На основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Карельского УФАС России в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Петрова М.С.,
членов комиссии: Павловой М.Ю., Перешиваловой К.В.;
в присутствии генерального директора ООО "ММТК" ** и представителя ** (доверенность в материалах дела),
в присутствии представителей ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова" *** (доверенности в материалах дела);
ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова" представила в Карельское УФАС России (вх. от 08.02.2019 N 565), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, сведения в отношении ООО "ММТК" (ИНН: 7804536080) (далее- Поставщик), для включения в Реестр не добросовестных поставщиков.
Заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков были представлены:
- сведения в отношении ООО "ММТК" (ИНН: 7804536080), адрес: ул. Чугунная, д. 20, лит. З, оф.212, г. Санкт-Петербург,194044;
- сведения в отношении генерального директора и учредителя ООО "ММТК"
Богачева Алексея Вячеславовича (ИНН: 780727216997);
-1сведения об аукционе в электронной форме: извещение N 0306200013818000055; Заказчик - ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова"; наименование аукциона: поставка медицинских изделий для ЛОР; электронная торговая площадка http://www.sberbank-ast.ru (далее - ЭТП); начальная (максимальная) цена контракта - 3 226 530,30 руб.
Рассмотрение сведений назначено на 20.02.2019 в 10 час. 00 мин., состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении сведений объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 22.02.2019.
После перерыва рассмотрение сведений продолжилось Комиссией в прежнем составе, в отсутствие представителей Заказчика и ООО "ММТК".
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.03.2018 N0306200013818000055-1 в адрес Заказчика поступило 3 заявки. Все заявки соответствуют требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.03.2018 N0306200013818000055-3 победителем аукциона признан участник закупки ООО "ММТК", с предложенной ценой контракта - 3 113 601,75 руб.
29.03.2018 между Заказчиком и Поставщиком заключен государственный контракт N 055-3 на поставку медицинских изделий для ЛОР (реестровый номер контракта 2100104095318000143).
Пунктами 1.1, 1.2 контракта установлено, что Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке медицинских изделий для ЛОР, именуемые в дальнейшем "Товар", согласно Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту). Наименования, количество и стоимость Товара определяются Спецификацией (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Статьей 3 контракта предусмотрено:
3.1 Исполнение обязательств по контракту осуществляется поставкой всего товара в течение 120 календарных дней от даты заключения контракта. Поставка товара осуществляется в рабочие дни: пн-чт. с 9.00-12.00 и с 13.00 до 15.00.
3.1.1 Датой поставки товара считается дата приемки товара по количеству, подтвержденная товарной накладной.
3.2 Адрес поставки Товара: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, 3 (склад). Ответственное лицо за приемку товара: Цаплина Людмила Викторовна, тел. 8 8142 763484, 767721.
3.3 Поставляемый товар должен сопровождаться сведениями о сертификации, о регистрации в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Поставляемый товар должен быть промаркирован и иметь инструкцию по применению на русском языке.
3.3.1 С поставляемым товаром Поставщик обязан предоставить сопроводительную документацию на товар, содержащую по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании. Информация предоставляется к товарной накладной в виде Приложения N 3 к настоящему контракту. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
3.4 Приемка товара по количеству осуществляется Заказчиком в срок не позднее 10 рабочих дней с момента доставки товара. По окончании приемки товаров по количеству Заказчик подписывает заключение о результатах экспертизы поставленного товара, товарную накладную, содержащую следующую информацию: наименование, характеристика и количество принятого товара, срок окончательной реализации товара, артикул (серия, код), общую стоимость принятого товара, дату приемки товара по количеству, дату поставки товара. В товарной накладной в графе основание указывается номер и дата контракта. Товарная накладная должна иметь три подписи с расшифровкой: отпуск разрешил; главный бухгалтер; отпуск произвел. Наименование товара в накладной должно соответствовать наименованиям в контракте.
3.5 Не подлежат приемке товары, не соответствующие требованиям настоящего контракта, в поврежденной упаковке, не сертифицированные, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам и не имеющие необходимой сопроводительной документации.
3.6 В случае обнаружения несоответствия товаров условиям настоящего контракта, требованиям стандартов и иных нормативных правовых актов Заказчик письменно уведомляет об этом Поставщика (в том числе факсимильной связью), который обязан в течение 24 часов с момента получения уведомления прибыть для составления акта устранения недостатков.
3.7 В случае неявки Поставщика в срок указанный п.3.6. настоящего контракта Заказчик составляет акт без его участия и направляет Поставщику, который обязан в течение 3 (трех) дней с момента получения такого уведомления за собственный счет заменить такой товар.
3.8 В случае обнаружения недостатков которые не могли быть обнаружены при приемке товара (скрытые недостатки), Заказчик имеет право предъявить претензию в течение срока годности товара.
3.9 Все расходы по возврату и замене товара возмещает "Поставщик".
3.10 Для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки Товара, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Приемка результатов отдельного этапа исполнения Контракта, приемки товара, а также проведение экспертизы осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из материалов дела следует, что при приемке товара, поставленного по товарным накладным N28 от 04.06.2018, N 35 от 27.06.2018, N 49 от 28.09.2018 Заказчиком были выявлены несоответствия поставленного товара параметрам и характеристикам товара, предусмотренного техническим заданием, являющимся приложением к контракту и его неотъемлемой частью (такие как количество перемычек от центральной оси, отсутствие частичной шероховатой поверхности, отсутствие перфорации широкой петли, длина и ширина пластины меньше на 0,1 мм).
