, с созданием единого центра "Безопасный университет".
07.12.2018 г. опубликовано извещение N31807267690в единой информационной системе, а так же на сайте ОАО "ЕЭТП" (www.roseltorg.ru).
Отношения, связанные с организацией и проведением указанного выше аукциона регулируются Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношении к участникам закупки.
Указанные принципы предусматривают, необходимость установления единых требований ко всем участникам одной закупки и недопустимость использования разных требований или критериев оценки заявок участников.
Часть 18 статьи 3.2 Закона о закупках определяет, что победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона").
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением N31807267690 о проведении аукциона ФБГБОУ ВО "Кубанский государственный технологический университет":
Дата и время окончания подачи заявок: 14.01.2019 г. в 9.00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок:15.01.2019 г.
Дата проведения аукциона в электронной форме:17.01.2019 г.
Дата окончания срока рассмотрения вторых частей заявок: 18.01.2019 г.
На момент окончания срока подачи заявок поступило: 7заявок
НМЦК договора - 6 422 189 рублей 76 копеек.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 г. N 215 Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской от 20.06.2018 г. N 1225-р реорганизованные мероприятия должны завершиться 31.12.2018 г.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N44-Фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждения вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки за счет средств, полученных при осуществлении им приносящей доход деятельности.
Положение о закупках - основной документ, который регулирует отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков по 223-ФЗ, определяет порядок подготовки и проведения процедур закупок, условия их применения, а также другие связанные с обеспечением закупок положения.
ФГБОУ ВО "КубГТУ" является федеральным государственным бюджетным учреждением подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и осуществляет закупки на основании типового положения о закупках утвержденного министерством.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утвердило Положение о закупке товаров работ, услуг ФГБОУ ВО "КубГТУ" 26.11.2018 г., вышеуказанное Положение поступило в КубГТУ и опубликовано в ЕИС 11.12.2018 г.
Закупки, извещение о проведении которых размещены в ЕИС до 11.12.2018 г. проводились в соответствии с ранее утвержденным и опубликованным в ЕИС положением о закупке товаров работ, услуг ФГБОУ ВО "КубГТУ" от 28.12.2016 г.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Извещение о закупке N31807267690 опубликовано в ЕИС 07.12.2018 г., то есть, при подготовке извещения и документации и проекта контракта применялось Положение о закупке, утвержденное Министерством образования и науки от 28.12.2016 г.
27.12.2018 г. в извещение N31807267690 и документацию о закупке внесены изменения в части уточнения единицы измерения по трем позициям.
Заказчик проводил в электронной форме аукцион на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения на объектах университета по ул. Московской, д. 2, с созданием единого центра безопасный университет в соответствии с законом 223-ФЗ, Положением о закупке товаров работ, услуг ФГБОУ ВО "КубГТУ" от 28.12.2016 г., извещением о проведении аукциона в электронной форме и аукционной документацией.
В части 12 Положения указан порядок предоставления обеспечения исполнения договора.
В пункте 12.10. части 12 Положения указано, что Заказчик вправе установить в документации о закупке требование, об обеспечении исполнения договора, заключаемого по результатам проведения закупки, размер которого можетбыть в пределах от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота).
В пункте 12.11. части 12 Положения указано, что исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения договора определяется участником закупки, с которым заключается договор, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц. Требования к банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора и основания для отказа в принятии банковской гарантии установлены пунктами 12.13 и 12.15 настоящего параграфа.
В пункте 12.12 части 12 Положения указано, что заказчик в качестве обеспечения заявки и исполнения договора принимает банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В пункте 12.13 части 12 Положения указано, что банковские гарантии в качестве обеспечения заявки и исполнения договораидолжны быть безотзывными и должны содержать:
Сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
Обязанность Гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по выплате суммы по банковской гарантии;
Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
Срок действия банковской гарантии с учетом требований п.12.4 и 12.11 настоящего параграфа;
Отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникающим из договора с Заказчиком при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора.
Установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока банковской гарантии.
В пункте 12.14 части 12 Положения указано, что запрещается включение в условия банковской гарантии требования:
- о предоставлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией;
- все изменения в договор допускаются только после согласования с Банком;
В пункте 12.15 части 12 Положения указано, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
Несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в пункте 12.13 настоящего параграфа
Несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
В пункте 12.16 части 12 Положения указано, что возврат банковской гарантии в случаях, указанных в пункте 12.7 настоящего Положения, Заказчиком предоставившему ее лицу или гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится.
В соответствии с п. 7.1- 7.11 раздела 7 части IV Документации об электронном аукционе установлен порядок внесения обеспечения договора и требования к банковской гарантии, в случае если такой способ обеспечения исполнения обязательств выбран победителем аукциона, аналогичный требованиям Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "КубГТУ".