По данному факту 14.11.2018 Заказчиком составлен акт устранения недостатков с участием представителя поставщика - Генерального директора ООО "ММТК". Заказчиком установлен срок для устранения выявленных недостатков - 14 рабочих дней с момента получения акта. Акт вручен представителю поставщика 14.11.2018.
При составлении Акта устранения недостатков представитель поставщика выразил несогласие с доводами заказчика по существу выявленных несоответствий, полагал, что указанные несоответствия являются улучшенными характеристиками товара. Кроме этого, высказал предложение о расторжении контракта по соглашению сторон.
Согласно обращению Заказчика, выявленные несоответствия поставленного товара положениям Технического задания контракта не являются улучшенными характеристиками товара, а наоборот, ухудшают функциональные свойства товара. Выявленные несоответствия поставленного товара заказчик квалифицирует как недостатки товара.
Заказчик отказался от части поставленного товара:
|
Наименование |
Количество |
Ед.изм. |
Цена с НДС |
Остаток (Сумма с НДС) |
1 |
Протез для тимпанопластики РАР 07.62.250 |
24 |
штука |
20440,00 |
490 560,00 |
2 |
Протез для тимпанопластики полным ТАР 07.61.400 |
15 |
штука |
20 440,00 |
306 600,00 |
3 |
Протез для тимпанопластики полный ТАР 07.61.375 |
15 |
штука |
20440,00 |
306 600,00 |
4 |
Протез для стапедопластики SPL 03.21.550 |
12 |
штука |
16 000,00 |
192 000,00 |
5 |
Протез для тимпанопластики полный ТАР 07.61.500 |
10 |
штука |
20 440,00 |
204 400,00 |
6 |
Протез для стапедопластики SPL 03.21.575 |
5 |
штука |
16 000,00 |
80 000,00 |
7 |
Протез для стапедопластики SPL 03.21.800 |
5 |
штука |
16 000,00 |
80 000,00 |
|
|
|
|
|
1 660 160, 00 |
На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что экспертиза поставленного товар (непринятого Заказчиком) не производилась ввиду того, что информация о несоответствии товара требованиям контракта содержалась на упаковке и являлась очевидной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 507 ГК РФ в случае, когда при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение тридцати дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения.
Комиссия Карельского УФАС России обращает внимание, что в силу части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует подтверждение согласования Заказчиком поставки товара с улучшенными характеристиками (заключение дополнительного соглашения). Обществом не представлено документального подтверждение того, что предложенные им характеристики являются улучшенными, относительно установленных в техническом задании к контракту.
27.12.2018 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
27.12.2018 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе в сфере закупок, направлено в адрес Поставщика посредством электронной почты, 28.12.2018 направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.
Комиссия Карельского УФАС России установила, что согласно почтовому уведомлению о вручении, заказное письмо не было получено ООО "ММТК" и по истечению срока хранения, письмо было выслано обратно отправителю. В связи с неудачной попыткой вручения данное письмо возвращено Заказчику 06.02.2019.
В силу вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления поставщика в данном случае является дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе-26.01.2019.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Вместе с тем, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 06.02.2019.
В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Карельского УФАС России 08.02.2019.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1062 утверждены Правила ведения реестра (далее по тексту- Правила).
Из пункта 11 Правил ведения реестра следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований, без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что Общество активно предпринимало меры для исполнения контракта, вело переговоры с Заказчиком, пыталось осуществить допоставку с заменой товара, Общество предпринимало меры по подписанию дополнительного соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон.
Представленные ООО "ММТК" документы (переписка с Заказчиком, подписанные Заказчиком товарные накладные) подтверждают, что Общество имело реальное намерение на исполнение контракта и требуемые ресурсы для его исполнения.
В ответ на уведомление Управления о рассмотрении сведений, поступивших от Заказчика о включении Общества в РНП, последнее направило в антимонопольный орган письма, в которых выразило свое несогласие с решением Заказчика, а также представило объяснения (от 19.08.2019, от 22.02.2019) по поводу обстоятельств исполнения контракта с приложением подтверждающих документов.
В письменных пояснениях Общество сообщило, что требуемый к поставке товар (по непринятым Заказчиком позициям контракта) является эксклюзивным и производится единственным производителем на территории Российской Федерации ООО "Гелиос-Медикал".
Общество неоднократно обращалось к производителю с заявкой на поставку по непринятым Заказчиком позициям контракта, но не получило ответа. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Документы, представленные Заказчиком в рамках рассмотрения сведений о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, не опровергают добросовестность Поставщика и не могут служить основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства такого поведения ООО "ММТК", которое могло быть расценено как действия (бездействие), направленные на срыв контракта. Напротив, представленные в материалы дела документы, свидетельствуют о совершении со стороны Общества действий, направленных на надлежащее исполнение условий контракта.
Комиссия Карельского УФАС России также учитывала, что в Управление ранее сведений в отношении ООО "ММТК" о включении в реестр недобросовестных поставщиков не поступало, Общество добросовестно исполняло и исполняет обязательства по иным государственным контрактам, без применения к нему штрафных санкций.
На заседании Комиссии было установлено, что фактически Контракт исполнен на 50%, в рамках Контракта Заказчиком оплачено 1 453 441,75 руб.
При таких обстоятельствах, в рамках своих полномочий у Комиссии Карельского УФАС России отсутствуют основания для включения сведений в ООО "ММТК" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1062, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "ММТК" (ИНН: 7804536080), адрес: ул. Чугунная, д. 20, лит. З, оф.212, г. Санкт-Петербург,194044в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке
Заместитель Председателя Комиссии ___________ М.С. Петров
Члены Комиссии ___________ М.Ю. Павлова
___________ К.В. Перешивалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 22 февраля 2019 г. N 010/06/104-65/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.02.2019