В соответствии с п. 5.1 контракта приложенного к аукционной документации указано, что банковская гарантия должна соответствовать установленным требованиям Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "КубГТУ".
Организатор торгов указал, что банковская гарантия N002109БЭГ/2019 от 25.01.2019 г., предоставленная победителем аукциона не соответствовала требованиям установленным в аукционной документации, проекте договора и Положении о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "КубГТУ" по следующим основаниям:
В банковской гарантии неверно указаны номер и дата протокола подведения итогов электронного аукциона. По всему тексту банковской гарантии вместо слов "Договор" указано, "Контракт", что согласно пп. 2 п. 12.15 части 12 Положения является несоответствием банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
В банковской гарантии в нарушение пп. 6 п.12.13 части 12 Положения не указано отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из договора с Заказчиком при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора.
В документации о закупке и Положении о закупке в Куб ГТУ было установлено обязательное наличие в банковской гарантии отлагательного условия, предусматривающего заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из договора с Заказчиком при его заключении. Такое требование предполагает, что банковская гарантия может действовать только, если договор будет заключен. Договор сторонами не заключен.
Требование установленное в банковской гарантии - прикладывать к требованию по гарантии письменные доказательства обращения Бенефициара к Принципалу за исполнением обязательств по контракту установлено незаконно, так как не предусмотрено документацией и Положением о закупке.
Перечень документов, установленный Правительством РФ, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об установлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии закрытый:
- расчета суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
- платежного поручения, подтверждающего перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
-документа, подтверждающего факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
-документа, подтверждающего полномочия единоличного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
4. В банковскую гарантию необоснованно включено условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии, только если это будет установлено в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте Контракта, заключаемого принципалом предусмотрено соответствующее право заказчика (Бенефицира) по Контракту.
На основании вышеизложенного, в связи с тем что банковская гарантия не соответствовала требованиям установленным в п. 12.3 Положения о закупке, документации о закупке и проекту контракта она была отклонена Заказчиком.
Кроме того, в части 13 Положения установлен порядок заключения договора. В подпункте 13.1.9 части 13 Положения указано, что участник закупки, которому присуждено право заключению договора, должен представить Заказчику подписанный со своей стороны проект Договора и обеспечение исполнения договора (если установлено) не позднее пятнадцати дней со дня подписания итогового протокола, если иной срок не предусмотрен в документации о закупке.
В подпункте 13.2 части 13 Положения указано, что Участник закупки признается уклонившимся от заключения договора, в случае если:
- не предоставил в срок, указанный в п. 13.1.9 данного параграфа подписанный им договор; надлежащее обеспечение исполнение договора;
-предоставил протокол разногласий к проекту договора или иного документа, свидетельствующего о намерении заключить договор на условиях, не предусмотренных в документации об электронном аукционе, в том числе наличие в таких протоколах разногласий предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота).
В случае уклонения участника закупки от заключения договора внесенное обеспечение заявки такому участнику закупки не возвращается (если требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в закупке было предусмотрено Заказчиком в документации о закупке).
В пункте 20 информационной карты электронного аукциона, установленной частью V Документации об электронном аукционе установлено, что срок в течение которого победитель электронного аукциона должен подписать проект договора, должен составлять не более 15 дней со дня подписания протокола рассмотрения вторых частей.
Протокол рассмотрения 2-х частей заявок (итоговый протокол) был подписан Заказчиком 18.02.2019 г.
Проект договора победитель аукциона должен был подписать не позднее 02.02.2019 г., с учетом того, что 02.02.2019 г. выходной день, то первым рабочим днем, в течение которого участник мог подписать договор является- 04.02.2019 г.. в то время как победитель аукциона подписал договор только 07.02.2019 г.
Победитель закупки не предоставил в срок не позднее 15 дней подписанный со своей стороны договор.
ООО "СП-Холдинг" предоставило банковскую гарантию 11.02.2019 г. в 18.01 по московскому времени, (рабочий день у Заказчика до 16.45), в последний день 20 дневного срока (с учетом выходного дня), установленного для заключения договора, не оставив Заказчику никакой возможности для заключения договора в установленный законом срок.
Заключить договор 12.02.2019 г. Заказчик не мог, так как информационная система информировала о том, что срок заключения договора нарушен.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "СП-Х" (эл. п. вх. N 1458 от 18.02.2019 г.) на действия организатора торгов ФГБОУ ВО "КубГТУ" при организации и проведении аукциона в электронной форме на право выполнения работ по монтажу системы видеонаблюдения на объектах университета по ул. Московская, 2, с созданием единого центра "Безопасный университет" (извещение N 31807267690 опубликовано на сайтеwww.roseltorg.ru)необоснованной.
Заместитель председателяКомиссии: К.Р. Бжассо
Члены Комиссии: О. А.Сафронова
А.Н. Довлатов
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 февраля 2019 г. N 66-Т/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.02.2019